Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека
Статья Креча. Факторы, определяющие решение задач. Ситуационные факторы. -модель стимула. Пространственное расположение стимулов может затруднять решение задач. Если для решения нужно, чтобы A виден как часть элемента Х, а А расположен как часть У, то решение затруднено. Гештальт законы. -временная организация и установка. = Эксперименты Лачинса – если много раз решал задачи одним методом, то появляется установка решения этим методом. Установка – автоматическое действие. =Эксперимент Кнайта – чем больше мы вкладываем усилий в разработку какого-то метода, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться его в дальнейшем. Если решали задачи сложным способом, то и простую задачу будем решать мудрено. =эксперименты Майера по преодолению: чтение лекции о том, чтобы не пользоваться стандартными приемами при решении задач. -эмоциональные и мотивационные состояния. Эмоции влияют на эффективность решения задач. Интеллектуальные способности страдают от неудач – эксперимент: надо выбрать 1 правильный ответ. Перед эти дали задачи, где не было правильного ответа. Последующие задачи тоже не решили. - Неудачи и успех понижают эффективность выполнения следующей задачи. При очень сильной мотивации эффективность падает.
Личностные факторы -знания. Связь между знаниями и творчеством. Чем больше знаний, чем более разносторонние решения задач. С другой стороны, знания ограничивают нас в стереотипных представлениях об объекте. Чем меньше знаний, тем легче найти оригинальный вариант. -интеллект. Эффект установки выше у людей с низким интеллектом. Дети с высоким iq – умеют проверять пробные гипотезы и отвергать неверные. Больше достигают ага-решений. Более умные легче решают задачи. -личностные черты. Люди хорошо решающие задачи – гибкие, инициативные, уверенные. Приспособленность к соц давлению=низкая продуктивность решения задач. Конформные люди решают задачи хуже. Творческие люди не самые умные – в них смешивается зрелость и детскость, склонны к нонконформизму, независимость в суждениях, инициативны, открыт опыту, резок, критичен к недостаткам. Смесь взрослого и ребенка.
Мотивация и эмоциональная регуляция. Мозговой штурм Осборн
Соревновательная мотивация, проверка умственных способностей Соперник. Последние стадии игры в шахматы. Акт принятия задачи
Структурирующая ф-я мотива – эксперимент Богдановой. Ф-и мотивов: -побудительная -смыслообразующая -структурирующая.
Мотив влияет на: -образование промежуточных целей -увеличивается тщательность невербализованного поиска -степень развернутости вербализованной и невербализованной активности.
1. В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента: а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»); б) решение задач в ситуации соревнования; в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием). Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и определило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач. Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов. - методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Сравнивали самоотчет и движения глаз: задача «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки таким образом, чтобы осталось три квадрата», задача «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата». Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный характер.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.004 с.) |