Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека



 

Статья Креча.

Факторы, определяющие решение задач.

Ситуационные факторы.

-модель стимула. Пространственное расположение стимулов может затруднять решение задач. Если для решения нужно, чтобы A виден как часть элемента Х, а А расположен как часть У, то решение затруднено. Гештальт законы.

-временная организация и установка.

= Эксперименты Лачинса – если много раз решал задачи одним методом, то появляется установка решения этим методом. Установка – автоматическое действие.

=Эксперимент Кнайта – чем больше мы вкладываем усилий в разработку какого-то метода, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться его в дальнейшем. Если решали задачи сложным способом, то и простую задачу будем решать мудрено.

=эксперименты Майера по преодолению: чтение лекции о том, чтобы не пользоваться стандартными приемами при решении задач.

-эмоциональные и мотивационные состояния. Эмоции влияют на эффективность решения задач. Интеллектуальные способности страдают от неудач – эксперимент: надо выбрать 1 правильный ответ. Перед эти дали задачи, где не было правильного ответа. Последующие задачи тоже не решили.

- Неудачи и успех понижают эффективность выполнения следующей задачи.

При очень сильной мотивации эффективность падает.

 

Личностные факторы

-знания. Связь между знаниями и творчеством. Чем больше знаний, чем более разносторонние решения задач. С другой стороны, знания ограничивают нас в стереотипных представлениях об объекте. Чем меньше знаний, тем легче найти оригинальный вариант.

-интеллект. Эффект установки выше у людей с низким интеллектом.

Дети с высоким iq – умеют проверять пробные гипотезы и отвергать неверные. Больше достигают ага-решений. Более умные легче решают задачи.

-личностные черты.

Люди хорошо решающие задачи – гибкие, инициативные, уверенные. Приспособленность к соц давлению=низкая продуктивность решения задач.

Конформные люди решают задачи хуже.

Творческие люди не самые умные – в них смешивается зрелость и детскость, склонны к нонконформизму, независимость в суждениях, инициативны, открыт опыту, резок, критичен к недостаткам. Смесь взрослого и ребенка.

 

Мотивация и эмоциональная регуляция.

Мозговой штурм Осборн

Соревновательная мотивация, проверка умственных способностей

Соперник. Последние стадии игры в шахматы.

Акт принятия задачи

 

Структурирующая ф-я мотива – эксперимент Богдановой.

Ф-и мотивов:

-побудительная

-смыслообразующая

-структурирующая.

 

Мотив влияет на:

-образование промежуточных целей

-увеличивается тщательность невербализованного поиска

-степень развернутости вербализованной и невербализованной активности.

 

1. В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:

а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);

б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование умственной одарен­ности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).

Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность.

 

В деятельности че­ловека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и оп­ределило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспери­ментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов.

- методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербаль­ной активности испытуемых.


 

             


 

Сравнивали самоотчет и движения глаз:

задача «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки та­ким образом, чтобы осталось три квадрата»,

задача «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата».

 Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный ха­рактер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.004 с.)