Патологические лгуны. Богатая, незрелая фантазия, чтобы привлечь внимание к себе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патологические лгуны. Богатая, незрелая фантазия, чтобы привлечь внимание к себе.



Чаще всего это люди, которым нельзя отказать в способностях. Они сообразительны, находчивы, быстро усваивают все новое, владеют даром речи и умеют использовать для своих целей всякое знание и всякую способность, какими только обладают. Они могут казаться широко образованными, даже учеными, обладая только поверхностным запасом сведений, нахватанных из энциклопедических словарей и популярных брошюр.

 

Группа конституционно-глупых:

Эта группа также находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью; это — люди врождённо ограниченные, от рождения неумные.

С другой стороны, сюда относятся и элементарно-простые, примитивные люди, лишенные духовных запрос ов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями какого-нибудь ремесла; результате чего в грубо элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди.

Говорят шаблонные фразы, поддерживают разговор, но нет оригинальности.

Подвергаются внушению. Они склонны к резонерству, говорят ложные вещи, говорят больше, чем знают на самом деле.

 

 

14.Концепции интеллекта и различные представление о его структуре. Спирмен, гилфорд, кетелл.

 

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Ф. Гальтон. Он полагал, что интеллектуальные возможности обусловлены особенностями биологической природы человека.

 

1905 год явился переломным в изучении интеллекта.

Понимание природы интеллектуальных способностей с этого времени оказалось под влиянием практического запроса. Во Франции была создана комиссия, на которой обсуждался вопрос о детях, отстающих в развитии. Встала задача выявить таких детей с целью распределения в специальные школы.

А. Бине и Т. Симон попытались решить эту задачу, предложив 30 тестов для измерения умственного развития детей. С этого момента начала формироваться тестологическая парадигма в исследовании интеллекта. Тестовые задания Бине и Симона группировались по возрастам. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотнесения реального хронологического возраста ребенка с его «умственным возрастом». В качестве меры развития интеллекта было предложено соотношение: [«умственный возраст»/«хронологический возраст»]*100%, которое получило название «коэффициент интеллекта» (IQ).

 

Две линии трактовки природы интеллекта:

· Признание общего факта интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (К. Спирмен)

· Отрицание общего начала интеллектуальной деятельности, утверждение множества независимых интеллектуальных способностей
(Л. Терстоун)

1. Теория интеллекта Спирмена (1927) базируется на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов. Основой связи отдельных тестов является наличие «общего фактора интеллекта» (фактор «G»). Кроме фактора «G» был выделен фактор «S», характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания. Поэтому теорию называют «двухфакторной теорией интеллекта».

Спирмен полагал, что фактор «G» - это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии».

 

2. В рамках теории Терстоуна. Многофакторная теория интеллекта.

возможность существования общего интеллекта отвергалась. Выделил 7 независимых «первичных умственных способностей»:

1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и пись­менную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.

 

Соответственно был сделан вывод о том, что для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный IQ показатель, скорее индивидуальные способности должны быть описаны в терминах профиля уровня развития первичных уровней умственных способностей, которые проявляются независимо друг от друга и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. Поэтому эта теория называется «многофакторной теорией интеллекта».

 

Но результаты исследований Терстоуна не исключают возможности существования «общего фактора», а результаты Спирмена – существования «групповых факторов. Поэтому получалось, что двухфакторная и многофакторная теории интеллекта – это фактически одна теория, имеющая дело с описанием одного и того же феномена с подчеркиванием в нем либо общего, либо специфичного.

 

3. Гилфорд - 120 факторов интеллекта.

Его кубическая модель представ­ляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя их трех размерностей мышления:

-о чем мы думаем (содержание): образное, символическое, семантическое и поведенческое

-как мы об этом думаем (операция): познавательные ф-и, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценка

-к чему приводит это умственное действие (резуль­тат).: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применения

Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необхо­димых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.

 

 

 

Работы Кеттела.

Используя большой набор тестов и ФА, он получил некоторое количество первичных факторов. Эти данные он взял за основу ФА второго порядка. В итоге смог описать 5 вторичных факторов. 2 из них характеризуют спирменовский «G» фактор:

· «Кристаллизованный интеллект» (тесты на запас слов, чтение, учет социальных нормативов). Этот вид интеллекта – результат образования различных культурных влияний. Его основная функция – накопление и организация знаний и навыков.

· «Текучий интеллект (флюидный)» (тесты на выявление закономерностей). Этот вид характеризует биологические возможности нервной системы. Его основная функция – быстро и точно обработать текущую информацию.

Кроме этих базовых Кеттел выделил 3 дополнительных фактора:

· «визуализация» (способность манипулирования образами при решении дивергентных задач)

· «память» (способность сохранять и воспроизводить инфу)

· «скорость» (способность поддерживать высокий темп реагирования)

Т.о. Кеттел выделил 2 стороны в работе интеллекта: одна обусловлена строением и функционированием мозга, другая – влиянием окружающей среды.

 

15.Интеллект и креативность

 

Оценка интеллекта.

-тест бине, симона – оценивал умственные способности школьников. Критерии – быстрота выполнения заданий.

Вычислял умственный возраст ребенка.

Коэффициент интеллекта IQ - отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом. УВ делим на ХВ.

Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок -это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.

коэффициент для десятилетнего ребенка:

IQ = УВ/ХВ =  120мес / 120мес = 1*100 баллов1

 

Распределение интеллекта. Ввел Термен.

Нормальное. Кривая «нормального» распределения интеллекта. Видно, что примерно у 70% всех лиц IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов (т.е. в пределах одного стандартного отклонения ет от среднего IQ, равного 100); видно также, что лишь около 2% населения страдает умственной отсталостью (IQ < 70).

 

Творческое мышление –

- пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

- подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения

- оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения

 

Связь интеллекта и творческого мышления:

- У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом;

- у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности.

- Лишь начиная с опре­деленного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уро­вень, по-видимому, лежит где-то в области IQ 120; дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает.

- между женщинами и мужчинами в отношении творческих способностей не было выявлено различий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.012 с.)