Работа с книгой как метод обучения в изучении курса «окружающий мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с книгой как метод обучения в изучении курса «окружающий мир»



Кметодуобученияотноситсяработаскнигой. Учебники попредмету«Окружающиймир»являютсясредствомобу- ченияиисточникомзнания.Планируемыерезультатыос- военияосновнойобразовательнойпрограммыначального общего образования определили необходимость приобрете- ния младшими школьниками «первичных навыков работы ссодержащейсявтекстахинформациивпроцессечтения соответствующихвозрастулитературных,учебных,научно- познавательныхтекстов,инструкций».Значительнаяроль в овладении учащимися умением работать с информацией отводитсяпредмету«Окружающиймир»,приизучениико- торогоученикиработаютснаучно-познавательнымитек- стамиучебника,однойизособенностей,чтоотличаетихот художественныхто,чтовнихсодержатсянаучныепонятия, сведения,факты,нетсюжета,ролей.Требоватьотшкольни- ковпересказыватьтекстучебниканельзя,необходимона- учитьпониматьсодержание.Вэтомпомогаютприемырабо- тыснаучно—познавательнымтекстомучебника,рабочие тетради,вкоторыхимеютсязаданиянаработупослечтения. Попредмету«Окружающиймир»необходимоучитьшколь- никовработатьсучебником,дополнительнойлитературой иформироватьследующие информационныеумения:

— целенаправленно, выборочно читатьтекст;

— составлятьпланкпрочитанномутексту,дополнять пунктыплана;

— уметьвыполнятьзадания,включающиесоставление схем,таблиц;

— логично,последовательноизлагатьответнапостав- ленныйвопрос,пониматьпрочитанныйтекст;

— отвечатьнавопросы,имеющиесявконцеучебника;



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

— извлекатьизучебникаидополнительныхисточниковне- обходимуюинформациюиобсуждатьполученныесведения;

— обмениватьсясведениямиороднойстране,получен- нымиизисточниковинформации;

— раскрывать содержание иллюстраций, соотносить их стекстом;

— сравниватьобъектыпоиллюстрациям;работатьсгео- графическойкартойиисторическойкартой,которыеесть вучебниках;

— самостоятельновыполнятьзаданияврабочихтетрадях наосноветекстаучебникаидополнительнойлитературы;

— готовитьсообщениянаосновеиспользуемойлитерату- ры (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, другихкниг);

— рассуждатьнадпрочитаннымсодержанием,выражать свое отношение, отбирать необходимые слова для характе- ристики отношения к окружающемумиру;

— выполнять задания, представленные вучебнике и электронномприложении.

В1–2классахуучащихсянаглядно-образноемышление. Этотребуетопорынапрактическиедействиясразличны- мипредметами.Причтениинаучно-познавательноготекста необходимо использовать иллюстрации, другие наглядные средстваобучения,которыепомогаютсравнитьобъекты окружающегомира,лучшеусвоитьразнообразныесвязи. Следуеттакжеотметитьито,чтомладшиешкольникине могутбыстрообобщатьпрочитаннуюинформацию,азна- чит—ипонятьеесодержание.Необходимоучитыватьих индивидуальные особенности развития мышления, памяти (запечатление, сохранение и воспроизведение содержания прочитанного).Ученикилучшепонимаютслышимоечте- ние.Сэтойцельюприменяетсяприем— выборочноечтение текста на конкретно поставленныйвопрос.

Например, учитель дает задание учащимся:

— откройтеучебникнастранице(указываетстраницуучебника);

— найдитеипрочитайтеответнавопрос(учительставитвопрос,не- обходимопродуматьвопроссоответственносодержаниюабзацаили первому предложению внем);

— прочитайтеответнавопрос(одинученикчитаетвслух,остальные следят по тексту, можно спросить того, кто быстросориентировал- ся в нахожденииответа).



5.7. Работа с книгой как метод обучения в изучении курса «Окружающий мир»

Научно-познавательныетекстывучебнике«Окружа- ющий мир» нельзя читать «по цепочке», «по ролям» как художественныепроизведениянаурокахлитературного чтения.Слышимоечтениенеобходимосочетатьссамосто- ятельнымчтением.Помереизучениякурса«Окружающий мир»объемнаучно-познавательныхтекстоввучебниках увеличивается.Учительможетпредложитьшкольникам самостоятельнопрочитатьнаурокетекстивыполнитьин- дивидуальные задания. Пониманию содержания прочи- танного помогают дифференцированные задания. Вкурсе

«Окружающиймир»приформированииуменияработать с информацией дифференцированные задания должны включатьучебныедействия,необходимыедлявыполнения. Поспособамучебныхдействийонимогутбытьнавоспроиз- ведениеинформации,применениевпрактическойдеятель- ностиивновыхучебныхситуациях.

Задания на воспроизведение учебного материала:

— наузнаваниеобъектовприроды,ихклассификацию,

— краткуюзаписьответанавопроскпрочитанному тексту.

Задания на применение знаний в практической дея- тельности (включаютвопросы,готовыеответынакоторые втекстеотсутствуют,требуютсамостоятельныхмыслитель- ных операций стекстом):

— устное описание объектов природы с использованием плана;

— подготовку сообщений о достопримечательностях го- родовРоссиисиспользованиемподобранныхиллюстраций;

— узнаваниепоиллюстрациямпамятниковархитектуры иискусства,рассказонихсиспользованиемсведенийиздо- полнительнойлитературы;

— подготовку сообщения о достопримечательностях го- родовРоссиинаосноведополнительнойинформации(энци- клопедий, справочников, другихкниг);

— составлениевопросовкпрочитанномутекстудляорга- низациидиалогасосверстникамивклассе;

Заданиянаприменениезнаний,уменийвновыхучебных ситуациях:

— обоснованиепредположения,надоказательства,само- стоятельные суждения потексту;

— дополнение ктексту.



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

Приемыработысучебникомнаурокахприизучении курса «Окружающиймир»:

— выборочноечтениетекставсоответствииспоставлен- ной познавательнойзадачей;

— составление плана к текстуучебника;

— самостоятельнаяработаучащихсястекстомучебника ивыполнениеиндивидуальныхзаданийврабочихтетрадях;

— определениесодержанияиллюстрацийспомощью текстаучебника;

— выполнениепрактическихработпозаданиямирисун- камучебника;

— ответнавопросывконцетекстаучебниканазакрепле- ние изученногоматериала;

— работаповопросампередтекстомучебниканавоспро- изведениеопорныхзнаний,изучениеновогоматериала;

— выполнениезаданийнасравнениеобъектовприроды, изучение их строения по иллюстрациямучебника;

— выполнениеучащимисязаданийсиспользованием вучебникефизическойкартыРоссииифизическойкарты полушарий, планаместности;

— выполнениеучащимисязаданийучебникананаблю- дениезаобъектамиприроды;

— выполнениеучащимисязаданийврабочихтетрадях наосноветекстаучебника;

— выполнениеучащимисязаданийучебникасисполь- зованиемсправочников,словарей,энциклопедий,других книг;

— подготовка устных сообщений учащимися после про- чтениятекста;

— выполнениеоценочныхзаданийнавыявлениеучеб- ных достиженийучащихся;

— выполнение проектов по темам, приведенным вучеб- нике.

Домашнеезаданиеученикамнельзязадаватьтакое, как—прочитайтеиперескажитетекстучебника.Научно- познавательныетекстынужночитатьиотвечатьнавопро- сы.Правильноезаданиебудеттаким—прочитайтетекст, ответьтенавопросы,выполнитезаданияврабочихтетрадях (указываются страницы и номера заданий). Ученики могут науроке,домавыполнятьзаданияврабочихтетрадяхна основеработыскнигами.


5.7.
Работа с книгой как метод обучения в изучении курса «Окружающиймир»

В учебнике по предмету «Окружающий мир» приводятся текстыизхрестоматий,справочников,энциклопедий,книг детскихписателейоприроде.Онипобуждаютушкольников желаниечитатькниги.Воспитаниелюбвиккнигам,умение выбиратьихвозможноприсовпаденииумладшихшкольни- ковличностныхпотребностейвчтениистеми,чтопредло- женыучителем.Желаниенайтикнигу,прочитатьееууча- щихсяпоявляетсятогда,когдавозникаетинтерескней.Он проявляется,еслидетизнакомысмногообразиемдоступных книг.Курс«Окружающиймир»помогаетмладшимшколь- никамузнатьомногообразиикнигоприроде,заинтересо- вать их содержанием, вызвать мотив, побуждающий обра- щатьсяккнигам.Состраницучебника«Окружающиймир» ученикиузнаютожизниживыхорганизмов,ихповедении, интересныхсобытияхвприроде.СтатьиавторовБ.Алек- сандрова, И. Акимушкина, Ю. Аракчеева, Н.Верзилина, Ю.Дмитриева,Р.Каррингтона,И.Никитина,Н.Пожариц- кой, Н.Н. Плавильщикова, Г. Скребицкого. Н. Сладкова, И.Ф.Смольянинова,И.С.Соколова-Микитова,К.Д.Ушин- ского способствуют развитию познавательного интереса младшихшкольников,углубляютзнанияомногообразии детскихкнигоприроде.

Расширить читательский кругозор учеников о заинтере- совавшихихнаурокерассказахорастениях,зверях,насеко- мых,рыбах,птицах,минералах,планетах,помогаюткниги, которыеонимогутвзятьипрочитатьвшкольнойбиблио- теке.Выбираядетскиекниги,младшиешкольникимогут отдатьчитательскоепредпочтениетем,окоторыхузналисо страницучебника.Этооказываетвлияниенаформирование основ читательской самостоятельности учащихся, которая неможетбытьбеззнаниядоступныхкниг.Иногдавучебни- кепопредмету«Окружающиймир»приводятсятекстыиз научно—популярныхпроизведенийоприродебезназвания книг,изкоторыхонивзяты,ноуказанавторкниги.Учени- кимогутпофамилииавторанайтилитературу.Вначальных классахпостоянноследуетпополнятьпознавательныепо- требностиучащихсяновымсодержаниемдлятого,чтобы поддержатьинтерескпредмету,чтению,учениювцелом.

Овладениюумениемработатьсинформациейспособству- ютзадания,которыешкольникивыполняютпослечтения. Ответыможнозаписыватьврабочихтетрадях,читатель-



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

скомдневнике.Чащевсегопоследнийведутшкольникина урокахлитературногочтения,ноучитываямежпредметные связикурса«Окружающиймир»иособенностипредмета вформированииобщихучебныхумений,какнапример, чтения,следуетвыполнятьзаданиянаосновепрочитанных научно-познавательных текстов учебника,научно-популяр- нойлитературыоприродевчитательскомдневнике.Врабо- чихтетрадяхпопредмету«Окружающиймир»приводятся тексты,книмвопросы,которыенацеливаютучениковна выбор информации, преобразовании и представлении ее. Систематическая работа с научно-популярной литерату- ройприизучениикурса«Окружающиймир»способствует развитиюумладшихшкольниковопытачитательскойса- мостоятельности. Учитель должен пробуждать уучащих- сялюбовьккнигеипотребностьсамостоятельнонаходить те, которые вызывают у них индивидуальныечитательские предпочтения.

Приобщению младших школьников к чтению научно-по- пулярнойлитературыоприроде,истории,Родине,родном крае способствуют следующие педагогическиеусловия:

— выявлениеуучащихсячитательскихпредпочтений, избирательностикчтению(Чтоялюблючитать?);

— знакомствоскнигами-новинками,организациякниж- ныхвыставок;

— наличиечитательскогоуголка,внемрекомендатель- ногоспискакнигдетскихписателейдлячтенияоприроде, Родине,истории;

— выборочноечтениетекстаизкнигивсоответствиисза- данием;

— ведениечитательскогодневника,выполнениевнемза- даний;

— формирование читательских умений уучащихся;

— применениеприемовработыснаучно-познавательным текстом;

— выполнениезаданийврабочихтетрадяхпоработесдо- полнительнойлитературой;

— развитие познавательного интереса у учащихся кчте- ниюнаучно-популярнойлитературыоприроде,историче- ских произведений, оРодине;

— выполнение творческих заданий на основе прочитан- ныхкнигилитекстоввучебнике.


5.8.
Методы контроля и самоконтроля вобучении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.016 с.)