Исторические и обществоведческие знания в курсе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические и обществоведческие знания в курсе



«Окружающий мир»

В курсе «Окружающий мир» «Обществознание»вклю- чаетзнанияпоистории,основамэкономики,праву,крае- ведению, основам безопасной жизнедеятельности, культу- рологии,страноведению.Приизученииисторическихтем ученикидолжныуметь:


определять последовательность исторических собы- тий,соотноситьгодсвеком;

1 ПакуловаВ.М. Методикапреподаванияприродоведения.—М.:Про- свещение,1990.—С.64.



Глава 3. Методика формирования предметных знаний, умений у младших школьников

— показыватьнаисторическойкартеместаисторических событий,территориигосударств,крупныегорода;

— рассказывать о наиболее важных событиях вистории Отечества;

— сравниватьпредметыбыта,одежды,людейразных историческихэпох.

Знакомствосисторическимисобытияминачинаетсяспо- нятий:«история»—наукаопрошломчеловечества,«источ- никамиизученияистории»(экспонатымузеев,летописи, древние археологические раскопки, книги). Представление олетоисчислении—счетлетвистории,помогаетмладшим школьникам определить последовательность исторических событий.Наурокеученикиузнаюто«лентевремени».Для лучшегопониманияолетоисчислении,начинатьнеобхо- димосознакомыхотрезковвремени,месяцевгода.Можно предложитьсхему:

Месяцы(объединяются)         Год(столет)          Столетие        Век Тысячалет            Тысячелетие

ЧтобысоотнестигодсвекомД.Д.Даниловпредлагаетдваправила1: Правилопервое(Еслицифрагодазаканчиваетсянадвануля,топер-

ваяцифраипервыедвецифры—этономервека).Например,800лет— VIIIв,1500лет—ХVв.Правиловторое(Еслинаместенулейпоявится другаяцифра,тоэтоужеследующийвек).Например,801год—ХIв, 2009год—ХХIв,2000год—ХХвек.Длязакреплениязнанийполето- исчислению школьникам можно предложить следующиезадания:

1. Вкакомвекепроизошлисобытия?1961г.—полетЮ.А.Гагарина вКосмос.1380г.—Куликовскаябитва.

2. Какоеиздвухсобытийбылораньше?

3. Напишите,ккакимвекамотносятсяперечисленныенижегоды,на- пример:988г—,1812г.

4. Запишитевекацифрамиарабскимииримскими.

 

Приизученииобществоведческихтемвкурсе«Окружа- ющиймир»младшиешкольникизнакомятсяспонятиями: Родина,общество,государство,закон,узнаютодостопри- мечательностях городов, памятниках архитектуры иискус- ства.Курс«Окружающиймир»знакомитмладшихшколь- никовсисториейопрошломинастоящемнашегогосудар-


1 ДаниловД.Д.,ТюринС.В. МоеОтечество.Вводныйкурсисториииобще- ствознания:учебникдля3классав4-хчастях.Часть1.—М.:Баласс,2005.— С.11.



3.2. Исторические и обществоведческие знания в курсе «Окружающий мир»

ства. Исторические события раскрываются вовзаимосвязи спамятникамиистории,архитектурыиискусства.Учени- кампредлагаетсяузнатьпоиллюстрациямпамятниккуль- туры,соотнестиегосместонахождением(городом,мест- ностью),кому,посвящениливчестькакогособытиявоз- двигнут. Ученики знакомятся с достопримечательностями городов России, происхождением их названий, связывают названия с особенностями окружающей природы, с памят- ными событиями, героическими поступками соотечествен- ников.Втемах:«Москва—столицаРоссии»,«Краснаяпло- щадь», «Московский Кремль» младшие школьники долж- ныобъяснятьосновныеэлементыГосударственногогерба России,символическийсмыслМосковскогогерба,уметь рассказывать о достопримечательностях Красной площади иМосковскогоКремля.Втеме«ГороднаНеве»уучащих- сярасширяютсязнанияодостопримечательностяхгорода Санкт-Петербурга. Школьники по своим впечатлениям, по фотографиям,иллюстрациям,используятекстучебника, описываюттакиепамятникикультуры,какЭрмитаж,Пе- тропавловскую крепость, Дворцовую площадь, Русскийму- зей,Исаакиевскийсобор,Казанскийсобор.

Приизучениикурса«Окружающиймир»большоевни- мание уделяется произведениям искусства картинной га- лереи. На страницах учебника школьники знакомятся скартинамихудожников:И.И.Левитана,В.М.Васнецова, К.П.Брюллова,В.А.Серова,А.К.Саврасова,В.Г.Перова.

Содержаниекурса«Окружающиймир»способствует формированиюуучащихсяобщечеловеческихценностей— представленийотом,чтотакоесчастье,красиво,хорошо; достойнаяжизньчеловека;мирвсемье,государстве,навсей земле;взаимнаяпомощь.Вучебникахирабочихтетрадях имеютсязадания,которыепомогаютзакрепитьзнания.Со- ставление структурно-логических схем помогаетосмыслить текстучебникаприизученииисторическихтем.Например, вучебникепредставленородословноедрево,котороеможно сравнитьсдеревом,корнииветкиассоциируютсясимена- миродственниковизразныхпоколений.Вотличиеотна- учно-познавательныхтекстовоприроде,послепрочтения текстапоистории,ученикимогутпересказыватьсобытия. Планрассказапомогаетизложитьвопределеннойлогиче- ской последовательностисодержание.



Глава 3. Методика формирования предметных знаний, умений у младших школьников

Приведемнесколькопримеровизучениятемвкурсе«Окружающий мир»,связанныхсформированиемстрановедческихзнаний.Во2классе (учебник А.А. Вахрушева) ученики знакомятся с государствами (Велико- британией,Францией,Италией,Германией).Наэтапеурока—совмест- ное открытие знаний, составляют план исследования страны (название, флаг, столица, особенности земной поверхности, особенностираститель- ногоиживотногомира,памятникиархитектурыиискусства,знамени- тыелюди).УченикиприизучениистранЕвропызнакомятсясдосто- примечательностямигородов.Узнают,чтотакоеполитическаякарта, называютипоказываютнакартестраны.Картаявляетсяисточникомпо- лучения информации. Ученикам предлагаются задания: Найти «родину» представленныхпредметов,героевсказок?Назватьиузнатьпоиллю- страциямдостопримечательностистран,особенностиклиматаирельефа. Различитьфлагигосударств,узнатьстранупоочертаниюнакарте.

 

Единичные понятия — названия государств, городовза- крепляютсяпоказомпокарте.Врабочихтетрадяхестькон- турныекарты,книмзадания.Ученикиусловнымизнаками наносятнакартуграницыгосударств,памятникикульту- ры,подписываютназваниягородов.

Приемыработыпоформированиюумладшихшкольни- ковзнанийпоисториииобществоведению:

— узнаваниепамятниковкультуры,поиллюстрациям, фотографиям, соотнесение их с месторасположением(горо- дами,государствами);

— ответынавопросыучебника;

— пересказ историческогособытия;

— нанесениенакарту(врабочихтетрадях)местабоевых сражений, движениевойск;

— подготовкасообщенияпотеме.

Критерии усвоения понятий у младших школьников в изучении курса «Окружающий мир».

Знаниявыражаютсяпонятиями.Какопределить,что онисформированыумладшихшкольниковприизучении курса«Окружающиймир»?Рассмотримкритерии,поко- торымможноопределитьуспешностьусвоенияпонятий уучащихсявкурсе«Окружающиймир».

1. Ученикизнаютопределениепонятия,соотносятзна- ниесранееусвоеннымипонятиями.

2. Имеют образное представление об изучаемом объекте илиявлении,описываютобъекты,устанавливаютсвязи междуними,находятпризнаки,характерныедляданного понятия.



3.2. Формирование предметных и общих учебных умений у младших школьников

3. Младшиешкольникиумеютприменятьпонятияпри решенииучебныхзадачвпрактическойдеятельностиивно- выхучебныхситуациях.Усвоениепонятийнедолжносво- дитьсякпростомузаучиваниюихопределений.Ученикипо- ройзнаютих,нонесправляютсясвыполнениемзаданий.Это объясняетсятем,чтонеусвоеныпризнакитогоилииногопо- нятия,механическоезаучиваниетерминовилиопределений приводиткнепониманиюсодержанияучебногоматериала. Вформированиипонятийнеобходимоуделятьвниманиесу- щественным, главным признакам. Знание их способствует правильномувыполнениюзаданий,каквпрактическойдея- тельности,такивновыхучебныхситуациях.

4. Вформированиизнанийследуетучитыватьпоследова- тельностьучебныхдействий.В.П.Симоновсвязываетусво- ениезнанийспоказателямиобученности:узнаваниемираз- личением объектов, запоминанием учебного материала,по- ниманием, применением знаний, умений в практической деятельности,применениемзнанийвновыхучебныхситу- ациях.Обученностьрассматриваетсякакзнанияиспособы ихусвоения.Вформированиизнанийобокружающеммире младшиешкольникидолжныраспознать,узнатьобъектпо иллюстрациям, гербарному материалу, коллекциям, запом- нить его отличительные, существенные признаки. Понима- ниеучебногоматериалаопределяется,тем,какправильно ученикиотвечаютнавопросы,раскрываютсвязимежду живымиобъектамииокружающейсредой,междуэлемен- таминеживойприроды,природойичеловеком,самостоя- тельновыполняютзаданияврабочихтетрадях.Критери- емусвоенияпонятийипоказателемобученностиявляется применениезнанийвпрактическойдеятельностиивновых учебныхситуациях.Правильновыполненныеучащимися задания позволяют судить об успешности усвоения знаний попредмету«Окружающиймир».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.005 с.)