Классификацияметодовобучения,применяемая приизучениикурса«Окружающиймир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификацияметодовобучения,применяемая приизучениикурса«Окружающиймир»



Понятие«метод»вфилософскомсловареприводится«как способдостиженияцелей,упорядоченнаядеятельность».

Впедагогикенетединойточкизренияотносительноклас- сификацииметодовобучения.Приизучениикурса«Окру- жающий мир» в начальной школе наиболее приемлема классификация методов обучения, применяемая в методи- ке преподавания биологии, автора Н.М. Верзилина. Восно- ву классификации положены следующие признаки: источ- ник знаний, деятельность учителя, деятельность учащихcя. КлассификацияметодовобученияавтораН.М.Верзилина имеетобщеессуществующейвпедагогике.Вначальном общемобразованиионаимеетсвязьсклассификациеймето- довобучения,которуюприводитИ.П.Подласый.Онвыде- ляет следующие источники знаний: наглядность,практика, слово,книга,видео.Согласноэтому—методыобучения:на- глядный,практический,словесный,работаскнигой,ви- деометод. Практические методы обучения включают виды: упражнения,лабораторныйметод,практическуюработу, познавательные дидактические игры, самостоятельную ра- боту, наблюдение1. Деятельность ученика при применении их ориентирована на применение полученных знаний,уме- ний напрактике.

Кметодамобучения,которыеприменяютсявизучении курса«Окружающиймир»,относятся:словесные,нагляд- ные,практические.Словесныеметодыобучениявключа- ютрассказ,беседу,объяснение.Кнагляднымметодамоб- ученияотносятся:демонстрацияопытовучителем,демон- страция природных объектов, изобразительных пособий, применение электронно-образовательных ресурсов(ЭОР).


1 Подласый И.П. Педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 207.



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

К практическим методам обучения относятся: наблюдение, практическая работа, эксперимент.

На уроках при изучении курса «Окружающий мир» имеютместоследующиеметодыобучения:объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический),методпроблемногоизложенияизучаемо- го материала, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения пред- усматривает простое воспроизведение знаний об окружа- ющеммире,вопросывключаютключевыеслова«чтона- зывается», «какой», «назовите». В учебниках приводятся задания,которыенацеленыназакреплениеопределения понятий, рассмотрение иллюстраций, составление вопро- совкним.Например:—Чтоназываетсяполезнымииско- паемыми? Какие вы знаете группы растений? Рассмотрите иллюстрацию. Назовите, какие растения показаны на ней? Репродуктивный метод обучения предусматривает при- менениезнаний,уменийпообразцу.Вопросывключают сравнение,выделениесущественныхпризнаковвобъектах, формазаданийвключаетзаполнениесхем,таблиц.

Методпроблемногоизложенияизучаемогоматериала применяетсячастовизучениикурсе«Окружающиймир». Учительставитпроблемуисовместнопоказываетпутьее решения.Учебникнаправляетнаприменениепроблемно- поисковогометодаобучения.Онпозволяеторганизовать диалогнауроке.

Частично-поисковыйметодобучения направленна применениезнаний,уменийвновыхучебныхситуациях. Задания включают опорные слова «докажи»,«почему»,

«обоснуйте ответ», «выскажите предположение».Напри- мер:—Докажите,чтоживотныенемогутжитьбезрас- тений.Можнолилиственницуотнестикхвойнымрасте- ниям?(Ответобъясните.)Ответобъясните.Какойорган растениячеловекупотребляетвпищуукартофеля.(Ответ объясните.)

Чащевсегоучительставитпознавательныезадачи,а учащиеся осуществляют поиск их решения. Младшие школьникиимеютограниченныйзапасзнанийоприроде, которыйнепозволяетимрешитьсамостоятельнотуили инуюпроблему,поэтому,вначальныхклассахнауроках приизучениикурса«Окружающиймир»чащеприменя-


5.2.
Приемыобучения,применяемыевизучениикурса«Окружающиймир»

етсячастично-поисковыйметодобучения,анеисследова- тельский.Передученикамиставятсяпроблемныезадачи, которыеонирешаютнаосновеимеющихсяпредставлений, понятийипутемнаблюдения,практическойработы,само- стоятельногоприменениязнанийвновыхучебныхситу- ациях.Приэтомформулировказаданийможетвключать ключевыеслова:объясните,выскажитесвоиидеи,докажи- те,объясните,чтопроизойдет,если,давайтепридумаем, обоснуйте.

Исследовательский метод обучения предусматривает выдвижение проблемы, которая включает противоречие. Ученикидолжныеесамостоятельнорешать,онасвяза- наспостановкойэксперимента,выдвижениемгипотезы ивыборапутирешения.Учитываясложностьпроведения исследования, ограниченный запас знанийу младших школьников, на уроках по предмету «Окружающиймир» имеетместопроблемноеизложениеизучаемогоматериала ичастично-поисковыйметодобучения.Приэтомучитель ставитученикампроблемуипоказываетпутьрешения. Вучебникахимеютсяпроблемныеситуации,школьники обсуждают пути их решения, выбирают правильныйответ, подтверждаютегочтениемтекставучебнике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.005 с.)