Цельизадачипредмета«Окружающиймир» вначальнойшколе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цельизадачипредмета«Окружающиймир» вначальнойшколе



Предмет«Окружающиймир»вначальнойшколе—ин- тегрированный,онвключаетинформациюиздвухнаучных областей: естествознания и обществознания. Человек явля- етсяобъектомисследованиявэтихобластяхзнаний.Первая рассматривает взаимосвязи в системе природа — человек, вторая—всистемеобщество—человек.Особенностьюкур- саявляетсяинтеграциязнанийоприроде,человеке,обще- стве. Системное изучение живых организмов позволяетпо- казатьмладшимшкольникаммногосторонниесвязисокру- жающейсредой.Например,общество—окружающаясреда; человек—окружающаясреда;организм—окружающая среда;сообществаживыхорганизмов—среда.Врезультате изучениякурса«Окружающиймир»младшиешкольники должныпонять,чтоокружающиймир—этоприродаипред- меты,которыесозданычеловеком;природа—этото,чтонас окружаетинесделаночеловеком;природабываетнеживая иживая.Следуетвыделитьпризнакиобъектовживойине- живойприроды,научитьразличатьпредметынеживойпри- родыоттех,которыесделалчеловек(изделий).

Впрактикеначальнойшколыумладшихшкольников иногда бывает смешение понятий, объекты рукотворного мираотносяткнеживойприроде,которыеявляютсяокру- жающиммиромтакжекакиприрода.Вэтомслучаешколь- никизатрудняютсявыделитьразличиямеждуприродой иокружающиммиром.Человекизприродныхобъектов изготавливаетпредметы,ноониутратилисвойстваживой инеживойприроды,поэтомуихнельзяотнестикприроде

Уучащихсянеобходимосформироватьпонятие:окру- жающаясреда—этото,чтоокружаетживыеорганизмы иоказываетнанихвлияние.Кнейотносятсянетолькоэле- ментынеживойприроды,ноичеловекидругиеживыеор- ганизмы.Например,окружающейсредойможетбытьдля березывода,свет,травы,растущиеподдеревом,насекомые, которые питаются листьями, другие животные, чьи гнезда, дуплаимеютсянадереве.

Цельюкурса«Окружающиймир»вначальнойшколеяв- ляетсяформированиеумладшихшкольниковцелостной картинымира,включающейсистемунаучныхзнаний



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

о природе, обществе, человеке, осмысление личного опыта общения с людьми, природой, духовно-нравственное разви- тиеивоспитаниеличностигражданинаРоссии.

Курс личностно-развивающий, способствует умственно- муразвитиюребенкасучетомегоиндивидуальностииобе- спечивает успешность его перехода на следующую ступень общеобразовательнойшколы.

Задачамикурса«Окружающиймир»являются:

— воспитаниеуважительногоотношенияксемье,кРо- дине,природе,культуре,историиисовременнойжизни; осознание ценности, целостности многообразия окружаю- щегомира,местачеловекавнем;

— формирование модели безопасного поведения в усло- вияхповседневнойжизниивразличныхопасныхичрезвы- чайныхситуациях;формированиепсихологическойкуль- турыикомпетенциидляобеспеченияэффективногоибез- опасноговзаимодействиявсоциуме;

— формированиеумладшихшкольниковсистемызна- ний о природе, обществе, человеке, элементарныхвзаимос- вязей вприроде;

— воспитание основ экологической культуры у младших школьников;

— приобщениеучащихсякисточникаминформации, способамполученияееобокружающеммире;

— развитие кругозора, познавательного интереса, мыш- ления,воображенияумладшихшкольниковприизучении курса «Окружающиймир»;

— воспитаниепотребностивсохранениииукреплении здоровья;

— формированиеобщихучебныхумений,чтоспособ- ствуетуспешностиобученияучащихсяв5классеобщеоб- разовательнойшколе.

 

 

Содержаниекурса«Окружающиймир» вначальнойшколе

Предмет«Окружающиймир»вначальнойшколепред- ставленвБазисномучебномпланеначальногообщегооб- разования в предметной области Обществознание и Есте- ствознание (Окружающий мир). На изучение его отводится



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

в1–4классахпо2часавнеделю.Программакурса«Окру- жающиймир»входитвосновнуюобразовательнуюпро- граммуначальногообщегообразования.УМК(учебно-ме- тодическиекомплексы)включаютрабочуюпрограммупо предмету.Рассмотримструктурурабочейпрограммыкурса

«Окружающий мир»:

— пояснительнаязаписка,вкоторойраскрываютсяцель изадачипредмета;

— общая характеристика учебногопредмета;

— описаниеместакурсавучебномплане;

— описаниеценностныхориентировсодержаниякурса;

— личностные, метапредметные и предметныерезульта- тыосвоениякурса«Окружающиймир»;

— содержаниекурса«Окружающиймир»;

— тематическоепланированиепокурсу«Окружающий мир»;

— описание материально-технического обеспечения об- разовательногопроцесса.

Следуетостановитьсянаособенностикурса«Окружаю- щиймир»—внемзаложенасодержательнаяосновадляре- ализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.Предметиспользуетиподкрепляетумения,полу- ченные на других уроках, способствует обобщению знаний об окружающей действительности1. Ценностные ориентиры содержаниякурса«Окружающиймир»включаютбазовые национальные ценности. Согласно Концепции духовно-нрав- ственногоразвитияивоспитаниягражданинаРоссиитакими ценностями в изучении курса «Окружающий мир»являются:

— природа как самоценность, основа гармоничнойжиз- ничеловекаиобщества,осознаниесебякакчастьюприрод- ного мира, эмоционально-ценностное отношение кокружа- ющемумиру;

— патриотизм—какодноизпроявленийдуховнойзре- лостичеловека,выражающейсявлюбвикРодине,народу, малойродине,готовностикзащитеОтечества;

— культура—какпроцессирезультатдеятельностичело- вечества (ценности, которые созданы человечеством,такие какискусство,архитектура,музыкальныепроизведения);


1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальнаяшкола/[сост.Е.С.Савинов].—М.:Просвещение, 2010.—С.183.



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

— наука—какчастькультуры,отражающаястремление человека к познанию окружающегомира;

— человечество—многообразиенародов,культур,ре- лигий, международное сотрудничество как основа мира на Земле;

— трудитворчество—какчертыдуховно-нравственной личности,уважениеклюдямтруда.

— семья—каксамаязначимаядляребенкасоциальная иобразовательнаясреда,обеспечивающаяпреемственность культурныхтрадицийнародовРоссииотпоколениякпоко- лению,уважениекблизким,кстаршим.

— здоровьечеловекакакглавнаяценность,сохранение иукреплениеего,безопасностьиздоровыйобразжизни;

— гражданственность—осознаниесебякакгражданина общества,народа,страны,государства.

В программе содержание курса «Окружающиймир» представленодвумяблоками:«Человекиприрода»,«Чело- векиобщество»иучебногоматериалапопредметупроек- тируетсявучебниках,рабочихтетрадях.Оноотражаетсо- держаниеобразования,котороевключаетсоциальныйопыт человечества.И.Я.Лернер,М.Н.Скаткин,В.В.Краевский выделяют основные структурные компоненты содержания образования:

— опытпознавательнойдеятельности(системазнаний, умений,общихучебныхумений);

— опытэмоционально-ценностногоотношениякмиру, людям, событиям, традициям (личностныеориентации);

— опытспособовпрактическойдеятельности(умений действовать пообразцу);

— опыт творческой деятельности (умения приниматьне- стандартные решения в проблемныхситуациях)1.

КакпоказываютисследованияВ.В.Краевского,содер- жание образования проектируется через уровни: учебного предмета,учебногоматериалаиреализуетсявпроцессеобу- чения,становитсядостояниемличностиучащихся2.Вкурсе

«Окружающий мир» содержание образованияпредставлено в программе, содержание учебного материала раскрывает- сявучебниках,рабочихтетрадях,которыесоответствуют

 

1 Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М., 2001. — С.19.

2 Там же, М., 2001. — С.25.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

ФГОСначальногообщегообразования.Впроцессеобуче- ния,нарядусучебнойдеятельностью,наурокахпредмета

«Окружающий мир» у учащихся формируются читатель- ская, проектная, исследовательская, контрольно-оценоч- наядеятельности.Универсальныеучебныедействияявля- ютсяспособамиусвоениязнаний,уменийиинформации.

 

Усвоение УУД связано с видами деятельности, особую рольотводится учебной,какведущемувидудеятельностивмладшемшкольномвозрас- те.Втематическомпланированиикурса«Окружающиймир»представ- леныУУД(встолбцетаблицы«характеристикадеятельностиучащих- ся»), которые являются основой формирования умений.

Какая связь существует между УУД и общими учебными умениями?

— формируютсявходеразвитиякомпонентовучебнойдеятельности.

— являютсяспособамиовладенияучебнойинформацией.

— направлены на общекультурное, познавательное, личностное раз- витие младшихшкольников.

— являются компонентами учебнойдеятельности.

— способствуютусвоениюучащимисясодержанияучебногоматериа- лапопредмету«Окружающиймир».

Зачем у младших школьников необходимо формировать универсаль- ныеучебныедействия,основанныенасодержанииучебногоматериала предмета «Окружающиймир»?

Во первых, универсальные учебные действия (личностные, познава- тельные,коммуникативные,регулятивные)являютсяпсихологической основойформированияобщихучебныхуменийипредметныхумений. Вовторых,учебныеуменияхарактеризуютдостиженияпланируемых образовательных результатов усвоения содержания учебного материала попредмету«Окружающиймир».Планируемыерезультатывключают УУД.

 

 

 

 

 

Предметные умения

 

Универсальные учебные действия

Общие учебные умения

(в теме соотносятся с планируемыми результатами

и характеризуют их

 

 

    достижение)

 

Впрограммекурса«Окружающиймир»выделены пла- нируемыерезультаты(ожидаемыеучебныедостижения учащихся). Дляучителяпланируемыеобразовательныере- зультатыявляютсятребованиямикусвоениюсодержания учебногоматериала.Врабочейпрограммеонимогутбыть представлены на двух уровнях требований: ученикнаучит- ся,иученикполучитвозможностьнаучиться(соответствен-



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

но освоить базовый уровень содержания учебногоматериа- лаиповышенный).Дляучащихсяпланируемыерезульта- тыявляютсяучебнымидостижениями,каждыйшкольник должен овладеть базовыми знаниями, умениями, наиболее подготовленные школьники содержанием повышенного уровнясложности.

Учебныеуменияхарактеризуютпланируемыерезуль- таты.Оценкаучебныхдостиженийучащихсяпопредмету

«Окружающиймир»включаетовладениеумениямипри- менятьзнаниявпрактическойдеятельностиивновыхучеб- ныхситуациях.

 

Рассмотримнапримерекурса«Окружающиймир»автораА.А.Пле- шакова некоторые универсальные учебные действия, которые являются основойформированияучебныхумений,ихможновыделитьивдругих рабочих программах попредмету1.

Личностныеуниверсальныеучебныедействия (знаниеморальных норм,умениевыделятьнравственныйаспектповедения,готовностьсле- довать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесбере- гающего поведения, понимание чувства других людей и сопереживание им,выражающихсявпоступках,направленныхнапомощьиобеспече- ниеблагополучия):

— обсуждатьиоцениватьотношениелюдейкокружающемумиру, рассказыватьосвоемотношениикокружающему;

— оцениватьсвоипоступкипоотношениюкприродеирассказывать оних;

— осознаватьнормыиправилаповеденияпринятыевприроде,обще- ственныхместах;

Познавательныеуниверсальныеучебныедействия (готовностьдобы- ватьинформациюизтекста,схем,таблиц,иллюстраций,карт,перераба- тыватьееипредставлятьввидекраткойзаписи,устныхречевыхвыска- зываний,схем,рисунков,использоватьзнаково-символическиесредства):

— формулировать выводы по изученномуматериалу;

— извлекать информацию из дополнительныхисточников;

— готовитьсообщенияприработенадпроектом;

— работать с терминологическимсловарем;

— работатьсисторическойигеографическойкартами;

— узнавать Государственный флаг России, отличать герб Российской Федерацииотгербовдругихгосударств;

— соотноситьисторическиесобытиясвеком,годом(отмечатьна«лен- те времени» историческиесобытия);

— выполнять задания из электронного приложения кучебнику;

— описывать достопримечательности годов России, столицы — горо- да Москвы,Санкт-Петербурга;


1 Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы. — М.: Про- свещение, 2011. — С. 368 — 468.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

— заполнятьвкладышврабочейтетради«ГероическаялетописьРос- сии»;

— слушатьтексгимнаРоссии,отличатьгимнРоссийскойФедерации от гимнов другихгосударств;

— описывать и узнавать по фотографиям изучаемые достопримеча- тельности городов;

— группироватьобъектыприродыпосущественнымпризнакам;

— сравнивать объектыприроды;

— различатьобъектынеживойприродыиживойпопризнакам;

— различатьобъектыприродыипредметы,созданныечеловеком;

— наблюдать за объектами природы, рассказывать о своих наблюде- ниях;

— узнавать, различать объектыприроды;

— работатьстекстомучебника,извлекатьинформациюдлявыполне- ниязаданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия (умение стро- итьсотрудничествопривыполнениизаданийвгруппах,умениеслушать ивступатьвдиалог,ставитьвопросывпоискеисбореинформации,уча- ствоватьвколлективномобсуждениипроблем).Ккоммуникативным универсальным учебным действиям при изучении курса «Окружающий мир»относятся:

— рассказывать о своем школьном коллективе, совместныхмеропри- ятияхвклассе,школе;

— задаватьвопросы,вступатьвдиалог;

— сотрудничатьпривыполнениизаданийвгруппах;

Регулятивные универсальные учебные действия (обеспечиваюторга- низациюучебнойдеятельностиучащихся,способностьприниматьисо- хранятьучебнуюзадачу,планироватьсвоидействиявсоответствииспо- ставленнойзадачей,оцениватьправильностьвыполненныхдействий):

— отвечатьнаитоговыевопросыиоцениватьсвоиучебныедостиже- нияпотемеурока;

— пониматьучебнуюзадачуистремитьсяеевыполнить;

— высказывать предположения по вопросам учебника,осуществлять самопроверку;

— оцениватьсвоидостижениявреализациипроекта;

— выполнятьтестысвыборомответа,оцениватьправильность(непра- вильность)предложенныхответов,оцениватьсвоизнаниявсоответствии с набраннымибаллами.

Курс«Окружающиймир»нарядусдругимипредметамивначальной школевходитвУМК(учебно-методическиекомплексы).Рассмотримсо- держание учебного материала предмета «Окружающиймир».

Курс «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калино- вой входит в УМК «Начальная школа — XXIвек». Интеграция при- родоведческихиобществоведческихзнанийраскрываетсячерезрас- смотрениеместаироличеловекавприродеивобществе.Например, тема: «Труд людей в разные исторические времена» в 3 классе, зна- комитучащихсясисториейразвитиягородов.Приизученииприро- дыраскрываютсявнейсвязи,чтоспособствуетвоспитаниюэколо- гической культуры личности. Культурологический подход вотборе



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

содержаниякурсараскрываетучащимсянакопленныеобществом ценности—обискусстве,театре,достопримечательностяхгородов. Личностно—ориентированнаянаправленностькурса«Окружающий мир»,способствуетразвитиюмышления,воображения,способностей учащихсявпроцессеформированияучебнойдеятельности.

Н.Ф.Виноградовавыделяетследующиепринципыотборасодержа- нияучебногоматериалапопредмету«Окружающиймир»:1

— принцип природосообразности, предусматривает степень сложно- стисодержаниядлякаждогоученикасучетомпсихическогоразвития;

— принциппедоцентризма(отборактуальныхзнаний,уменийдля ученика);

— принципучетаактуальныхдлямладшихшкольниковдеятельно- стей;

— культурологическийпринцип(направленнаразвитиекругозора, познавательного интереса). В учебниках, рабочих тетрадях имеются ру- брики:«Этотудивительныймир»,онанацеливаетнапоискинформации изнаучно-популярнойлитературы;«Картиннаягалерея»,внейпред- ставленырепродукциикартинхудожников,школьникиизучаютпри- родныеобъекты,знакомятсяструдом,бытомлюдейразличныхэпох, соотносятзнанияспроизведениямиживописи,выполняютзадания.

Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой входятвУМК«ШколаРоссии».Отборсодержаниякурсаоснованнаве- дущихидеях:многообразиемира,целостностимира,уважениекмиру. Например,вразделе«Какустроенмир»в3классераскрываетсяидея многообразияприроды,уучащихсяформируютсяпонятияокомпо- нентахнеживойиживойприроды,влияниичеловеканаокружающую среду.Вразделе«Этаудивительнаяприрода»младшиешкольникиуз- наютогруппахрастенийиживотных,ихмногообразиииохране.Идея экологической целостности природы раскрывается через экологические связи,например,междунеживойиживойприродой,растениямиижи- вотными,животнымииживотными.Задачиучебногопредметареализу- ются в различных видах деятельности. Эколого-этическая деятельность раскрываетсячерезоценкупоступковдругихлюдей,выработкусоответ- ствующихнормиправилповедениявприроде,обсуждениепрочитанных статейизкниги«Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологической этики». Изучение природных объектов связано с организациейнаблюде- ний,практическихработ,выполнениемпроблемныхзаданийврабочей тетради.Вкомплекткучебникувходятнаучно-популярнаялитература:

«Великаннаполянеили,Первыеурокиэкологическойэтики»,«Зеленые страницы»,«ОтЗемлидонеба:атлас—определитель».Сэтимикнига- мимладшиешкольникиработаюткакнауроке,такипривыполнении домашнихзаданий.Вучебникеприводятсязадания,которыенацели- вают учащихся на поиск информации. Электронное приложение можно использоватьприработенадпроектом,выполнениизаданий,нацелен- ныхнарешениекоммуникативныхипознавательныхзадач.Особаяроль


1 ВиноградоваН.Ф. Концептуальныеосновыпостроенияучебно-методи- ческого комплекта «Начальная школа — XXI века». — М.: Вентана Граф, 2003—С.22–23.



2.2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

отводитсякурсу«Окружающиймир»врешениезадачишколы— ста- новлениероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся,воспи- таниичувствагордостизасвоюРодину,российскийнародиисторию России, уважительного отношения к иному мнению, истории и культу- редругихнародов 1.Достижениеличностныхрезультатовспособствуют темы:«ПриродаРоссии»,«СтраницыисторииРоссии»,«ЧтотакоеРоди- на?»,«СовременнаяРоссия»,«ЧтомызнаемонародахРоссии»,«Чтомы знаемоМоскве?»,«Жизньгородаисела»,«Россиянакарте».

Курс «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан) входит в УМК «Школа 2100». Знакомит учащихся сце- лостнойнаучнойкартиноймира,содержаниенаправленонаформирова- ние оценочного эмоционального отношения к окружающему миру. Курс построеннапринципеминимакса.Впрограмме,учебникахвключен минимумсодержания,котороедолжныусвоитьвсеученики.Вкаждой теметакжеестьмаксимумсведений,заданийповышенногоуровняслож- ности,которыешкольникимогутвыполнитьпожеланию.Учебникпо предмету не рассчитан на воспроизведение текста. Ученики должныис- пользоватьихдляпоискарешенияпроблемы,ответанавопросы.Всо- держанииуделеновниманиесистемезнанийиумений,включеныпоня- тияобиосфере,другихэкосистемах,которыесоотносятсясмаксимум освоения содержания учебного материала. Например, включены знания обэлементарныхэкосистемах—лесе,поле,луге,саде,водоемах,природ- ные зоны рассматриваются как территории, где многообразие растений иживотныхзависитоттеплаивлаги.Приизученииэлементарныхэко- систем—природныхзониприродныхсообществумладшихшкольников формируютсязнанияоразнообразииорганизмов,связяхмеждуними, значениитепла,света,воздуха,почвыдляжизниживыхорганизмов, о приспособленности животных, растений к среде обитания. Всодержа- ниишкольныхучебниковпредставленызнанияобиосфере—глобальной экосистеме,изучаютсяосновныегруппыживыхорганизмовиихприспо- собленность к условиям обитания, влияние хозяйственной деятельности человеканаприроду,условиянеобходимыедляжизниживыморганиз- мам(солнцекакисточниксвета,теплаижизниорганизмовнаЗемле).На конкретных примерах раскрываются экологические проблемы, пути их решения. Значительное место в изучении окружающего мира отводится работесгеографическойкартой.Знакомствосней,помнениюавторов, связано с решением глобальных проблем человечества. Географическая картапозволяетотобразитьразнообразиеусловийнаЗемле.Чтениюгео- графическойкартыученикиучатсяво2классе,уменияпоработескартой в дальнейшем служат для систематизации знаний. Курс подготавливает младшихшкольниковкрешениюзадач,связанныхсвзаимоотношением человекасприродой.Содержаниекурсаимеетэкологическуюнаправлен- ность,уделяетсявниманиераскрытиюпричинно-следственныхсвязей вприроде,нормамиправиламповедениявнейчеловека.Вучебниках, рабочихтетрадяхвключенызаданияповышенногоуровнясложности (включают решение проблемных ситуаций, познавательных задач, объ-


1 Сборник рабочих программ учебно-методического комплекта «Школа России». — М. Просвещение, 2011. — С. 11.



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

яснения противоречий), они являются средством достижения предмет- ных и метапредметных результатов.

В УМК «Перспектива» входит курс «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Предмет способствует формированию умладшихшкольниковцелостнойнаучнойкартинымира:природа— человек—культура;раскрываетзначимостьздоровьяибезопасногооб- разажизни,знакомитучащихсяссоциальнымиролями(ученик,член семьи,школьник,гражданин),учитвидеть,беречькрасотуродного края,икультурныетрадиции.Восновеизучениякурсаположендеятель- ностный метод обучения, познание содержания организовано в различ- ныхвидахдеятельности.В1классераскрываютсяпонятия«культура»,

«природа,«мояРодина—Россия»,ученикиосознаютсвоюсоциальную роль—ученик.Содержаниепредметаотраженоврабочихтетрадях, учебниках,приводятсязаданиядляпрактическойдеятельности,фор- мированияуменияработатьсинформацией.Заданияврабочейтетради

«Окружающиймир.ОБЖ»автораЛ.П.Анастасовойнаправленынаусво- ениепредставленийонормахиправилахздоровогоибезопасногообраза жизни.Книгидляучащихся:атлас-определитель,«зеленыестраницы» помогают учащимся подготовить проект, выполнить домашнее задание, найти необходимуюинформацию.

К у р с «О к р у ж аю щ и й м и р» (ав то р ы И. В. П о т а по в, Г. Г. И в ч е нкова) УМК«Планетазнаний»построеннапринципахобучения:вариативно- сти,культуросообразности,целостностивизученииприроды,интегра- цииприроды,человека,общества.Концентрическоеизучениематериала способствует углублению представлений, понятий о природе, обществе, человекевкаждомпоследующемклассе1.В1классе,умладшихшколь- ников расширяется запас представлений об окружающем мире, отдель- ныхееобъектах.В3классеуглубляютсязнанияоприроде,чтоизучались в1классе.Ученикизнакомятсякаксобществоведческимитемами,так иизучаютразнообразиегруппрастений,животных,ихотличительные признаки,знакомятсясорганизмомчеловека,охранойегоздоровья.Во 2классеученикиузнаютогруппахрастений,животных,отличительных особенностяхихстроения.Темы:«Природавокругнас»,«Людивокруг нас»подготавливаютучащихсякизучениюприродныхсообществ,при- родныхзонв4классе.Содержаниекурсавучебникахпредставленона двухуровнях:инвариантном—чтодолжензнатьиуметькаждыйученик (базовом),вариативном—чтомогутзнатьиуметьнаиболееподготов- ленныешкольники(повышенном).Вучебникахимеютсядифференци- рованныезадания,которыепозволяютуспешнопродвигатьсяучащимся в усвоении учебного материала. Символы на страницах учебникаориен- тируютмладшихшкольниковвтемахуроков,этизнакипоказывают,что изучаетсявтеме,полоскиразличногоцветастраницсоотносятсясин- вариантнымивариативнымсодержаниемучебногоматериалавкурсе

«Окружающиймир».Вконцекаждогоразделапредставленыпровероч- ныеработы,включающиевопросынаобобщениеисистематизациюзна- ний.Вучебникахвключенытемыдляпроектнойдеятельности,вкото-


1 ПотаповИ.В. Обучениев1классе.Методическиерекомендации.—М., 2007.


2.2.
Содержаниекурса«Окружающиймир»вначальнойшколе

рых приводится план подготовки проекта, этапы деятельности учащихся при его подготовке.

Курс«Окружающиймир»авторовН.Я.Дмитриевой,А.Н.Казако ва в системе развивающего обучения Л.В. Занкова направлен наформиро- ваниеумладшихшкольниковкартиныприродычеловеческогообщества сдревнейшихвремендонашихдней.Историческийподходкрассматри- ваемымявлениямзаложенс1по4класс.Вучебникахпрослеживается цепьвзаимосвязейотклассакклассу,подчиненнаялогикеисторическо- горазвитияприродыЗемли,человекаичеловеческогообщества.Авторы вучебнике«Окружающиймир»раскрываютследующиесодержатель- ныелинии:

— развитиенаучныхзнанийразногоуровняобобщения(страноведче- ских, краеведческих, природоведческих,исторических);

— историяоткрытияипознанияприродыЗемли(уделяетсягеографи- ческим открытиям, научным исследованиямученых);

— развитиечеловекаичеловеческогообщества(сведенияолюдях, открывшихиоткрывающихзнанияомире).В1классеученикизнако- мятсяссезоннымиизменениямивприроде,сокружающиммиромкак единствоприроды,обществаитрудалюдей.Уучащихсятакжеформиру- ютсязнанияоразнообразииприродыЗемли,ееизменчивости,красоте, планетеЗемля,появлениюжизнинаней.

Большоевниманиевизучениикурсауделяетсянаблюдениямвпри- роде,демонстрацииприродныхобъектов.Во2классетакжеизучаются объектынеживойиживойприроды,рассматриваютсясвязивней,жиз- ничеловекаиразвитииобщества.В3–4классахвисторическомразви- тиираскрываетсяученикамзависимостьчеловекаотстихийныхприрод- ныхсил,иусилениеобратноговлияниянаприроду,рассматриваются экологическиепроблемыипутиихрешения.Изучениетем,связанных с историческими событиями страны, авторы подводят череззнакомство с памятниками архитектуры городов России, обобщая знания учеников, раскрываютзначениетехилииныхисторическихсобытий.Визучении окружающего мира уделяется внимание путешественникам, ихзаслугам в открытии географическихобъектов.

 

Вариативныедействующиекурсыпопредмету«Окру- жающий мир» в начальной школе имеют много общего вотборесодержанияиструктуреегорасположения,что обеспечиваетподготовкумладшихшкольниковвсоответ- ствиестребованиямиФГОСНОО.Изучениеотдельных компонентовприродыпроисходитв1классе.Во2—уде- ляетсявниманиесвязямвприроде,влияниючеловекана природу.Знакомствособъектамиродногокраяподводит младшихшкольниковкизучениюРоднойстраны,еепри- роды,историиРоссии.В3классеболееподробноученики знакомятсясприродой,изучаетсямногообразиеобъек- товнеживойиживойприроды,ихзначение,особенности



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

строения,охрана,уделяетсявниманиеусловиямсохране- нияиукрепленияздоровьячеловека,безопасномуиздо- ровомуобразужизни.Многообразиесвязейвприродерас- крываетсявизученииприродныхсообществлеса,луга, поля,водоема,сада.Школьникиузнаютогородахиихдо- стопримечательностях.В4классерасширяютсясведения уучащихсяизисторииродногокрая,Родины.Вразделах курса«Окружающиймир»включенызнания,доступные пониманиюмладшимшкольникамобобществе:государ- ственном устройстве России, государственных символах, Конституции—основномзаконеРоссии,правахиобязан- ностяхгражданРоссии.Уделяетсявниманиекультурным ценностям,традициямнародовРоссии.Вкурсе«Окружа- ющиймир»в4классераскрываютсявзаимосвязикомпо- нентовприроды,взаимовлияниечеловекаиприродыпри изученииприродныхзонРоссии,разнообразиираститель- ногоиживотногомираЗемли.Приводятсяисторические сведениявразвитиигосударства,содержаниетемспособ- ствует формированию уважительного отношения к исто- риипрошлогоинастоящего,культурнымценностям,тра- дициямнародовРоссииидругихгосударств.Окружающий мир (УМК «Перспективная начальная школа») включает содержание учебного материала, которое связано со всеми предметами общеобразовательнойшколы.

 

 

2.3. Планируемые образовательные результаты усвоениясодержанияучебногоматериалавкурсе

«Окружающий мир»

Впрограммекурса«Окружающиймир»выделеныпла- нируемыеобразовательныерезультаты,теучебныедости- жения,которыешкольникидолжныдостигнутьприиз- учениипредмета.Планируемыеобразовательныерезуль- татыпредставляюттребованиякосвоениюсодержания учебногоматериалаипредставленывпрограммекурса

«Окружающий мир» как метапредметные, личностные, предметные.

Планируемыеобразовательныерезультатыдаютответна вопрос, какими универсальными учебными действиямиов- ладеваютмладшиешкольникивпроцессеобучения?


УУД — основа предметных и общих учебных умений

Метапредмет- ные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникатив- ные универсаль- ные учебные действия)
Предметные резуль- таты (свойственны содержанию «Окружа- ющий мир», включают регулятивные, позна- вательные, коммуни- кативные, личностные универсальные учеб- ные действия)
Личностные результаты (ценностно-смысловые установки, ценности, ко- торые должен принять младшийшкольниквсоот- ветствииснормамиипра- вилами поведения, приня- тыми в природе, обществе, государстве)
2.3.Планируемыеобразовательныерезультатыусвоениясодержанияучебногоматериала

Рассмотрим, чем являются планируемые результаты. Планируемые результаты связаны с содержание учебно-

гоматериалапопредмету«Окружающиймир»начального общегообразования.

  Цель начального общего образования
Цель курса «Окружающий мир»
Формирование универсальных учебных действий на основе содержания предмета «Окружающий мир»
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Окружающий мир», оценка ожидаемых учебных достижений учащихся.
     
Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

 

Планируемые образовательные результаты:

— конкретизируюттребованияФГОСНООкрезультатамосвоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования;

— отражаютцельизадачиизученияпредмета«Окружающиймир»;

— учитывают возрастные особенности младшихшкольников;

— представленывпрограммепопредметуввидемножествазадач (учебно-практических, учебно-познавательных,учебных);



Глава 2. Курс «Окружающий мир» в начальной школе

— отражаютвпрограммекурса«Окружающиймир»предметные, метапредметные,личностныеобразовательныерезультатыначального общегообразования,

Планируемые результаты направлены на:

— формированиеуниверсальныхучебныхдействий(личностных, коммуникативных,регулятивных,познавательных),предметныхиоб- щихучебныхуменийумладшихшкольников;

— усвоениебазовогоуровнясодержания,каквыделеновосновной образовательной программе начального общего образования — опорного учебногоматериала, обеспечивающеговозможностьпереходанаследую- щую ступеньобучения;

— индивидуальныйпрогрессвразвитииучащихся(обучениевзоне ближайшего развития, возможность усвоения учебного материалаповы- шенногоуровня);

— формирование у младших школьников основ уменияучиться.

Планируемыерезультатысвязанысобъемомизучаемогосодержа- нияучебногоматериалапопредмету. Восновнойобразовательнойпро- грамме начального общего образования особо уделяется внимание учеб- номуматериалу,имеющийопорныйхарактер,служащийосновойдля последующегообучения1.

Учебный материал повышенной степени сложности, рас- ширяющий и углубляющий опорную систему знаний,пред- ставленвучебникахкурса«Окружающиймир»врубриках:

«Дополнительный материал», «Для любознательных» и со- ответствует принципу «максимум» в программе.

Впрограмме«Окружающиймир»планируемыерезультатысоотно- сятсястребованиямикуровнюподготовкиучащихсяпопредмету:

«ученикнаучится» —включаюттребованиявотношенииусвоения опорногоучебногоматериала(базовыйуровень),имидолжныовладеть всеучащиесянауровнеактуальногоразвития(выполняемыеучебные действияпрактическидоавтоматизма)ивзонеближайшегоразвития (применение знаний в новых учебныхситуациях);

— «ученик получит возможность научиться» — включают требо- ваниявотношенииосвоенияучебногоматериалаповышеннойстепени сложности(необязательныедляусвоениявсемибезисключенияучащи- мися,уровеньдостижениймогутдостичьтолькоотдельные,способные ученики,применениесамостоятельноусвоенныхзнаний,уменийвно- выхситуациях).

Планируемыерезультатыможнорассматриватьввидемножества задач. Наурокахпредмета«Окружающиймир»младшихшкольников необходимоучитьпониматьучебнуюзадачу.Онаотвечаетнавопрос— Какнужновыполнитьзадание,чтобыполучитьрезультат,достичь цели,представляетобобщенныеспособысучебнымматериалом?


1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальнаяшкола/сост.Е.С.Савинов.—М.:Просвещение, 2010.—С.41–42.


2.3
.Планируемыеобразовательныерезультатыусвоениясодержанияучебногоматериала

Учебно-практическаязадачаотвечаетнавопрос— Что нужно делать? Младшие школьники должны незапомнить знания,аусвоитьспособыихприменения,уметьприменять знаниявпрактическойдеятельностиивновыхучебныхси- туациях.Визучениитемыурокапопредмету«Окружаю- щиймир»ученикидолжныпонятьипринятьучебнуюза- дачу.Особаярольвэтомотводитсязаданиям.Онидолжны включать способы учебных действий, доступные выполне- нию учащимися, учитывать индивидуальные психологиче- скиеособенностимладшихшкольников.КакправилоУУД, включаютсявучебныезаданиянаосновесодержанияучеб- ногоматериала(рассмотрите,опишите,расскажите,при- ведитепримеры,обоснуйтепротиворечие,докажите,рас- кройте,объяснитеит.д.).

Визучениикурса«Окружающиймир»можновыделить следующие предметныерезультаты:

— пониманиеособойролиРоссиивмировойистории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,победы;

— сформированность уважительного отношения кРоди- не,родномукраю,своейсемье,истории,культуре,природе нашейстраны,еесовременнойжизни;

— осознание ценности окружающего мира, освоение ос- новэкологическойкультуры,элементарныхправилнрав- ственногоповедениявмиреприроды,илюдей,нормздоро- вьесберегающегоповедениявприроднойсоциальнойсреде;

— освоениедоступныхспособовизученияприродыиоб- щества(наблюдение,запись,изменение,опыт,книгидр.);

— устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающеммире1.

 

Вкурсе«Окружающиймир»можновыделитьследующие метапред- метные результаты, которые являются основой формирования умлад- шихшкольниковобщихучебныхумений:

— овладениеспособностьюприниматьисохранятьцельизадачиучеб- нойдеятельности,поискасредствееосуществления;

— понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и спо- собностидействоватьконструктивнодажевситуациинеуспеха;

— использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательныхзадач;




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.111 с.)