Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи)
Выделяются содержательные характеристики (предметно-смысловые и логические) и формальные (функциональные) характеристики. Содержание речевого общения раскрывается в понятиях «тема» и «точка зрения». Тема речи – это то, о чём идёт разговор. Точка зрения – то, что говорится о теме. В процессе диалога определённая тема получает развитие, оформляясь в определённых точках зрения говорящих людей. В речевом общении происходит чередование во времени вербальных воздействий партнёров друг на друга. Чтобы анализировать взаимодействие партнёров, надо рассматривать два взаимодействующих сопряжённых речевых акта. Единица языка речи – взаимодействие двух высказываний. Три вида обращений в процессе диалога: 1. обращение-сообщение (передача информации по собственной инициативе) 2. обращение-вопрос (запрос информации; предполагает ответ) 3. обращение-побуждение к действию · предложение действовать · команда · просьба
В процессе совместного решения задач выделяются: · предметный аспект (выбор объекта, условия и цели) · процедурный аспект (предметные действия и вербальные акты) · личностный аспект (взаимодействие) При решении задач и проблем могут быть следующие отношения: · содействие и противодействие (противодействие подразумевает отсутствие реакции на высказывание партнёра; игнорирование партнёром направленного на него побуждения) · согласие и противоречие (согласие имеет место, когда точки зрения собеседников на одну и ту же тему совпадают или, по крайней мере, совместимы между собой) Когда присутствуют отношения содействия и согласия, партнёры осуществляют положительное преобразование темы разговоры. Монологизация. Может быть так, что есть отношение содействия, но нет отношения согласия. Кроме того, люди часто действуют в ситуации неопределённости. Уровень взаимодействия недостаточно определённых точек зрения. Иногда отрицание точки зрения другого приводит к положительному развитию своей точки зрения.
Диалог может прекращаться в следующих случаях: · достигается полное согласие (положительная монологизация) · полная несовместимость точек зрения (отрицательная монологизация) Прекращение диалога не обязательно сопровождается прекращением взаимодействия.
В процессе коммуникации возникают специальные цели установления и поддержания контакта с партнером (фатическая функция речи), цель подготовить слушателя к восприятию и пониманию сообщений (фасцинация). Они являются промежуточными по отношению к конечной — воздействия на партнера; порождение этих целей также является результатом определенной мыслительной работы. Считается, что фатическое общение в наименьшей степени зависит от интеллектуального уровня собеседников. Фасцинативные сигналы – это своего рода уступки интересам слушающего.
Восприятие людьми друг друга, первое впечатление, обратная связь и т.д. разрабатывал Бодалев. Познание людьми друг друга – процесс познания, а значит и мышления. Мышление как компонент общения: -интерпретация, понимание результатов деят, прогнозирование поступка, поведения, понимание речи. Мышление – развернутый процесс решения мыслительных задач. - Познание целей и мотивов другого человека. Познание в условиях конфликта усложняется тем, что происходит маскировка истинных целей и демонстрация мнимых. - Идентификация – способ познания, поставить себя на место другого. - Эмпатия – эмоциональный отклик на проблемы другого человека. Межличностное познание включает в себя причинную интерпретацию поведения другого человека – поиск истинных причин или приписывание их человеку. Каузальная атрибуция. Познание истинных мотивов. Мышление в качестве воздействия на человека: усложнить познавательный процесс другого человека при конфликте или наоборот – расширить – при сотрудничестве.
l Парадоксы общения- несовпадение смыслов высказываний. Ситуационный смысл проясняется в ходе общения. l Общение характеризуется не только вовлечением каждого партнера, но и их представлении о вовлечении другого. l Диалогическое может быть непосредственным и опосредованным (переписка). В д.р. надо различать непроизвольные и произвольные компоненты. l Психологические условия диалогического общения: предметная область + восприятие друг друга акустически и зрительно (невербалика).
l Речевое общение может быть адресовано к интеллектуальной или эмоциональной сфере. Цель говорящего: выбор жанра, интонирование (прояснение ситуационного смысла), попытки активно определить и предвосхитить ответ собеседника. l Расчленение подлежащего выражению на подразумеваемое и выражаемое -> разное соотношение: разговор намеками, молчание. Осборн – мозговой штурм. Мышление в группе. 50. Интерактивные процедуры эксперимента в исследованиях мышления
Интеракция – термин информационный. Но его следует рассматривать шире как взаимодействие у Дункера, диалогическое решение задач.
Обобщая имеющиеся знания, интерактивные процедуры в психологии мышления – мышление во взаимодействии. Можно выделить несколько направлений таких экспериментов: l клиническая беседа Пиаже (неструктурированная, следует за мыслью ребенка, которая прямо выражается в речи). l исследования диалогического мышления: с другими людьми и с компьютером l методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова
Левин - что экспериментатор играет роль Осборн - мозгшовой штурм. Гаджиев: роли в группе при решении задачи (ОПП) Лурия Пономарев - подсказки
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.006 с.) |