Исторический очерк становления школьного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический очерк становления школьного курса



«Окружающий мир»

Учебныйпредмет«Естествознание»былвведенвпрепо- даваниенародныхучилищв1786г.Этосвязаносразвитием педагогическойнаукиинаукоприроде.Авторомпервого учебникапоестествознаниюбылВ.Ф.Зуев.Научныеэкс- педициипоСибири,Уралу,югуРоссииоткрылипередуче- нымнетолькоприродныебогатстваРоссии(онописалвиды животных,обнаружилзалежиполезныхископаемых),но ипоказалинизкийуровенькультурынаселенияРоссии. ЭтопривелоВ.Ф.Зуевакнеобходимостипросвещениярус- скогонарода.В.Ф.Зуевназвалучебник«Начертаниеесте- ственнойистории,вкоторомвыделил3части:прозябаемое царство (растения), живое царство (животные),ископаемое царство(неживаяприрода).Ккнигеприлагалсяатлас«Фи- гуры по естественной истории», содержащий иллюстрации оприродныхобъектахВ.Ф.Зуеввучебникеестествознания отразил последовательность изучения природы, предлагал начинатьеепознаниес«ископаемогоцарства».Теланежи-



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

войприродыописывалисьпофизическимихимическимпризнакам. Содержание школьногоестествознанияопреде-лялосьвтотпериоднепрограммой,еенебыло,аучебником.Становлениеметодикиестествознаниякакнаукиотноситсяк1860г.А.Я.Герд(1841–1888гг.)—продолжательвзгля-довВ.Ф.Зуева.Онявляетсяосновоположникомметодикиначальногоестествознаниякакнауки.ЗаслугаА.Я.Гердавтом,чтоонобосновалсистемуучебныхпредметов,состав-ляющих школьное естествознание, считал, чтоизучениене-органическогомирадолжнопредшествоватьизучениюрас-тений,животных.Вовсехметодическихтрудахонподчер-кивалнанеобходимостьизучениянеживойприроды,рас-тений,животныхвовзаимосвязи.Помнениюавтора,курсо неорганическом мире должен решать двезадачи:способ-ствоватьумственномуразвитиюучащихсяинакапливатьзнания,которыенужныдляусвоенияботаникиизоологии.

А.Я.Гердобосновывалнаучно-теоретическиеосновысодержания курсаонеживойприроде,онсчитал,чтокурснедолжензаменитьхимию ифизику,некоторыесведенияизэтихпредметовдолжныстатьчастью курсаестествознания.Впособии«Предметныеуроки»А.Я.Гердпоказал последовательностьизученияматериалаотнеживойкживойприроде. Большоевниманиеавторуделялпрактическойработе,наблюдениям,на- гляднымсредствамобучения,предметнымурокам,экскурсиям,которые способствуютформированиюуучащихсязнанийоприроде.Учебникдля начальнойшколы«Земля,воздух,вода»явилсяпропедевтическимвиз- учениинеорганическогомира,которыйзатемсталназываться«Неживая природа».А.Я.Гердрекомендовализучатьнеорганическиймирвследу- ющейпоследовательности:строениеЗемли,воздух,вода,формаЗемли иеедвижение.ТакуюпоследовательностьА.Я.Гердобъяснялследую- щим—растенияберутпищуизземлиибезземлижитьнемогут.Живот- ныенемогутжитьбезрастений,значитсначаланужноизучитьземлю, апотомперейтикрастениямиживотным».

В становлении начального естествознания большую роль сыграливзглядыК.Д.Ушинского(1824–1870гг.).Онуде- лялвниманиенаблюдениямвприроде,считал,чтообуче- ниедолжностроитьсянаосновевпечатлений,полученных изокружающейприроды,анетолькоизрассказа.

Так, в книге «Родное слово» есть глава «Как изучать окружающую школуместность».Вкниге«Детскиймир»К.Д.Ушинскийуделялвни- мание географическим понятиям как времена года, продолжительность дняиночи.ПоследователемвзглядовА.Я.Гердавразвитиишкольного естествознаниябылЛ.С.Севрук(1867–1918гг.).Впособие«Методика



1.3. Исторический очерк становления школьного курса «Окружающий мир»

преподавания естествознания» кроме неживой природы включил изуче- ниерастений,животных.Этакнигабылавторым,после«Предметных уроков»А.Я.Герда,руководствомпометодикеестествознаниявначаль- нойшколе.

Автором первого учебника «Природоведение» был И.И. Полянский (1872–1930 гг.). В учебнике он выде- лил3царстваприроды:неживую,растений,животных. И.И.Полянскомупринадлежиттруд«Методиканачально- гоестествознания».Авторприводитклассификациюуро- ковпоприродоведению:урокизложениеновогоматериала, предметный, обобщающий иэкскурсию.

Онтакжесчиталнеобходимымдатьучащимсязнанияохимических свойствахкислорода,углекислогогаза,азота,таккак,безнихнельзяиз- учать физиологические явления в жизни растений иживотных.

Введениеестествознаниякакпредметвучебныйпланначальных классовшколыспособствовалосовершенствованиюпрактикиегопрепо- давания.ВкладвразвитиеестествознаниявнесВ.В.Половцев,онуделял вниманиебиологическомуметодувобучениипредмету.Авторрассма- тривализучениерастений,животныхвовзаимосвязисосредойобита- ния. Б.Е. Райков биологическое направление в преподавании естествоз- наниясвязывалсразвивающейсянаукой—экологией.Онтакжеуделял вниманиеиспользованиюнаглядныхсредстввизученииприроды,ла- бораторнымработам,благодарякоторымучащиесяспомощьюопытов инаблюденийполучаютзнания.Егозаслугавтом,чтоонодинизпервых осуществилвведениепрактическихметодоввпреподаваниекурсанежи- войприроды,разработалметодикупроведенияэксперимента.

К.П. Ягодовский предлагал сочетать разнообразные методы препода- ванияестествознания.Впреподаванииестествознанияв1930г.небыла определенасистемаосновныхпонятий,содержаниепредметабылосвяза- носметодамипреподавания.

В30–40гг.развитиеначальногоестествознаниясвяза- нонетолькосизучениемприроды,ееохраны,ноиуделя- лосьвниманиеформированиюумладшихшкольниковот- ношениякней,организациипрактическойдеятельности. В методике преподавания природоведенияклассификация методовобучениявпервыеполучиларазвитиевработах М.Н.Скаткина.Авторвыделилдвегруппыметодов:изло- женияновогоматериалаучителемисамостоятельнуюрабо- туучащихся.

В1945г.предмет«Естествознание»былупраздненвна- чальной школе, природоведческиезнания включались вурокчтения.В4классебылсохраненкурс«Природоведе- ние»,существовалучебникМ.Н.Скаткина.



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

В 1969 г. природоведение как самостоятельныйпредмет вначальнойшколебыловведеново2–3классах.С1971г. начальнаяшколаизчетырехлетнейсталатрехлетней,сле- довательно, изменилось содержание природоведения во 2–4классах.В4классеурокипоприродоведениюсталиве- сти учителяпредметники.

Научно-познавательному,гуманистическомуподходамохраныприро- дывобученииприродоведениюуделяливниманиеметодистыЛ.Ф.Мель- чаков, Н.А. Рыков, М.Н. Скаткин, З.А. Клепинина. Авторомучебника

«природоведение» (начиная с 1975 г.) в 3 классе был Л.Ф. Мельчаков. Всодержаниепрограммыиучебникавходилисведенияизгеографии вразделе:«НашаРодинанаглобусеикарте»,вопросыохраныприро- дывразделах«РазнообразиеприродынашейРодины»,«Охранаприро- ды».С1975г.ипочтидо2005г.вначальнойшколесуществовалучебник

«природоведение»автораЗ.А.Клепининой.Во2классевнемсезонные изменениявприроде,вопросыохраныздоровьячеловекаиохраныпри- родывключалисьвсодержаниесведенийовременахгода.В1классеесте- ственнонаучныезнанияшкольникиполучаливходеэкскурсийинаблю- дений.Длякаждогоклассасуществовалидневникинаблюденийзапри- родойитрудомчеловека.Авторами«дневниковнаблюденийвприроде» былиГ.Н.Аквилева,З.А.Клепинина,Л.П.Чистова.

В70–90гг.сталоуделятьсявниманиевопросамэкологи- ческого образования. Разработке теории и методики эколо- гического образования посвящены научные труды А.Н. За- хлебного, И.Д. Зверева, Т.В. Кучер, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой. Учеными обоснованы принципы, методы, формыэкологическогообразования.ВКонцепциишколь- ногоэкологическогообразования(РАО,1997г.)выделены принципы,цель,задачи,экологическогообразованиямлад- шихшкольников,начальнаяшколарассматриваетсякак ступеньнепрерывногоэкологическогообразования.Для студентовпедагогическихинститутов,будущихучителей начальныхклассовв90-егг.существовалучебникВ.М.Па- куловой «Методика преподаванияприродоведения».

Период(1990г.по2000г.)связансвкладомвтеориюипрактикуобу- ченияприродоведениютакихметодистовкак(Л.Ф.МельчаковЗ.А.Кле- пинина,Г.Н.Аквилева,В.П.Горощенко,М.Н.Скаткин,А.А.Плешаков, В.Н. Пакулова, В.А. Сергеева, Л.И. Бурова, А.Е. Тихонова, Л.В. Мои- сеева). Во 2–3 классах начальной школы более 30 лет существовали классическиеучебникипоприродоведениюавторовЛ.Ф.Мельчакова, М.Н.Скаткина,азатемЗ.А.Клепининой.В1998г.параллельносучеб- никамиприродоведенияавтораЗ.А.Клепининойбылво2–3классах,



1.3. Исторический очерк становления школьного курса «Окружающий мир»

азатеми4классечетырехлетнейначальнойшколыучебникприродове- денияавтораА.А.Плешакова.В1классесуществовалкурс«Ознаком- лениесокружающиммиромавторовО.Н.Сороцкой,А.А.Плешакова. В1998г.вБазисныйучебныйпланбылвведенобразовательныйкомпо- нент «Окружающий мир», состоящий из двух образовательныйобластей:

«Естествознание»и«Обществознание».Возможностьсуществования учебниковпоисториив4классеиприродоведения,гдетакжебылипред- ставлены исторические темы, вызывало дублирование учебного матери- ала.Учительмогвыбиратьучебники,гдеводноминтегрировалисьдве образовательныеобластиилите,вкоторыхотдельноизучалосьестествоз- наниеиистория.Поисториивначальнойшколесуществовалиучебники Е.В.Саплиной,А.И.СаплинаиВ.В.Данилова,С.В.Тырина—«МоеОте- чество»(3класс);«Человекичеловечество»(4класс).

 

В2000–2004гг.вчетырехлетнейначальнойшколеесте- ствознание было представлено природоведением икурсом

«Окружающий мир».

Вкладвразвитиеинтеграциизнанийоприроде,обще- стве,человекевначальноеестествознаниевнеслиученые Н.Ф.Виноградова,О.Т.Поглазова.

Вэтотпериоддействуютвариативныекурсы«Окружающиймир» Н.Ф.Виноградовой,А.А.Вахрушева,Н.Я.Дмитриевой,З.А.Клепини- ной,И.В.Потапова,А.А.Плешакова,О.Т.Поглазовой,Т.П.Товпинец, О.Н.Федотовой,Е.В.Чудиновой.Приводятсяразличныеподходыкот- борусодержанияучебногоматериала,интеграциизнанийвдействую- щихкурсах«Окружающиймир».Общеевовсехто,чтовнихусилился культурологический подход, личностно–деятельностный, имелась ва- риативностьсодержанияучебногоматериала.Этопозволялоорганизо- ватьучебнуюдеятельностьмладшихшкольниковсучетомихособен- ностейразвития.

Направленность содержания предмета «Окружающий мир»наформированиеобщихучебныхуменийспособ- ствовалоподготовкеучащихсякизучениюприродоведе- нияв5классеобщеобразовательнойшколы.Содержание школьныхучебниковвключалоинтеграциюзнанийпоесте- ствознаниюиобществознанию(истории,социологии,эле- ментыэкономики,культурологии,ОБЖ,информатики), имело экологическуюнаправленность.

Всвязиспоявлениемвначальнойшколеинтегрирован- ногокурса«Окружающиймир»,усилиласьподготовкасту- дентовкизучениюдисциплины«Методикапреподавания естествознания».В2000г.былоизданопервоеучебноепо-



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

собиедлявысшихучебныхзаведений«Методикаизучения окружающегомиравначальнойшколе»автораА.В.Ми- ронова, учебник для студентов высшего профессионально- гообразованияЕ.Ф.Козиной,Е.Н.Степанян«Методика преподаванияинтегративногокурса«Окружающиймир» (2008 г.). Основоположником вузовской методикипрепода- ванияначальногоестествознания,азатемиокружающего мирабылаЗ.А.Клепинина.

 

Вучебниках«Методикапреподаванияестествознаниявначальной школе(2008),«Методикапреподаванияпредмета«Окружающиймир» (2013) автором раскрываются традиции классической методики препо- даванияестествознанияиисториивначальнойшколе.

 

Концепция модернизации Российского образования на периоддо2010г.определиласозданиеусловийдляповыше- ниякачестваобщегообразования.Федеральныйкомпонент государственного образовательного стандарта начального общегообразования(2005г.)былнаправленнареализацию личностно-ориентированной развивающей модели школы, деятельностныйподходвобучении,формированиеобщих учебныхуменийумладшихшкольников.

До2007годавначальнойшколепредмет«Окружающиймир»был представленпрограммамиикурсами:«Зеленыйдом»,«Мирвокругнас» автораА.А.Плешакова;«Природаилюди»,«Яимирвокруг»,«Природо- ведение»автораЗ.А.Клепининой;«Миричеловек»авторовА.А.Вахру- шева,О.В.Бурского,А.С.Раутиан;«Окружающиймир»автораН.Ф.Ви- ноградовой;«Окружающиймир»автораИ.В.Потапова;«Окружающий мир»автораО.Т.Поглазовой.ВсистемеразвивающегообученияЛ.В.Зан- ковасуществовалкурс«Окружающиймир»автораН.Я.Дмитриевой и«Окружающиймир»автораИ.П.Товпинец.Всистемеразвивающего обученияД.Б.Эльконина—В.В.Давыдовабылпредставленкурс«Окру- жающиймир»автораЕ.В.Чудиновой.Всвязисвведениемв1–4классах 2005/06учебномгодувФедеральныйБазисныйучебныйпланобразова- тельных учреждений Р.Ф. (начальное общее образование) учебный пред- мет«Окружающиймир»,действующиевариативныекурсыиучебники сталиназываться«Окружающиймир».До2010годавначальнойшколе существоваливариативныекурсыпопредметуиучебники:

— «Окружающиймир»автораА.А.Плешакова;

— «Окружающиймир»автораЗ.А.Клепининой;

— «Окружающиймир»автораН.Ф.Виноградовой;

— «Окружающиймир»автораИ.В.Потапова,Г.Г.Ивченковой;

— «Окружающий мир» авторов А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С.Раутиан;


1.3.
Исторический очерк становления школьного курса «Окружающиймир»

— «Окружающиймир»автораО.Т.Поглазовой;

— «Окружающиймир»автораН.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова.

— «Окружающий мир» авторов О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова.

 

Федеральный государственный образовательный стан- дартначальногообщегообразования(2009г.)определил реализацию развивающего обучения, целью и результатом усвоение у младших школьников универсальныхучеб- ных действий, обеспечивающих умение учиться, познание мира,воспитаниеобщейкультуры.С2011/12учебногогода вначальныхклассахдействуютучебники,которыесоот- ветствуют ФГОС начального общего образования, принад- лежат к УМК «Начальная школа XXI век»,«Перспектива»,

«Школа России», «Школа 2100», «Перспективная началь- ная школа», «Планета знаний».

 

По предмету «Окружающий мир» действуют следующие учебники:

— «Начальная школа XXIвека» («Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой);

— «Школа России» («Окружающий мир» автора А.А.Плешакова);

— «Школа2100»(«Окружающиймир»авторовВахрушева,О.В.Бур- ского, А.С.Раутиан);

— «Перспектива» («Окружающий мир» А.А. Плешаков, М. Ю. Но- вицкая);

— «Планета знаний» («Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ив- ченковой);

— всистемеразвивающегообученияЛ.В.Занкова(«Окружающий мир»Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова);

— «Перспективнаяначальнаяшкола»(Окружающиймир»О.Н.Фе- дотовой).

 

Врабочейпрограммесодержаниекурса«Окружающий мир» представлено двумя блоками: «Человек иприрода»,

«Обществоичеловек».Следуетотметитьпреемственность втребованияхстандартовпервогоивторогопоколений начального общего образования в формировании учебной деятельностимладшихшкольников,отборесодержания учебного материала, обеспечивающего личностное разви- тие, эмоционально-ценностное отношение к окружающе- мумиру.Стандартвторогопоколенияусилилпсихологи- ческуюосновуформированияучебныхумений,которой являютсяуниверсальныеучебныедействия.Врабочих программахкурса«Окружающиймир»учебно-методиче-



Глава 1. Теоретико-методологические основы методики преподавания

ских комплексов УУД отражают планируемые результа- ты изучения предмета. Содержательная основа предмета

«Окружающиймир»обеспечиваетмежпредметныесвязи всехпредметовначальнойшколы,способствуетуглубле- ниюзнаний,умений,полученныхмладшимишкольника- миполитературномучтению,технологии,изобразитель- номуискусству.Предмет«Окружающиймир»вначальной школе обеспечивает реализацию идеологической основы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданинаРоссии—становлениенациональ- ного самосознания. Содержание предмета ориентирует на формированиеуучащихсябазовыхнациональныхценно- стей.Онираскрываютсявсистемепредставлений,понятий онормахиправилахнравственногоповеденияпринятых в обществе, государстве, природе. Возможность формиро- ванияихуучащихсяопределяетсяособенностьюсодержа- нияучебногоматериалапредмета«Окружающиймир»,ко- торое представлено информацией из двух тесно связанных научныхобластейзнаний«Естествознания»и«Обществоз- нания».Курс«Окружающиймир»обеспечиваетформиро- ваниеуучащихсяпредставленийокультурныхценностях различных народов, способствует воспитанию уважитель- ногоотношенияктрадициямдругихкультур.Младшие школьникизнакомятсястакимипонятиями,какнароды, нация,российскийнарод.Воспитаниепатриотических чувств,выражающихсявлюбвикРоссии,народу,малой родине,желаниислужитьОтечествуначинаетсястаких понятийкакприрода—частьокружающегомира,много- образииееобъектов,впечатленийотвосприятиякрасоты природы,желаниисохранитьее.Ознакомлениеспред- метамикультуры,созданнымиизприродногоматериала, ипроизведениямикультуры,которыесозданычеловеком с помощью голоса и речи, музыкальныхинструментов, знакомит младших школьников с произведенияминародов своегокрая,России.Умладшихшкольниковформируются такиепонятиякакРодина,страна,малаяродина,родной дом,земляки,знакомые,родныесдетствапейзажи—при- знакималойродины,родногокрая.ПонятиеоРодинеуче- никисвязываютсогромнойстранойРоссией,обществом, государством,Отечеством,окоторыхнужнозаботиться какосвоемдоме.


1.4.
Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучениикурса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.022 с.)