Эмоциональная регуляция мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная регуляция мышления.



эмоциональный процесс включается в мыслительную работу человека, был выделен особый класс эмоций, который получил название «интеллектуальные эмоции». Эмоции показывают, удовлетворена ли познавательная потребность или нет.

исследования Ю.Е.Виноградова, И.А.Васильева, В.Е.Клочко, Ю.Н.Кулюткина.

метод - опрос испытуемого, в регистрации данных самоотчета с их последующей систематизацией. + приемы объективной регистрации физиологических реакций, возникающих у испытуемого при эмоциональном напряжении. Кожно-гальваническая реакция, пульс, частота дыхания и т.д.+ фиксация рассуждения испытуемого вслух в ходе решения конкретной задачи (и его последующего анализа) и параллельной, синхронизированной во времени регистрации физиологических изменений, свидетельствующих о возникновении у него эмоционального состояния.

РЕЗУЛЬТАТЫ исследований:

1. разные виды умственной активности человека в разной степени окрашиваются эмоциями, в разной степени предрасполагают к возникновению у субъекта периодов эмоциональ­ной активации. Зависит от:

- признак новизны для субъекта задачи, подле­жащей решению, то есть наличия в ней необходимости выявить нечто новое в объекте.

Так, в одном из экспериментов сравнивалось решение ариф­метических задач, где нужно реализовывать стандартные проце­дуры сложения, вычитания, умножения, деления, и задач, кото­рые требовали нахождения идеи текста, прочитанного испытуемым, составления нового задания по аналогии с тем, которое он только что выполнил. Именно этот элемент нестандартности, нешаблон­ности, новизны для субъекта выполняемой им деятельности и явился важнейшим моментом, определяющим возникновение эмоциональных состояний.

 

2. Эмоциональная регуляция включена в такой процесс решения испытуемым задачи, который заканчивается нахождением правильного ответа. То есть, объективно верное решение достаточно сложной задачи предполагает наличие эмоциональной регуляции самого процесса решения. Эмоции не обязательно дезорганизуют мышление, а и помогают.

 

3. большая динамичность эмоциональ­ных оценок, возникающих у человека в ходе решения с ложной интеллектуальной задачи

4. ф-и эмоций при мышлении:

1) оценка уже достигнутого резуль­тата с точки зрения его отношения к конечной или промежуточ­ной цели,

2) функция предвосхищения еще не достигнутого результата. Сначала - эмоциональный всплеск, потом - либо пауза, либо отдельные междометья, отрывочные восклицания, затем – формулировка гипотезы. Эмоциональное предвосхищение, по существу, выступает как первоначальная стадия формирования будущей осознанной цели.

 

5. эмоциональные процессы включаются не только в регулирование хода решения задачи субъектом, но и в процесс постановки задачи, процесс первоначального возникновения этой задачи.

Метод: организовать деятельность испытуемого, чтобы он первоначально занимался чем-то другим, а не той задачей, которая интересует экспериментатора

Пример: давали текст с ложными утверждениями, противоре­чащие физическим законам. «река медленно поднималась в гору».

Задача: испытуемого просили прочесть рассказ (текст презентировался как отрывок из художествен­ного произведения неизвестного испытуемому автора).

-Испытуемый добросовестно читал текст.

-Затем разные испытуемые должны были выполнять разные задания: Одних просили найти орфографические ошибки, других - прочесть текст и запомнить его как можно лучше, а затем попытаться передать его содержание своими словами.

И в том, и в другом случае не ставилась задача на обнаружение нелепос­ти.

Экспериментатора интересовал вопрос: сможет ли сам испытуемый выявить это противоречие? Поставит ли он сам перед собой задачу разобраться в ситуации?

 

- регистрировались психофизиологические показатели в момент первоначального чтения и последующего пересказа этого текста.

РЕЗУЛЬТАТЫ: у части испытуемых, которые не формулировали словесно данное противоречие, отмечалось четко выражен­ное падение сопротивления кожи или, наоборот, его повышение в моменты, когда они читали противоречивый фрагмент текста. В словесном отчете испытуемые иногда говорили, что им что-то показалось странным, но при этом они не осознавали, что именно. Были какие-то эмоциональные реакции.

у другой части не было ни словесного выражения противоречий, ни обнаружения их на непосредственно эмоцио­нальном уровне.

- в контрольной серии спрашивали, не заметили ли несостыковок каких-то. Люди с эмоциональными реакциями думали и находили ошибку, а другие нет.

ТО ЕСТЬ: эмоциональная реакция человека на противоречие может подготавливать появление новых познавательных, мыслительных процессов. Эмоция ведет к процессу мышления.

 

+ эмоциональная реакция возникает и при прослушивании условий задачи, до требований. эмоциональное оценивание, формирование избирательного отно­шения и к условиям, и к требованиям задачи.

Эмоции предвосхищают поиск решения И формулировок требования задачи.

 

 

По А.Н. Леонтьеву, «эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

 

Рибо и Блёйлер считали, что эмоции искажают отражение действительности.

 

Г. Майер: практические потребности эмоционального мышления. Фокус внимания на практические цели. [Ср. практическое мышление у Б.М. Теплова].

Эмоциональное мышление: аффективное (эстетическое и религиозное мышление; вид умозаключения), волевое.

 

Л.С. Выготский подчёркивал единство интеллекта и аффекта.

С.Л. Рубинштейн указывал на единство интеллектуального и эмоционального.

 

С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений: аффекты, эмоции, чувства (А.Н. Леонтьев).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.024 с.)