Методика преподавания предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания предмета



О.М. Смирнова

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Учебное пособие для студентов высшего про- фессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое об- разование»: профиль «Начальное образование» (квалификация «бакалавр»)


Москва

2016


УДК ББК

С

Рецензент ы:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Московского государственного областного гуманитарного института

Г.Н. Гришина;

кандидат биологических наук, доцент кафедры гуманитарных естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина В.И. Вискова

Смирнова О.М.

С Методика преподавания предмета «Окружающий мир»:учебноепособиедлястуд.высшихучебныхза- ведений,обучающихсяпонаправлениюподготовки

«Педагогическое образование»: профиль«Начальное образование» (квалификация «Бакалавр»). — М.:Гу- манитарныйизд.центрВЛАДОС.—2016.—199с.

ISBN 978-5-691-

В учебном пособии раскрываются методические основы учеб- нойдисциплины«Методикапреподаванияпредмета«Окружаю- щий мир», рассматривается процесс обучения, воспитания млад- ших школьников, обусловленный содержанием школьного курса

«Окружающий мир» в начальной школе. Пособие подготовлено всоответствиисФГОСвысшегопрофессиональногообразованияпо направлению подготовки «Педагогическое образование»:профиль

«Начальное образование» (квалификация «бакалавр»), ориенти- рованонаподготовкубакалавров—учителейначальныхклассов кпреподаваниюпредмета«Окружающиймир»вначальнойшколе, вусловияхреализациитребованийФедеральногогосударственного образовательногостандартаначальногообщегообразования.

Длястудентоввысшегопрофессиональногообразования,об- учающихся по направлению подготовки «Педагогическое образо- вание:профиль«Начальноеобразование»(квалификация«бака- лавр»),атакжеможетбытьиспользованоучителяминачальных классов в преподавании предмета «Окружающиймир».

 

УДК                  ББК  


ISBN978-5-691-


© Смирнова О.М., 2016

© ООО «Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС», 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................... 6

Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания предмета «окружающий мир»...8

1.1. Объект исследования и задачи методики преподаванияпредмета«Окружающиймир»                                                             10

1.2. Методологические основы методики преподаванияпредмета«Окружающиймир» 17

1.3. Исторический очерк становления школьного курса«Окружающиймир»     21

1.4. Дифференцированныйподходкмладшим школьникам при изучениикурса

«Окружающиймир»................................... 29

Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе...33

2.1. Цельизадачипредмета«Окружающиймир»

вначальнойшколе..................................... 35

2.2. Содержание курса «Окружающиймир»

вначальнойшколе..................................... 36

2.3. Планируемые образовательные результаты усвоения содержания учебногоматериала

в курсе«Окружающиймир»........................ 46

2.4. Экологическое образованиемладших школьников при изучениикурса

«Окружающиймир»................................... 51

Глава 3. Методика формирования предметных знаний, умений у младших школьников при изучении курса«окружающиймир»............... 61

3.1. Формированиеестественно-научных иобществоведческихпредставлений

ипонятийвкурсе«Окружающиймир».......... 62

3.2. Историческиеиобществоведческиезнания

в курсе«Окружающиймир»........................ 67

3.2. Формирование предметных и общих учебных умений у младших школьников в изучении курса«Окружающиймир»........... 71


Оглавление

Глава 4. Материально-техническое обеспечение курса

«Окружающиймир»..................................... 78

4.1. Средства обучения, применяемые в изучении курса«Окружающиймир»   79

4.2. Вербальныесредстваобученияиихприменение

попредмету«Окружающиймир».................. 85

4.3. Электронно-образовательные ресурсы, их применениевкурсе«Окружающиймир» 88

Глава 5. Методы обучения в изучении курса

«Окружающиймир»..................................... 90

5.1. Классификацияметодовобучения,применяемая приизучениикурса«Окружающиймир»....... 91

5.2. Приемы обучения, применяемые в изучении курса«Окружающиймир»     93

5.3. Словесные методы обучения,применяемые

попредмету«Окружающиймир».................. 95

5.4. Практические методы обучения,применяемые

попредмету«Окружающиймир».................. 97

5.5. Наглядные методы обучения,применяемые

визучениикурса«Окружающиймир»......... 104

5.6. Игровойметодобучениявизучениикурса

«Окружающиймир».................................. 106

5.7. Работа с книгой как метод обучения в изучении курса«Окружающиймир» 107

5.8. Методы контроля исамоконтроля

в обучении, применяемые по предмету

«Окружающиймир».................................. 113

5.9. Метод проектов по предмету «Окружающий мир» вначальнойшколе 117

Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета«Окружающиймир»вначальной

школе......................................................... 121

6.1. Уровневаядифференциацияобучения

визучениикурса«Окружающиймир»......... 122

6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса«Окружающий

мир»вусловияхдифференциацииобучения..129

6.3. Оценивание учебных достижениймладших школьников по предмету«Окружающий

мир»........................................................ 140


Оглавление

6.4. Технология проблемного обучения науроках

вкурсе«Окружающиймир»........................ 146

6.5. Информационные технологии вкурсе

«Окружающиймир».................................. 148

6.6. Технология деятельностногометода

визучениикурса«Окружающиймир»......... 150

ВВЕДЕНИЕ

Всистемепрофессиональнойподготовкибудущихучи- телейначальныхклассовизучениеучебнойдисциплины

«Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» направлено на овладение студентами профессиональными умениямиинавыкамипообучениюмладшихшкольни- коввусловияхвариативностикурса«Окружающиймир». Вучебномпособиираскрываютсяметодическиеосновыпре- подавания предмета «Окружающий мир» в начальной шко- ле. Планируемые образовательные результаты освоения со- держанияучебногоматериалакурса«Окружающиймир» во многом зависят от реализации учителемдифференциро- ванногоподходакучащимсявобучении.Вучебнойдисци- плинеуделяетсявниманиепедагогическимтехнологиямоб- учения: уровневой дифференциации, деятельностному ме- тоду,методупроектовприизучениикурса«Окружающий мир»вначальнойшколе.

В1–4классахинтегрированныйкурспредусматривает изучениеприроды,обществаичеловека;существуютраз- личныеподходыавторовучебников«Окружающиймир» врамкахУМКкотборусодержанияучебногоматериала. Важно выстроить индивидуальную образовательную тра- екторию,чтобыкаждыйобучаемыйсмогдостичьтехпла- нируемых результатов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования.

В пособии представлено многообразие традиционных и инновационных подходов в преподавании предмета

«Окружающий мир» в начальной школе.

Цельучебнойдисциплины—формированиеустудентов методическихосновпреподаванияпредмета,обеспечиваю- щих изучение целостной научной картины мирамладшими школьниками.

Методическимиосновамипреподаванияпредмета«Окружающий мир»являются:

— реализацияидеологическойосновыКонцепциидуховно-нрав- ственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии—ста- новление российской гражданской идентичности (на примере изучения курса«Окружающиймир»формированиеумладшихшкольниковпред- ставлений о базовых национальныхценностях);



Введение

— организационно-методические принципы изучения курса «Окру- жающиймир»(принципобучениявдеятельности;индивидуализации; дифференциации;воспитаниявпроцессеобучения;развитияличности);

— организацияучебнойдеятельностиучащихсянаосновесистем- но — деятельностногоподхода;

— организацияпроцессаобучениянаосновепримененияпедагогиче- скихтехнологийдеятельностноготипа(уровневаядифференциацияна основе обязательных результатов обучения, технология деятельностного метода, технология оценивания учебныхдостижений);

— дифференцированныйподходкмладшимшкольникам,личностно- ориентированноеобучение;

— организациявидовдеятельностиучащихся(учебная,читатель- ская, проектная, контрольно-оценочная,исследовательская);

— совершенствование форм организации обучения в курсе«Окружа- ющиймир»;

— применениепроблемно-поисковыхметодовобучениявпроведении уроковпопредмету«Окружающиймир»;

— формированиеуниверсальныхучебныхдействийкакосновыпред- метныхзнаний,уменийиобщихучебныхуменийумладшихшкольников;

— применениеформучебнойдеятельностишкольников(парная,диф- ференцированно-групповая, индивидуализировано-групповая, звенье- вая,групповая);

— организация самостоятельной работы учащихся в урочной и внеу- рочнойдеятельности;

— достижение личностных, метапредметных, предметных результа- товосвоенияучащимисясодержанияучебногоматериалакурса«Окру- жающиймир»вначальнойшколе;

— оценивание учебных достижений учащихся по предмету «Окружа- ющий мир» в условиях дифференциацииобучения.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

Глава 1

Знать:

— предметиметодыпедагогическихисследованийучебнойдисци- плины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»;

— историческиепредпосылкистановлениякурса«Окружающий мир»итенденцииразвитияметодикипреподаванияпредмета.

— методическиеосновыпреподаванияпредмета«Окружающиймир», обеспечивающие организацию видов деятельности учащихся (учебная, читательская,проектная,контрольно-оценочная,исследовательская), формированиеуниверсальныхучебныхдействийкакосновыпредмет- ныхзнаний,уменийиобщихучебныхумений,достижениепланируемых предметных, метапредметных, личностных образовательных результа- тов усвоениякурса;



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

— актуальные проблемы методики преподавания предмета«Окружа- ющиймир».

 

Уметь:

— использоватьворганизациипроцессаобучениявизучениикурса

«Окружающий мир» методический опыт преподавания начального есте- ствознания;

— применятьметодыпедагогическогоисследованиявпредметнойоб- ласти «Окружающиймир»;

— организовыватьпедагогическоеисследованиеврамкахучебной дисциплины;

— строитьпроцессобучения,исходяизцелей,планируемыхрезуль- татовизучениякурса«Окружающиймир»;

— учитыватьиндивидуальныевозможностимладшихшкольников вобучении,воспитании,применятьдифференцированныйподходкуча- щимсяприизучениикурса«Окружающиймир».

 

Владеть:

— профессиональными знаниями, умениями по организации обуче- нияивоспитаниямладшихшкольниковприизученииинтегрированного курса«Окружающиймир»вначальнойшколе,отражающимиспецифи- ку предметнойобласти.

 

Насовременномэтаперазвитияначальногообщегооб- разованиявсистемеметодическойподготовкиучителя начальныхклассовучебнаядисциплина«Методикапре- подаванияпредмета«Окружающиймир»должнаобеспе- читьовладениестудентамипрофессиональнымиумениями, компетенциями, необходимыми для преподавания курса

«Окружающий мир».

Пропедевтическая направленность содержанияучебного материалапредмета«окружающиймир»вначальнойшко- ледаетвозможностьусвоенияучащимисяэлементарных знанийизразныхобластейнаук.Теоретическойосновойме- тодикипреподаванияпредмета«Окружающиймир»явля- ются дисциплины естественнонаучного цикла:естествозна- ние, возрастная физиология и школьная гигиена,экология. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» яв- ляется интегрированной учебной дисциплиной, поскольку включаетэлементыметодикпреподаванияестествознания, обществознания,географии.Историческийподходвста- новлениишкольногокурса«Окружающиймир»позволяет использоватьпередовойопытученых,методистоввпроцес- се изучения окружающегомира.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

Глава 2

Знать:

— обучающие, развивающие и воспитательные задачи курса «Окру- жающиймир»вначальныхклассахипутиреализацииличностно-ориен- тированногообучения,чтообеспечиваетуспешностьобученияучащихся сразнымуровнемподготовкииумственногоразвития;

— содержаниеучебногоматериалаинтегрированногокурса«Окру- жающиймир»,спецификуегоформированиясучетомтребованийкос- воению программы учащимися (планируемых образовательных резуль- татов);

— раскрыватьдоступныепониманиюмладшимшкольникамвзаимос- вязивприроде,представленияоценностях,формироватьзнаниявсисте-



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

ме общество — природа — человек, что способствует эмоционально-цен- ностному отношению к окружающему миру.

 

Уметь:

—анализироватьсодержаниерабочихпрограмм,учебников,рабочих тетрадейпопредмету«Окружающиймир»вначальнойшколе;

уметь устанавливать связь универсальных учебныхдействий с предметными, метапредметными, личностными планируемымирезуль- татами,общимиучебнымиумениями,содержаниемучебногоматериа- лакурса«Окружающиймир»,чтоспособствуетформированиюумения учитьсяумладшихшкольников.

—раскрыватьдоступныепониманиюмладшимшкольникамвзаимос- вязивприроде,представленияоценностях,формироватьзнаниявсисте- ме общество — природа — человек, что способствуетэмоционально-цен- ностному отношению к окружающемумиру.

 

Владеть:

профессиональнымизнаниями,умениямипоосвоениюмладши- ми школьниками содержания учебного материала курса «Окружающий мир»вначальнойшколе,достижениюпланируемыхрезультатов.

 

Курс«Окружающиймир»выполняетинтегрирующую функциювобучениимладшихшкольниковвначальной школе. Содержание учебного материала, представленное в программе двумя линиями «Человек и природа»,«Чело- векиобщество».Изучениепредметаспособствуетформи- рованию знаний о природе, обществе, человеке; целостной научнойкартинымира.Младшиешкольникиузнаютраз- личныесведенияоприроде,истории,культурныхценно- стях,географическихоткрытиях,обществе,наматериале природыикультурыродногокрая.Курсраскрываетмеж- предметныесвязисматематикой,русскимязыком,литера- турным чтением, технологией, физической культурой, изо- бразительнымискусством,чтообеспечиваетразвитиеууча- щихсякругозора,общихуменийпопредметамвначальной школе, способствует воспитанию экологической культуры, уважительногоотношенияккультуренародовРоссии,госу- дарств,формированиюпредставленийонациональныхцен- ностях, развитиюличности.

Особаярольотводитсякурсу«Окружающиймир»вфор- мированиипредметныхиобщихучебныхумений,асреди них—познавательнымумениям,которыеобеспечивают подготовкуучащихсякизучениюестественно-научных дисциплинв5классе.



2.1. Цель и задачи предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Содержаниекурса«Окружающиймир» вначальнойшколе

Предмет«Окружающиймир»вначальнойшколепред- ставленвБазисномучебномпланеначальногообщегооб- разования в предметной области Обществознание и Есте- ствознание (Окружающий мир). На изучение его отводится



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

в1–4классахпо2часавнеделю.Программакурса«Окру- жающиймир»входитвосновнуюобразовательнуюпро- граммуначальногообщегообразования.УМК(учебно-ме- тодическиекомплексы)включаютрабочуюпрограммупо предмету.Рассмотримструктурурабочейпрограммыкурса

«Окружающий мир»:

— пояснительнаязаписка,вкоторойраскрываютсяцель изадачипредмета;

— общая характеристика учебногопредмета;

— описаниеместакурсавучебномплане;

— описаниеценностныхориентировсодержаниякурса;

— личностные, метапредметные и предметныерезульта- тыосвоениякурса«Окружающиймир»;

— содержаниекурса«Окружающиймир»;

— тематическоепланированиепокурсу«Окружающий мир»;

— описание материально-технического обеспечения об- разовательногопроцесса.

Следуетостановитьсянаособенностикурса«Окружаю- щиймир»—внемзаложенасодержательнаяосновадляре- ализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.Предметиспользуетиподкрепляетумения,полу- ченные на других уроках, способствует обобщению знаний об окружающей действительности1. Ценностные ориентиры содержаниякурса«Окружающиймир»включаютбазовые национальные ценности. Согласно Концепции духовно-нрав- ственногоразвитияивоспитаниягражданинаРоссиитакими ценностями в изучении курса «Окружающий мир»являются:

— природа как самоценность, основа гармоничнойжиз- ничеловекаиобщества,осознаниесебякакчастьюприрод- ного мира, эмоционально-ценностное отношение кокружа- ющемумиру;

— патриотизм—какодноизпроявленийдуховнойзре- лостичеловека,выражающейсявлюбвикРодине,народу, малойродине,готовностикзащитеОтечества;

— культура—какпроцессирезультатдеятельностичело- вечества (ценности, которые созданы человечеством,такие какискусство,архитектура,музыкальныепроизведения);


1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальнаяшкола/[сост.Е.С.Савинов].—М.:Просвещение, 2010.—С.183.



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

— наука—какчастькультуры,отражающаястремление человека к познанию окружающегомира;

— человечество—многообразиенародов,культур,ре- лигий, международное сотрудничество как основа мира на Земле;

— трудитворчество—какчертыдуховно-нравственной личности,уважениеклюдямтруда.

— семья—каксамаязначимаядляребенкасоциальная иобразовательнаясреда,обеспечивающаяпреемственность культурныхтрадицийнародовРоссииотпоколениякпоко- лению,уважениекблизким,кстаршим.

— здоровьечеловекакакглавнаяценность,сохранение иукреплениеего,безопасностьиздоровыйобразжизни;

— гражданственность—осознаниесебякакгражданина общества,народа,страны,государства.

В программе содержание курса «Окружающиймир» представленодвумяблоками:«Человекиприрода»,«Чело- векиобщество»иучебногоматериалапопредметупроек- тируетсявучебниках,рабочихтетрадях.Оноотражаетсо- держаниеобразования,котороевключаетсоциальныйопыт человечества.И.Я.Лернер,М.Н.Скаткин,В.В.Краевский выделяют основные структурные компоненты содержания образования:

— опытпознавательнойдеятельности(системазнаний, умений,общихучебныхумений);

— опытэмоционально-ценностногоотношениякмиру, людям, событиям, традициям (личностныеориентации);

— опытспособовпрактическойдеятельности(умений действовать пообразцу);

— опыт творческой деятельности (умения приниматьне- стандартные решения в проблемныхситуациях)1.

КакпоказываютисследованияВ.В.Краевского,содер- жание образования проектируется через уровни: учебного предмета,учебногоматериалаиреализуетсявпроцессеобу- чения,становитсядостояниемличностиучащихся2.Вкурсе

«Окружающий мир» содержание образованияпредставлено в программе, содержание учебного материала раскрывает- сявучебниках,рабочихтетрадях,которыесоответствуют

 

1 Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М., 2001. — С.19.

2 Там же, М., 2001. — С.25.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

ФГОСначальногообщегообразования.Впроцессеобуче- ния,нарядусучебнойдеятельностью,наурокахпредмета

«Окружающий мир» у учащихся формируются читатель- ская, проектная, исследовательская, контрольно-оценоч- наядеятельности.Универсальныеучебныедействияявля- ютсяспособамиусвоениязнаний,уменийиинформации.

 

Усвоение УУД связано с видами деятельности, особую рольотводится учебной,какведущемувидудеятельностивмладшемшкольномвозрас- те.Втематическомпланированиикурса«Окружающиймир»представ- леныУУД(встолбцетаблицы«характеристикадеятельностиучащих- ся»), которые являются основой формирования умений.

Какая связь существует между УУД и общими учебными умениями?

— формируютсявходеразвитиякомпонентовучебнойдеятельности.

— являютсяспособамиовладенияучебнойинформацией.

— направлены на общекультурное, познавательное, личностное раз- витие младшихшкольников.

— являются компонентами учебнойдеятельности.

— способствуютусвоениюучащимисясодержанияучебногоматериа- лапопредмету«Окружающиймир».

Зачем у младших школьников необходимо формировать универсаль- ныеучебныедействия,основанныенасодержанииучебногоматериала предмета «Окружающиймир»?

Во первых, универсальные учебные действия (личностные, познава- тельные,коммуникативные,регулятивные)являютсяпсихологической основойформированияобщихучебныхуменийипредметныхумений. Вовторых,учебныеуменияхарактеризуютдостиженияпланируемых образовательных результатов усвоения содержания учебного материала попредмету«Окружающиймир».Планируемыерезультатывключают УУД.

 

 

 

 

 

Предметные умения

 

Универсальные учебные действия

Общие учебные умения

(в теме соотносятся с планируемыми результатами

и характеризуют их

 

 

    достижение)

 

Впрограммекурса«Окружающиймир»выделены пла- нируемыерезультаты(ожидаемыеучебныедостижения учащихся). Дляучителяпланируемыеобразовательныере- зультатыявляютсятребованиямикусвоениюсодержания учебногоматериала.Врабочейпрограммеонимогутбыть представлены на двух уровнях требований: ученикнаучит- ся,иученикполучитвозможностьнаучиться(соответствен-



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

но освоить базовый уровень содержания учебногоматериа- лаиповышенный).Дляучащихсяпланируемыерезульта- тыявляютсяучебнымидостижениями,каждыйшкольник должен овладеть базовыми знаниями, умениями, наиболее подготовленные школьники содержанием повышенного уровнясложности.

Учебныеуменияхарактеризуютпланируемыерезуль- таты.Оценкаучебныхдостиженийучащихсяпопредмету

«Окружающиймир»включаетовладениеумениямипри- менятьзнаниявпрактическойдеятельностиивновыхучеб- ныхситуациях.

 

Рассмотримнапримерекурса«Окружающиймир»автораА.А.Пле- шакова некоторые универсальные учебные действия, которые являются основойформированияучебныхумений,ихможновыделитьивдругих рабочих программах попредмету1.

Личностныеуниверсальныеучебныедействия (знаниеморальных норм,умениевыделятьнравственныйаспектповедения,готовностьсле- довать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесбере- гающего поведения, понимание чувства других людей и сопереживание им,выражающихсявпоступках,направленныхнапомощьиобеспече- ниеблагополучия):

— обсуждатьиоцениватьотношениелюдейкокружающемумиру, рассказыватьосвоемотношениикокружающему;

— оцениватьсвоипоступкипоотношениюкприродеирассказывать оних;

— осознаватьнормыиправилаповеденияпринятыевприроде,обще- ственныхместах;

Познавательныеуниверсальныеучебныедействия (готовностьдобы- ватьинформациюизтекста,схем,таблиц,иллюстраций,карт,перераба- тыватьееипредставлятьввидекраткойзаписи,устныхречевыхвыска- зываний,схем,рисунков,использоватьзнаково-символическиесредства):

— формулировать выводы по изученномуматериалу;

— извлекать информацию из дополнительныхисточников;

— готовитьсообщенияприработенадпроектом;

— работать с терминологическимсловарем;

— работатьсисторическойигеографическойкартами;

— узнавать Государственный флаг России, отличать герб Российской Федерацииотгербовдругихгосударств;

— соотноситьисторическиесобытиясвеком,годом(отмечатьна«лен- те времени» историческиесобытия);

— выполнять задания из электронного приложения кучебнику;

— описывать достопримечательности годов России, столицы — горо- да Москвы,Санкт-Петербурга;


1 Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы. — М.: Про- свещение, 2011. — С. 368 — 468.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

— заполнятьвкладышврабочейтетради«ГероическаялетописьРос- сии»;

— слушатьтексгимнаРоссии,отличатьгимнРоссийскойФедерации от гимнов другихгосударств;

— описывать и узнавать по фотографиям изучаемые достопримеча- тельности городов;

— группироватьобъектыприродыпосущественнымпризнакам;

— сравнивать объектыприроды;

— различатьобъектынеживойприродыиживойпопризнакам;

— различатьобъектыприродыипредметы,созданныечеловеком;

— наблюдать за объектами природы, рассказывать о своих наблюде- ниях;

— узнавать, различать объектыприроды;

— работатьстекстомучебника,извлекатьинформациюдлявыполне- ниязаданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия (умение стро- итьсотрудничествопривыполнениизаданийвгруппах,умениеслушать ивступатьвдиалог,ставитьвопросывпоискеисбореинформации,уча- ствоватьвколлективномобсуждениипроблем).Ккоммуникативным универсальным учебным действиям при изучении курса «Окружающий мир»относятся:

— рассказывать о своем школьном коллективе, совместныхмеропри- ятияхвклассе,школе;

— задаватьвопросы,вступатьвдиалог;

— сотрудничатьпривыполнениизаданийвгруппах;

Регулятивные универсальные учебные действия (обеспечиваюторга- низациюучебнойдеятельностиучащихся,способностьприниматьисо- хранятьучебнуюзадачу,планироватьсвоидействиявсоответствииспо- ставленнойзадачей,оцениватьправильностьвыполненныхдействий):

— отвечатьнаитоговыевопросыиоцениватьсвоиучебныедостиже- нияпотемеурока;

— пониматьучебнуюзадачуистремитьсяеевыполнить;

— высказывать предположения по вопросам учебника,осуществлять самопроверку;

— оцениватьсвоидостижениявреализациипроекта;

— выполнятьтестысвыборомответа,оцениватьправильность(непра- вильность)предложенныхответов,оцениватьсвоизнаниявсоответствии с набраннымибаллами.

Курс«Окружающиймир»нарядусдругимипредметамивначальной школевходитвУМК(учебно-методическиекомплексы).Рассмотримсо- держание учебного материала предмета «Окружающиймир».

Курс «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калино- вой входит в УМК «Начальная школа — XXIвек». Интеграция при- родоведческихиобществоведческихзнанийраскрываетсячерезрас- смотрениеместаироличеловекавприродеивобществе.Например, тема: «Труд людей в разные исторические времена» в 3 классе, зна- комитучащихсясисториейразвитиягородов.Приизученииприро- дыраскрываютсявнейсвязи,чтоспособствуетвоспитаниюэколо- гической культуры личности. Культурологический подход вотборе



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

содержаниякурсараскрываетучащимсянакопленныеобществом ценности—обискусстве,театре,достопримечательностяхгородов. Личностно—ориентированнаянаправленностькурса«Окружающий мир»,способствуетразвитиюмышления,воображения,способностей учащихсявпроцессеформированияучебнойдеятельности.

Н.Ф.Виноградовавыделяетследующиепринципыотборасодержа- нияучебногоматериалапопредмету«Окружающиймир»:1

— принцип природосообразности, предусматривает степень сложно- стисодержаниядлякаждогоученикасучетомпсихическогоразвития;

— принциппедоцентризма(отборактуальныхзнаний,уменийдля ученика);

— принципучетаактуальныхдлямладшихшкольниковдеятельно- стей;

— культурологическийпринцип(направленнаразвитиекругозора, познавательного интереса). В учебниках, рабочих тетрадях имеются ру- брики:«Этотудивительныймир»,онанацеливаетнапоискинформации изнаучно-популярнойлитературы;«Картиннаягалерея»,внейпред- ставленырепродукциикартинхудожников,школьникиизучаютпри- родныеобъекты,знакомятсяструдом,бытомлюдейразличныхэпох, соотносятзнанияспроизведениямиживописи,выполняютзадания.

Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой входятвУМК«ШколаРоссии».Отборсодержаниякурсаоснованнаве- дущихидеях:многообразиемира,целостностимира,уважениекмиру. Например,вразделе«Какустроенмир»в3классераскрываетсяидея многообразияприроды,уучащихсяформируютсяпонятияокомпо- нентахнеживойиживойприроды,влияниичеловеканаокружающую среду.Вразделе«Этаудивительнаяприрода»младшиешкольникиуз- наютогруппахрастенийиживотных,ихмногообразиииохране.Идея экологической целостности природы раскрывается через экологические связи,например,междунеживойиживойприродой,растениямиижи- вотными,животнымииживотными.Задачиучебногопредметареализу- ются в различных видах деятельности. Эколого-этическая деятельность раскрываетсячерезоценкупоступковдругихлюдей,выработкусоответ- ствующихнормиправилповедениявприроде,обсуждениепрочитанных статейизкниги«Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологической этики». Изучение природных объектов связано с организациейнаблюде- ний,практическихработ,выполнениемпроблемныхзаданийврабочей тетради.Вкомплекткучебникувходятнаучно-популярнаялитература:

«Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологическойэтики»,«Зеленые страницы»,«ОтЗемлидонеба:атлас—определитель».Сэтимикнига- мимладшиешкольникиработаюткакнауроке,такипривыполнении домашнихзаданий.Вучебникеприводятсязадания,которыенацели- вают учащихся на поиск информации. Электронное приложение можно использоватьприработенадпроектом,выполнениизаданий,нацелен- ныхнарешениекоммуникативныхипознавательныхзадач.Особаяроль


1 ВиноградоваН.Ф. Концептуальныеосновыпостроенияучебно-методи- ческого комплекта «Начальная школа — XXI века». — М.: Вентана Граф, 2003—С.22–23.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

отводитсякурсу«Окружающиймир»врешениезадачишколы— ста- новлениероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся,воспи- таниичувствагордостизасвоюРодину,российскийнародиисторию России, уважительного отношения к иному мнению, истории и культу- редругихнародов 1.Достижениеличностныхрезультатовспособствуют темы:«ПриродаРоссии»,«СтраницыисторииРоссии»,«ЧтотакоеРоди- на?»,«СовременнаяРоссия»,«ЧтомызнаемонародахРоссии»,«Чтомы знаемоМоскве?»,«Жизньгородаисела»,«Россиянакарте».

Курс «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) входит в УМК «Школа 2100». Знакомит учащихся сце- лостнойнаучнойкартиноймира,содержаниенаправленонаформирова- ние оценочного эмоционального отношения к окружающему миру. Курс построеннапринципеминимакса.Впрограмме,учебникахвключен минимумсодержания,котороедолжныусвоитьвсеученики.Вкаждой теметакжеестьмаксимумсведений,заданийповышенногоуровняслож- ности,которыешкольникимогутвыполнитьпожеланию.Учебникпо предмету не рассчитан на воспроизведение текста. Ученики должныис- пользоватьихдляпоискарешенияпроблемы,ответанавопросы.Всо- держанииуделеновниманиесистемезнанийиумений,включеныпоня- тияобиосфере,другихэкосистемах,которыесоотносятсясмаксимум освоения содержания учебного материала. Например, включены знания обэлементарныхэкосистемах—лесе,поле,луге,саде,водоемах,природ- ные зоны рассматриваются как территории, где многообразие растений иживотныхзависитоттеплаивлаги.Приизученииэлементарныхэко- систем—природныхзониприродныхсообществумладшихшкольников формируютсязнанияоразнообразииорганизмов,связяхмеждуними, значениитепла,света,воздуха,почвыдляжизниживыхорганизмов, о приспособленности животных, растений к среде обитания. Всодержа- ниишкольныхучебниковпредставленызнанияобиосфере—глобальной экосистеме,изучаютсяосновныегруппыживыхорганизмовиихприспо- собленность к условиям обитания, влияние хозяйственной деятельности человеканаприроду,условиянеобходимыедляжизниживыморганиз- мам(солнцекакисточниксвета,теплаижизниорганизмовнаЗемле).На конкретных примерах раскрываются экологические проблемы, пути их решения. Значительное место в изучении окружающего мира отводится работесгеографическойкартой.Знакомствосней,помнениюавторов, связано с решением глобальных проблем человечества. Географическая картапозволяетотобразитьразнообразиеусловийнаЗемле.Чтениюгео- графическойкартыученикиучатсяво2классе,уменияпоработескартой в дальнейшем служат для систематизации знаний. Курс подготавливает младшихшкольниковкрешениюзадач,связанныхсвзаимоотношением человекасприродой.Содержаниекурсаимеетэкологическуюнаправлен- ность,уделяетсявниманиераскрытиюпричинно-следственныхсвязей вприроде,нормамиправиламповедениявнейчеловека.Вучебниках, рабочихтетрадяхвключенызаданияповышенногоуровнясложности (включают решение проблемных ситуаций, познавательных задач, объ-


1 Сборник рабочих программ учебно-методического комплекта «Школа России». — М. Просвещение, 2011. — С. 11.



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

яснения противоречий), они являются средством достижения предмет- ных и метапредметных результатов.

В УМК «Перспектива» входит курс «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Предмет способствует формированию умладшихшкольниковцелостнойнаучнойкартинымира:природа— человек—культура;раскрываетзначимостьздоровьяибезопасногооб- разажизни,знакомитучащихсяссоциальнымиролями(ученик,член семьи,школьник,гражданин),учитвидеть,беречькрасотуродного края,икультурныетрадиции.Восновеизучениякурсаположендеятель- ностный метод обучения, познание содержания организовано в различ- ныхвидахдеятельности.В1классераскрываютсяпонятия«культура»,

«природа,«мояРодина—Россия»,ученикиосознаютсвоюсоциальную роль—ученик.Содержаниепредметаотраженоврабочихтетрадях, учебниках,приводятсязаданиядляпрактическойдеятельности,фор- мированияуменияработатьсинформацией.Заданияврабочейтетради

«Окружающиймир.ОБЖ»автораЛ.П.Анастасовойнаправленынаусво- ениепредставленийонормахиправилахздоровогоибезопасногообраза жизни.Книгидляучащихся:атлас-определитель,«зеленыестраницы» помогают учащимся подготовить проект, выполнить домашнее задание, найти необходимуюинформацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.101 с.)