Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная активация в структуре решения задачи
Эксперимент В.Н. Мясищева Индикатором состояний эмоциональной активации служила КГР (падение сопротивления). Проверка специфичности КГР нажиманием на кнопку. Испытуемым предлагалось решать задачу, рассуждая вслух. Время решения ограничивалось 30 минутами. Во время решения передвигать фигуры не разрешалось. После нахождения окончательного решения задачи испытуемый должен был сказать «задача решена». После эксперимента испытуемый даёт письменный отчёт о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи. Состояния эмоциональной активации предшествуют называнию нового типа действия. Междометия почти совпадают с изменением КГР. «Ага-реакция» Междометия и эмоциональная реакция на несколько секунд опережают называние испытуемым действия, выражающего решение задачи или направления дальнейших поисков. Основной вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи, направления дальнейших поисков, словесную оценку очередной попытки решения и называние окончательного решения мыслительной задачи.
Функция эмоциональной активации
Состояние эмоционального решения задачи – уверенность в правильности предположения, хотя пока ещё неизвестно, правильно оно или нет. Эвристическая функция эмоций.
Была поставлена задача искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить его влияние на продуктивность деятельности. Из применявшихся приемов относительно более эффективным оказался следующий. Испытуемому давалась специальная инструкция, в которой требовалось проговаривать процесс решения возможно более равнодушно, монотонно. Чтобы выполнить данную инструкцию, испытуемый невольно должен был «гасить» эмоции для сохранения равнодушного тона. В трех задачах этой серии действительно были получены «плоские» записи сопротивления кожи, задачи не были решены и оценены испытуемыми как «трудные». «Легкие» задачи испытуемому удавалось иногда решить и при уплощенной кривой записи КГР, но при этом наблюдалось по крайней мере одно достаточно резкое падение сопротивления кожи. В другой серии опытов испытуемому давалась следующая инструкция: «Вы должны обязательно решить предъявленную задачу. Вы должны решать ее абсолютно хладнокровно, без всякого напряжения. Учтите, что с помощью аппаратуры мы можем следить за Вашим эмоциональным состоянием – начнете Вы волноваться или нет. Как только Вы нарушите наше требование, мы немедленно прекращаем опыт». В этой серии одному из испытуемых было предъявлено 13 задач, оказалось, что не было ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации.
Эти данные также свидетельствуют о том, что эмоциональная активация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности. Этот вывод подтверждается и данными словесного отчета: «Эта проклятая машина (имеется в виду потенциометр) и подумать не дает...», «Только легкие задачи я могу решить без эмоций, а трудные никогда...», «Необходимость хладнокровно решать задачу мешает мне подробно рассмотреть найденный вариант...»
Эмоциональная память Эмоциональное закрепление принципа решения, содержащегося в наводящей задаче, способствует его актуализации при решении основной задачи, свёртывает попытки при решении задач. Аффективная память. Эмоциональное закрепление создаёт большую лёгкость актуализации прошлого опыта, как бы готовность к его мобилизации, направленность поиска. Эмоциональный опыт влияет на переструктурирование задачи в процессе её решения.
В специальной серии экспериментов Ю.Е. Виноградов вызывал эмоциональное (отрицательное) возбуждение при решении основной задачи, а последовательность предъявления основной и вспомогательной задач была такой же, как в основных опытах Я.А. Пономарева: сначала основная, затем, после безуспешных попыток решить ее, наводящая, наконец, после нахождения решения наводящей снова основная. Оказалось, что после нахождения испытуемыми решения наводящей задачи при вторичном предъявлении основной ее решение не достигается, несмотря на то, что все условия, характеризующие положительный эффект наводящего действия, соблюдались. Отрицательная эмоциональная активация, вызванная намеренно экспериментатором, в процессе решения основной задачи подавляет эмоциональную активацию, порождаемую самой мыслительной деятельностью. В результате как бы блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта, необходимого для замыкания в последующем с наводящей задачей. Таким образом, удалось наметить путь управления поиском решения задачи на основе использования механизмов эмоциональной активации.
Общие вопросы соотношения мышления и эмоций Мышление субъективно. Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. Раньше – мнение о негативном влиянии эмоций на познание. Майер: «эмоциональное мышление: - познавательный процесс затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели. Эмоциональное мышление делится на аффективное и волевое. Выготский: единство интеллекта и аффекта. Рубинштейн: мышление – единство интеллектуального и эмоционального. Леонтьев: мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений – аффекты, эмоции, чувства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.007 с.) |