Потребностно-мотивационной регуляции мыслительной деятельности субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребностно-мотивационной регуляции мыслительной деятельности субъекта



- надо, чтобы актуализировались потребности, мотивы для осуществления мышления

- внутренние и внешние мотивы. Внешний мотив – голодный человек. Что бы купить покушать. Нет познавательной потребности. Купит первое попавшееся.

Внутренний мотив – познавательный мотив. побуждают человека к исследованию свойств предмета самих по себе или свойств. Не обязательно относится к доминирующей потребности.

-бывает, что потребность возникает по мере решения задачи. Решаете – бац, препятствие. Возникает потребность его преодолеть.

 

Экспериментальное исследование: двум группам дается одна задача при различной мотивации. Одной группе испытуемых дают решать специально подобранные задачи типа головоломок. Дается глухая инструкция «решать предложенные задачи». Испытуемые решают, при этом регистрируется время решения, число решений (если задача име­ет несколько вариантов решения), степень оригинальности ответа, который дает испытуемый, что определяется обычно по отношению к разбросу ответов, даваемых целой груп­пой.

Для второй группы испытуемых может намеренно создаваться более высокий уровень мотивации. Один из распространенных приемов заключается в том, что испытуемым этой группы неправильно объясняют смысл эксперимента, говоря, что у них будет исследоваться умствен­ная одаренность. На самом деле, в этом эксперименте никакого исследования умственной одаренности не проводится. Но этот прием приводит к тому, что у испытуемого возникает более сильная мотивация.

 

Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продук­тивность.

Деятельность полимотивирована. Акт принятия задачи – включение задачи в мотивы. Связывание с группой мотивов.

 

Структурирующая ф-я мотива – эксперимент Богдановой.

Ф-и мотивов:

-побудительная

-смыслообразующая

-структурирующая.

 

Мотив влияет на:

-образование промежуточных целей

-увеличивается тщательность невербализованного поиска

-степень развернутости вербализованной и невербализованной активности.

 

1. В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента:

а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);

б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование умственной одарен­ности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием).

Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность.

 

В деятельности че­ловека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и оп­ределило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.

Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспери­ментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов.

- методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербаль­ной активности испытуемых.


 

             


 

Сравнивали самоотчет и движения глаз:

задача «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки та­ким образом, чтобы осталось три квадрата»,

задача «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата».

 Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный ха­рактер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.004 с.)