Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление.



ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии мышления и речи

1. Критерии выделения мышления как объекта и предмета изучения психологической науки

 

Мышление – отражение чувственно не данных св-в связей, отношений предметов действительности.

-отражение обобщенное и опосредствованное

-с помощью мышления добывается знание во всех областях науки

-первая наука, изучавшая мышление – логика Аристотеля.

 

Ф-и мышления: целенаправленное опосредствованное обобщенное познание субъектом СУЩЕСТВЕННЫХ св-в и отношений мира и самого себя.

Мышление – субъект-объектное отношение, процесс постановки и решения задачи субъектом.

 

Мышление и восприятие – отражение непрямое, опосредствованное действительностью. Мышление может познать те св-ва, отношения, которые не даны непосредственно чувственной сфере.

 

Субъект мышления – человек.

Мышление – это опосредствованное и обобщённое отражение чувственно не данных свойств и отношений.

 

Мышление – это высшая форма активного отражения и порождения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных свойств и отношений мира, творческом создании новых идей и прогнозировании событий и действий.

 

Мышление – это процесс постановки и решения задач субъектом (определение в узком смысле).

Мышление – это процесс субъект-объектного взаимодействия, где субъект решает задачу, а задача – это объект (в глобальном смысле).

 

Интегративное определение по О.К. Тихомирову:

Мышление – это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности субъекта мышления.

 

Мышление как ВПФ интегрирует все остальные познавательные процессы, поэтому в практике его сложно выделить.

 

Полиморфность мышления – много видов мышления.

 

 

Л.С. Выготский – проблема анализа единиц речевого мышления, а не мышления вообще. Не разводится с лингвистикой.

А.Н. Леонтьев – мышление как высшая ступень познания. Нет собственно психологии.

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн – мышление как деятельность, как процесс.

А.В. Брушлинский – мышление как искание и открытие нового.

П.Я. Гальперин –процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.

 

 

Подходы к изучению мышления:

1. Механистический

2. Телеологический

3. Целостный

4. Генетический

5. --- Деятельностный ---

 

 

Мышление в разных науках:

· Кибернетика. Моделирование мыслительных операций – искусственный интеллект.

· Языкознание соотносит мышление и язык (в разных культурах).

· Культурология (эстетика) выявляет роль мышления в создании произведений искусства.

· Науковедение изучает теорию и практику научного познания.

· Этология изучает предпосылки возникновения мышления в животном мире.

· Социология изучает познание реальности в связи с культурными и историческими устоями общественной жизни людей.

 

 

 Связь философии и мышления. В философии мышление=сознание, психика. Философия отвечает на вопросы, что является первичным – материя или мышление? Можно ли познавать мир с помощью мышления?

-Для философии мышление – общественно-исторический процесс, историческое развитие познавательных способностей человечества. Философию интересует конечный продукт познавательной работы. Интересует понятийное мышление, научное.

-В психологии – мышление конкретных людей. Пси интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мыслительной деятельности. Интересует и простые формы мышления.

 

2) Связь логики и психологии мышления.

-логика изучает различные формы мышления – суждения, понятия, умозаключения. Систематизация форм мышления, классификация. Правильное, истинное мышление, работает с продуктами индивидуального мышления.

-психология изучает реальное мышление, а не правильное. Нарушенное, искаженное мышление. Мышление изучает нейро и патопсихология.

 

3) социология и психология мышления.

-социология изучает историческое развитие процессов познания в зависимости от соц структуры общества. Надиндивидуальное мышление.

-психология - индивидуальное мышление.

 

4) физиология и пси мышления.

-физиология ВНД изучает динамику нервных процессов, с помощью кот реализуется мышление. Мышление – результат деят мозга. Учение о 2 сигнальных системах в физиологии.

-психология – не рассматривает динамику, а изучает строение мыслительной деят, ее динамику, условия возникновения. Мышление не зависит от св-в нервной системы человека, а зависит от усвоенных категорий, условий деят, культуры, жизни чел. То есть на одном и том же нервном субстрате могут развиваться совсем разные формы мышления.

 

5) кибернетика и пси мышления.

-кибернетика изучает искусственный интеллект. Мышление чел как информационный процесс, ищет общее ЭВМ и мышление чел.

-психология изучает человеческое мышление, его отличие от информац процессов.

 

 

Мышление в психологии и других науках

 

Как понимается в этой науке В чём отличие от понимания в психологии

Философия

Раздел гносеология. Гносеология ищет истину. Возможность достижения истины. Две парадигмы: есть абсолютное истинное знание (Платон), есть вероятностно абсолютное знание (абсолютной истины нет). Мышление как характеристика человеческого рода вообще. Философию интересует общественное познание (характеристика рода), вывод правильного знания, осознаваемые процессы. Психологию в отличие от философии интересуют особенности мышления каждого конкретного субъекта.  

Формальная логика

Логику интересует результат, полученный в результате следования формальным законам. Логику, как и философию, интересует мышление вообще, а не конкретного человека. Психологию интересует процесс.

Психиатрия

Психиатр рассматривает мышление с точки зрения проявления симптомов болезни. Психологию мышления интересует процесс. Испытуемый в пределах нормы.

 

Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).

 

1) мышление и восприятие: мышление образное и понятийное.

- Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

Мышление – это умение находить и устанавливать связи между частями, отвечать на вопросы: Что, Как? Почему? Зачем? и др.

- Мышление создает понятия и образы – то есть облачает образы в слова и формулировки (для сравнения – восприятие создает образы, апперцепция – осмысленные образы)

- Чувственные образы нужны как исходный материал для мышления

- процесс восприятия – быстрый, мышления – развернутый во времени

- в мышлении есть логика, в восприятие может и не быть

 

2) мышление и память.

Мышление может использовать прошлый опыт, знания, образы памяти. Продуктивный процесс, преобразует этот опыт.

 

3) мышление и деятельность.

общность строения внешней практической предметной деят и мыслительной теоретич деят. То есть в человеческой мыслительной деятельности та же структура, что и в деят практической. То есть есть мотивация мышления, операция, действие, цель.

По рубинштейну, мышление – процесс, деятельность.

Мышление – проявление активности человека – это отражение и активность человека. Мышление субъектно.

 

4) мышление и общение

Восприятие людьми друг друга, первое впечатление, обратная связь и т.д.  разрабатывал Бодалев.

Познание людьми друг друга – процесс познания, а значит и мышления.

Мышление как компонент общения:

-интерпретация, понимание результатов деят, прогнозирование поступка, поведения, понимание речи.

Мышление – развернутый процесс решения мыслительных задач.

 - Познание целей и мотивов другого человека. Познание в условиях конфликта усложняется тем, что происходит маскировка истинных целей и демонстрация мнимых.

- Идентификация – способ познания, поставить себя на место другого.

- Эмпатия – эмоциональный отклик на проблемы другого человека.

Межличностное познание включает в себя причинную интерпретацию поведения другого человека – поиск истинных причин или приписывание их человеку. Каузальная атрибуция. Познание истинных мотивов.

Мышление в качестве воздействия на человека: усложнить познавательный процесс другого человека при конфликте или наоборот – расширить – при сотрудничестве.


 

2. Характеристика субъекта мышления

Когнитивная сфера, мотивационная и личностная сфера

Субъект мышления – это человек, решающий задачу.

Субъект мышления характеризуется следующими параметрами:

· Акт принятия задачи. Пока задача не принята, она решаться не будет. Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой. Есть иерархия мотивов. Задача должна туда вписаться.

связывание задачи с некоторой уже существующей актуализированной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой)

· Мотивация – источник активности субъекта. Мотив может быть внешним и внутренним

Выделяют 2 группы мотивов:

1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации.

2. Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов.

 

Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата.

Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным.

Психологическая структура проблемной ситуации включает:

· Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности

· Неизвестное досягаемое знание или способ действия

· Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности

 

· (эксперименты Телегиной и Богдановой; Корниловой)

· Установка

· Эмоциональное состояние

· Доминантный вид мышления

· Тип мышления – личностный хар-р - экстраверт, интроверт

· Стиль мышления: гибкий, ригидный, полезависимый-поленезависимый

· Мотивация достижения или избегание неудач

· Внешняя-внутренняя мотивация

· Личностные факторы – мотив, интеллект, воля, личностные особенности

 

Мышление человека на определённой стадии развития становится объектом его познания, возникают мысли о мыслях, мысли о мышлении.

Самосознание человека.

Изучение самосознания мыслителя как метод изучения мышления.

 

 

1. Задача имеет как объективный, так и субъективный смысл. Именно с субъективно воспринимаемой задачей человек и имеет дело.

2. В прошлом опыте субъекта могут содержаться (или не содержаться) средства для решения такой задачи.

3. В процессе решения задачи происходит преобразование объективного требования в субъективную цель, т.е. процесс целеобразования.

4. Понятие субъекта мышления определяется достаточно широко, что позволяет привлекать к изучению процесса решения задачи личностные черты человека, характеристики его потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы, индивидуальные особенности и т.д.

 

Эксперименты Телегиной и Богдановой

Решение одних и тех же задач.

3 ситуации эксперимента:

ü Выполнение нейтральной инструкции (решите предложенную вам задачу)

ü Решение в ситуации соревнования

ü Решение в ситуации «исследования умственных способностей»

Результаты:

Наблюдается закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами.

Эксперимент Корниловой

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них проявляются особенности мотивации мышления.

Задача из книги Де Боно «Нешаблонной мышление» о купце, его дочери и ростовщике (камешки с дорожки).

Чтобы отношения испытуемых к ситуации были разные, варьировались

ü Форма предъявления задачи (текст, схема, рисунок)

ü Инструкция

ü Формулировка вопроса

Отношение к задаче фиксировалось до и после решения задачи.

Результаты:

Оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот.

Чем больше предложений, тем лучше приняли задачу.

Испытуемые, которые не решили задачу, описывали ее как нерешаемую, неинтересную, неумную, даже если сначала она была им интересна. Иногда отказывались решать. Изменение отношения к задаче, отказ – мотивировка, оправдание собственной неудачи.

Иногда S ставит себе сам дополнительные условия, задачи – понять, что исследуют, помочь экспериментатору и т.д.

Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения.

Отношение к задаче формируется од влиянием:

ü Формы предъявления задачи испытуемому

ü Характер инструкций

ü Характер вопросов

В ходе решения задачи познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития в ходе решения задачи. Обнаружение несоответствия используемых способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречие между исходным и искомым, отношения между предыдущими и последующими целями при их последовательном достижении – все это внутренний источник развития мотивации в ходе решения задачи.

Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы.

Решение задачи – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления.

Отношение:

· по модальности (позитивное или негативное отношение)

· по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

· по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

 

3. Методы изучения мышления

Надо изучать объективными методами, интроспекция тут не поможет.

Надо фиксировать и особенности задачи и субъекта.

-оценивание протекание процесса: сам факт решения задачи, тип решения, время, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций.

 

С.Л.Рубинштейн: «Основная задача психологического исследования мышления заключается в том, чтобы, не ограничиваясь фиксацией внешних результатов мыслительной деятельности, вскрыть самый процесс мышления во внутренних закономерностях его протекания».

 

Специальные традиционные методы: экспериментальные методы, методы тестов.

А.М. Матюшкин в 1965 году писал, что «использование метода решения задач для изучения мышления исчерпало себя».

А.Н. Леонтьев считал, что центральные механизмы мышления остаются неизученными (возможно, потому что они бессознательны).

 

Объективные методы: метод перевода неосознаваемых мыслительных операций в осознаваемые (Я.А. Пономарев), движение пальцев слепых шахматистов, измерение степени аккомодации глаза.

Метод наблюдения:

Наблюдая за человеком в естественных условиях в процессе решения задачи можно многое узнать о мышлении. Главный плюс этого метода – это то, что во всех случаях наблюдения сохраняется естественность проявлений мышления. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решения или нерешения задач, протокол речевого рассуждения. При реализации этого метода могут использоваться технические средства: фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны.

Мимика, усилия, время решения, его речевые высказывания, фиксация результата,

Минусы метода: не всегда легко оценить существенность условий для наступления изучаемого явления. Этот недостаток может частично компенсироваться длительностью наблюдения.

Метод эксперимента:

Обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса и т.п. Пример: исследование образования искусственных понятий (методика Аха, Выготского-Сахарова), опыты с использованием подсказки (наблюдение за тем, помогает ли подсказка решению и т.п.).

-статистика, повторять эксперимент, варьировать условия, находить причинно-следственные отношения.

Естественный эксперимент – ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании. Создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности. Примеры: болезнь, нарушение работы мозга и т.п.

искусственный эксперимент (лабораторный), проводимый в лаборатории. Минусы: искусственность, проблемы с экологической валидностью, относительная простота задач, решаемых испытуемыми.

 

Экспериментальный метод с использованием нейропсихологической диагностики и регистрацией физиологических показателей – сочетает особенности экспериментального и клинического метода. Тщательный анализ процессов формирования и решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией индикаторов развертывающегося процесса.

 

Формирующий эксперимент – формируют новый мыслительный навык:

- операционально-техническая сторона,

- потребностно-мотивационная.

 

констатирующий эксперимент – проверка того, что именно сформировалось, в каком отношении результат формирующего эксперимента находится к целям эксперимента.

 

Экспериментальный метод позволяет подтверждать имеющиеся гипотезы в рамках определенной теории. В экспериментах можно выявить степень выраженности творческого мышления, воображения, способности нестандартно подойти к решению задачи. Во время эксперимента ведется протокол, позволяющий следить за этапами решения поставленной задачи, за заходами в тупик, а также за тем, реагирует ли испытуемый на подсказку и если да, то как. Если фиксировать высказывания испытуемого в процессе решения, можно понять какую он сформировал стратегию и насколько продуктивны его подходы. Экспериментальный метод предполагает не очень большие группы, для эффективности наблюдения за ходом решения.

Назначение метода: Метод эксперимента позволяет исследовать формирование новых видов мышления, наступление инсайта, процедуру нахождения правильного решения, количество времени, потраченного на это. А также эмоциональные проявление во время выполнения задания, которые также важны. С помощью метода эксперимента возможно регистрировать в протоколе реакцию испытуемого на подсказку и т.п.

 

 

Метод беседы:

- выявить отношение испытуемого к решаемой задаче,

- представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию),

-оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Вопросы при применении этого метода могут быть самыми разными: прямыми (Знакома ли вам предложенная задача?), косвенными (Как вы воспринимаете данную задачу?), проективного типа (Эту задачу обычно воспринимают как известную, верно?).

Беседа всегда дополняется наблюдением за ее участником (это основное условие метода клинической беседы Пиаже).

- вспомогательный метод, применимый для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также для первоначального изучения испытуемого (в этом случае используется анкетирование или открытое анкетирование).

Изучение продуктов деятельности: дневники, письма, зарисовки, схемы. Неэкспериментальные методы – ум полководца Теплова, про Сеченова и т.д.

 

Метод тестов:

-особенности мышления (интеллекта).

- проективные тесты, тесты успешности.

 

- факторный анализ, корреляционный анализ – зависимость мышления от личностных особенностей, информационный анализ, методы многомерного шкалирования.

 

Отрицательными же сторонами теста является то, что данный метод не всегда позволяет понять стратегию решения задачи, а уж тем более творческий подход к решению. В основном это математическая обработка результатов, их сравнение и трактовка (это касаемо тестов на интеллект); проективные же методики (ТАТ, тест Роршаха и т.п.) позволяют оценить творческое мышление, но, ориентируясь только на них, невозможно получить полную картину.

Тесты на творческое мышление: проективные методики (тест Роршаха, ТАТ, тест Люшера). Главное отличие – стимульный материал. Качество материала должно навести испытуемого на мысль относительно того, что он видит. В тесте Роршаха – это определение фигуры (на что похоже это бесформенное пятно).

Тесты на нахождение нужного решения: дается набор разрозненных предметов из которых нужно что-то собрать. Либо решение головоломок (Дункер).

Обычно исследуются оригинальность мышления, его гибкость и беглость.

Оригинальность – оригинальный подход к решению задачи, приводящий к нужному решению.

 Гибкость – насколько быстро и неинертно может перейти испытуемый к выполнению задания с тем же стимульным материалом, что и в предыдущем опыте, но для решения другой задачи.

 

Метод изучения продуктов деятельности:

Это анализ не только словесно-речевой продукции в устной или письменной форме, образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), но и конкретных предметов (машин, приборов и т.д.), анализ истории изобретений и открытий. Примеры: работы Теплова «Ум полководца» и Ярошевского «Сеченов и мировая психологическая мысль».

 

Метод рассуждения вслух.

- гештальтпсихологов. К.Дункер.

Задача с Х-лучами

- протокол рассуждения вслух

- анализ протокола:  выявление этапов, об­щей схемы поиска решения задачи.

1.  Сначала испытуемые пыта­лись устранить контакт между лучами и здоровыми тканями. На­пример, провести лучи по пути, свободному от тканей (через пищевод), сместить желудок к поверхности тела (путем давления).

2. Затем они пытались понизить чувствительность здоровых тканей. Например, не сразу включать излучение полностью.

3. Наконец, предлагается устранить вредное воздействие Х-лучей посредством линзы.

Таким образом, выделяются определенные этапы поиска, завершающиеся формулированием вариантов решения задачи.

- Специально выделялся момент формулирования принципа (функ­ционального решения). Например, «пищевод» как решение есть приложение принципа «свободный путь в желудок» к специаль­ным условиям человеческого тела.

 

 

4. Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация»

 

Мышление как субъект-объектное отношение между решающим и задачей. Задача – объект мышления.

 

1. Задача – высокая степень определенности, дается в готовом виде.

По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определённых условиях.

- объективная структура задач – данное и искомое

- субъективная структура задач – условие и цель

Происходит переход из объективной структуры в субъективную через акт принятия задачи. Каждый субъект индивидуальным образом достраивает условия задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

Задача имеет сложность. Структура задачи влияет на выполнение задачи.

-привычность-непривычность ситуации, описываемой в задаче. от нее зависит результат

-характер представленности условий – в словесной форме, в образной,

 

Требования к искусственной задаче:

-решение и замысел должны быть скрытыми.

-замысел должен быть оригинальным

-решение должно быть динамичным

-маскировка решения

-у испытуемого есть знания, чтобы решить задачу.

-решение задачи не вытекает из условий.

 

Требования к гештальтистским задачам: задачи должны быть совсем новыми для человека, нет опыта в решении таких задач, задачи, требующие визуального представления.

 

Относятся головоломки.

В задаче есть:

-элементы ситуации – фишки, пространство – далеко-близко,

-правила преобразования ситуации – как передвигать фишки

-заданный ситуацией набор альтернатив – я могу сделать первый ход одной из 4 фишек.

 

Искомое – требования: что должно получиться в итоге – 1 фишка на поле.

Эксперимент Гурьевой – шахматная доска. Меняли дано и требования. Менялось время решения, оценивали задачу как более сложную или как более легкую.

 

Различают хорошо определенные задачи и плохо определенные задачи.

Изучением решения плохо поставленных задач впервые стали заниматься гештальтпсихологи (К.Дункер, М.Вертгаймер). Они предлагали испытуемым открытые задачи (творческие проблемные ситуации). Такая задача объективно имеет множество решений, что дает испытуемому больше свободы для развертывания разнообразных вариантов процесса поиска.

 

Типы задач: когнитивные, бихевиоральные, гуштальт.

 

 

2. Над задачей стоит проблемная ситуация. Ввел рубинштейн.  Она предшествует возникновению задачи. Раньше используемые методы не подходят –человек в тупике. Появляется потребность в решении задачи, мотивация познавательная.

Бывает и наоборот. Не задача – проблемная ситуация, а и наоборот: сначала интерес, проблемная ситуация, а потом формулируется задача.

 Проблемная ситуация – это особое состояние субъекта, характеризующаяся удивлением и желанием что-то узнать. Она связана с возникновением познавательной мотивации. Это задача, от решения которой он не может отказаться. Появляется интерес. (смена внешней мотивации на внутреннюю)

 -теория проблемных ситуаций Матюшкина

 три компонента:

· Возникновение познавательной мотивации

· возможности субъекта, ресурсы субъекта – интеллектуальные и личностные, творческие способности, прошлый опыт,

· открытие нового и интересного, неизвестного

 

3. проблема – более объективные критерии. Проблему нельзя дать человеку, человек ставит ее самостоятельно. Проблема решается годами, долго. Носит неопределенный характер.

 

 

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

 

5. Творческое мышление: проблема критериев

 

Созревание

Вдохновение

Проверка найденного решения

 

Препятствия творческого мышления:

· Конформизм – желание быть похожим на другого – основной барьер. Человек боится высказывать необычные идей, опасаясь показаться смешным.

· Цензура – в особенности внутренняя цензура – второй барьер.

· Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Школа позволяет закрепить знания, но не учит ставить и решать новые проблемы, улучшать существующие решения.

· Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию необдуманных решений. Люди достигают больших успехов в плане творческого мышления, когда они не связаны с повседневными проблемами.

 

2. продуктивное и репродуктивное мышление:

Критерий - степень новизны конечного продукта по отношению к знаниям субъекта

- продуктивное - Начинается формироваться с интуитивно-практического компонента. Этапы:

-абстрагирование, обобщение существенных признаков.

-сближение между интуитивно-практическим словесно-логичсекими компонентами мышления.

-повышается степень существенности признаков и уровень их обобщенности.

Качества продуктивного мышления – самостоятельность, глубина, гибкость, устойчивость, осознанность.

-репродуктивное

 

Гештальт. Секкей

Ввел понятие функциональная фиксированность – за объектом закрепляются ф-и, которые препятствуют переструктурированию. Невозсожность абстрагироваться от прошлого опыта.

проблема соотношения знания и мышления. далеко не все лица, обладающие знаниями, достаточными для решения задачи, способны использовать эти знания продуктивно.

на столе много разных предметов, среди которых были деревянная призма и планка. Планку клали на грань призмы, так, чтобы она находилась в равновесии.

3 серии:

1. вопрос: как сделать так, чтобы спустя несколько минут один конец планки автоматически опустился.

Решение должно было быть следующим: взять свечу, расплавив с помощью спичек один ее конец, прилепить ее к планке, затем любым набором предметов, положенным на другой конец планки уравновесить свечу. Нужно зажечь свечу, сгорая, она будет терять вес и конструкция выйдет из состояния равновесия. Здесь, как пишет автор, цель состояла в том, чтобы создать изобретение.  

2. Для другой группы испытуемых на столе стояла призма с лежащей на ней планкой. На одном ее конце была горящая свеча. Конструкция находилась в состоянии равновесия.

Задача – предсказать, что произойдет.

3. Третья группа испытуемых наблюдала эту ситуацию и видела, как равновесие стало нарушаться.

цель – дать объяснение происходящему.

Результаты: Оказалось, что специфика каждого из вариантов постановки цели определяет не только траекторию движения мыслительных процессов, но и их эффективность:

- легче всего испытуемые справлялись с заданием «объяснить»,

- труднее было «предсказать»,

- а цель «изобрести» (создать, сотворить) достигли только очень немногие.

 

функциональное отношение между научением, знанием и мышлением.

 

Эксперимент с тележкой на наклонной плоскости, нити и грузу, который привязан к тележке и опущен в сосуд с водой. Есть пипетка. Что можно сделать с помощью пипетки, чтобы тележка поднялась вверх. Ответ: оттянуть воду пипеткой.

Перед этим учили закон архимеда. Эксперимент с железным и деревянным грузом. Ответ быстрее приходит при деревянном грузе, так как есть эмпирический опыт, что дерево легче и оно всплывает на воде.

Не все испытуемые, способные воспроизвести словесно формулировку закона, могут использовать это знание в решении задач.

Само по себе знание не обуславливает решение творческой задачи.

 

Я.А. Пономарев. Подсказки.

Прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт решения задачи. В опытах Я.А. Пономарева использовалась следующая задача:

Пономарев - Первая: «Даны 4 точек. Зачеркните их 3 линиями, не отрывая карандаша от бумаги».

Гиппенрейтер - Вторая: «Сложите из 6 спичек 4 равносторонних треугольника с длиной стороны, равной длине спички».

 

Чтобы решить задачу, надо было выйти за пределы поля: а третье пространство или за точки.

- использовались подсказки:

- задачи с 6 спичками в качестве подсказки принципа решения - выйти из плоскости в трехмерное пространство, использовали:

1) введение в поле зрения вертикально стоящих предметов,

2) использование готового тетраэдра в качестве пробки для отверстия,

3) размещение на ограниченной площади ряда коробок, которые надо поднять из горизонтального в вертикальной положение, чтобы они поместились на отведенном участке.

- для подсказки в задаче «соединить 4 точек 3 линиями давал игру типа шашек, где траектория руки испытуемого копировала требуемый основной задачей рисунок, или просил «вписать квадрат в четырехугольник.            

 

Чтобы подсказка сработала, сначала надо:

1. Сначала человек пробует решить экспериментальную задачу Его безуспешные действия должны продолжаться до тех пор, пока он не реализует все доступные ему попытки решения.

2. При этом интерес к задаче и желание ее решить должны сохраняться.

3. экспериментатор дает «наводящую», в которой должен быть тот же принцип решения, что и в основной, но представленный в другом материале.

4. Наводящая задача должна быть субъективно легче основной.

5. При возвращении к прерванному решению подсказка «срабатывает» и возникает «инсайт».

 

главное – это готовность испытуемых к пониманию сути подсказки. Эта готовность максимальна, когда уже все собственные идеи исчерпаны, но интерес к задаче еще остается на высоком уровне. 

ВЫВОД: условия правильности решения задачи:

1. интерес к задаче

2. неэффективность первичных способов решения, отказ от них

3. новизна, неожиданность подсказки

4. содержание в подсказке общего принципа решения

 

4. Пономарев: экспериментальное исследование творческого мышления

Подсказка имеет прямой и побочный продукт. При творческом мышлении побочный продукт становится прямым – подсказку надо дать после попыток решить задачу.

-прямой – осознаваемый, соответствующий цели

-побочный – неосознаваемый.

 

5. Рубинштейн, Славская. Проблема переноса – применение ранее найденных решений к новым задачам. Для переноса важно обобщение.

Эксперимент Славской – с трапецией. В виде подсказки – квадрат.

Перенос осуществляется только, когда 2 задачи сливаются в единый процесс аналитико-синтетической деятельности.

Выделяют ранний анализ и поздний.

 

4. Лачинсы: установка.: решение задачи одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для другой задачи.

 

при удачной последовательности решаемых задач, продуктивность нашего мышления возрастает, но Лачинс подтвердил другое:

-он предлагал решать серии задач, в которых надо было придумать довольно сложную последовательность действий по отмериванию определенного количества воды с помощью кувшинов разного объема.

- В каждой задаче конкретные значения объемов были разными, а последовательность действий одна и та же. Обнаружив принцип решения и несколько раз повторив его, испытуемые решали «критическую» задачу тем же сложным способом, что и предыдущие, хотя она имела более простое решение.    

5. Майер

 Процесс решения задачи в каждом случае включает использование элементов прошлого опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.234 с.)