Функция эмоциональной активации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция эмоциональной активации



Анализу были подвергнуты отдельные случаи решения задачи.

Параметр: изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации.

- В ходе решения задачи выделялся момент резкого падения сопротивления кожи. В отчете этот момент обозначался как момент, когда появилась идея решения.

- Затем появляется уверенность в правильности предположения. Этот момент называют «эмоциональным решением задачи».

- Последний этап – эмоциональная антиципация замысла, оформленного в речи.

Т.о. эмоциональная реакция дважды опережает «выдачу» решения на речевом уровне.

Анализ показал, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции.

Эвристическая функция эмоций состоит в выделении некоторой зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска в глубину и в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, возврат его к определенному пункту.

Эксперименты 1:

Цель: искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить ее влияние на продуктивность деятельности.

Инструкция: проговаривание процесса решения задачи как можно более равнодушно, монотонно.

Результаты: при гашении эмоций задачи не были решены и оценивались как трудные.

 

Эксперименты 2:

Инструкция: «обязательно решить эту задачу, если вы начнете волноваться – мы немедленно прервем эксперимент».

Результаты: ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации.

Выводы: эмоциональная активация – необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.

Контрольные эксперименты показали, что механизм эмоциональной активации необходим для выполнения именно творческой, а не любой умственной работы.

Эмоциональная активация определяет субъективную ценность того или иного направления поиска.

 

Эксперименты Виноградова:

Цель: роль эмоции в формировании общего замысла решения, проследить процесс развития эмоциональных оценок, установить роль эмоциональных процессов.

Шахматные этюды.

Требование: выигрыш.

Результаты:

При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помех для интеллектуальной деятельности.

Эмоциональные оценки могут оказаться более «верными», чем оценки вербальные, т.к. происходит формирование субъективной шкалы ценностей, которая полностью совпадает с объективной. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик.

Каждая эмоциональная оценка значения определенного действия подготавливается ей предшествующее.

 

Эмоциональная память

Эксперименты Виноградова:

Методика наводящего задания.

При предварительном эмоциональном закреплении наводящей задачи наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи.

Здесь имеет место проявление аффективной оперативной памяти.

Специальная серия экспериментов:

При решении основной задачи специально вызывалась отрицательная эмоциональная реакция. Последовательность предъявления задачи не менялся.

Результаты: после нахождения испытуемым решения вспомогательной задачи, при повторном предъявлении основной задачи ее решение не достигается. Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта.

Эмоциональный опыт – один из механизмов наведения на решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.006 с.)