Педагогические условия формирования природоведческих понятий у младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования природоведческих понятий у младших школьников.



1. Представления — основа формирования природовед- ческихпонятий. Мыужерассмотрели,что,наосновечув- ственногопознаниявпроцессеощущенияивосприятия уучащихсяформируютсяпредставленияоприроде.

2. Ученикиусваиваютпонятияоприродеврезультате систематических наблюдений. Учитывая то, что младшие школьникиимеютнаглядно-образноемышление,вобуче- нииследуетприменятьсредстванаглядности.Рассмотрев объект,младшиешкольникидолжнывыполнитьдействия позакреплениюегопризнаков,свойств,приэтомсделать краткую запись, дополнить или составить схему,заполнить таблицу.Выполнениезаданийнанаблюдениезаобъекта- миприродыспособствуетформированиюприродоведческих понятийумладшихшкольников.Наблюдениевсегдапред- усматриваетфиксированиерезультатов,анепросторассмо- трениеобъектов.

3. Формирование природоведческих понятий связано с при- менениемлогическихприемовобучения, такихкаквыделение существенных признаков в объектах природы, сравнение, обобщение,классификация.Длятого,чтобыученикиовладе- липриемомсравнения,необходимонаучитьихвыделятьглав- ные,существенныепризнаки.Приемсравнениявключает:

— выделениеглавных,существенныхпризнаковвобъ- ектахприроды;



Глава 3. Методика формирования предметных знаний, умений у младших школьников

— сопоставлениепризнаков;

— выделение черт различия в объектахприроды;

— выделениеобщихпризнаковвобъектахприроды,под- ведениеквыводам.

Ученики затрудняются делать обобщение, они легчеана- лизируютматериал,выделяютчертыразличия,чемобщие, осознатьмогутневсепризнаки,которыевходятвсодер- жаниетогоилииногопонятия.Учитываято,чтомладшие школьникизатрудняютсяделатьобобщениявизучении курса«Окружающиймир»представленыэлементарные природоведческие понятия, доступные пониманию уча- щимся данноговозраста.

4. Усвоениеприродоведческихпонятийпроходитвходе беседы. Необходимотакставитьвопросы,чтобыответына- целивалинапониманиеучащимисяучебногоматериала. Нельзяставитьвопрос—Чтотакоерека?Вопросдолженсо- держатьчастичныйответ.Этопомогаетучащимсявыразить точномысль,датьопределениепонятиям,назватьихтер- минами.Необходимо—Какойводоемназываетсярекой?

5. Понятиязакрепляютсявыполнениемзаданийвра- бочихтетрадях. Работаврабочихтетрадяхпомогаетпри- менитьусвоенныезнаниявпрактическойдеятельности ивновыхучебныхситуациях.Нельзяформироватьвот- рыве понятия и умения. Постановка вопросов должнабыть нацеленанасвязьпонятиясумением.Сэтойцельювзада- ниях выделяются конкретные учебные действия: «напиши- те», «выберите», «сравните», «опишите»,«расскажите»,

«найдите», «докажите», «обоснуйте». При формировании умладшихшкольниковпонятийобокружающеммиресле- дуетприменятьзаданиякакрепродуктивные,такитворче- ские.Проблемныезаданияпозволяютвыявитьнасколько младшиешкольникимогутоперироватьпонятиямивно- вых учебных ситуациях. Единичные географические поня- тия закрепляются показом условных обозначений объектов нафизическойкарте,пространственныепонятия(горизонт, линия горизонта, ориентирование) формируются при орга- низациипрактическихработнаместностиивходенаблю- дений в природе. Усвоение биологических понятийсвязано спроведениемопытовипрактическихработвходеизуче- нияновогоматериаланаурокахпопредмету«Окружаю- щиймир».


3.2.
Исторические и обществоведческие знания в курсе «Окружающиймир»

6. Усвоениюпонятийоприродемладшимишкольника- миспособствуеттерминологическаяработа. Дляэтого помогаютсхемы,объяснениепроисхождениятерминов, правильное написание их на доске, соотнесение словарной работыссоответствующимпонятием.Длялучшегопонима- нияконкретногопонятия,следуетсоотнестиегопризнаки стерминомипроисхождением,использоватьприэтомспра- вочники, хрестоматии, энциклопедии,словари.

7. Вформированиипонятийприменяютсяиндуктив- ныйидедуктивныйпути. Практикаобучениямладших школьниковпоказываетто,чтоучащиесяанализируютлег- чеконкретныйматериал,чемпроводятобобщение.

В.М.Пакуловаоднимизусловийформированияприродоведческих понятийвыделяетиндуктивныйидедуктивныйпути1.Индуктивный путьоснованнаанализе,синтезе,сравнениипризнаковпредметовиобоб- щенииих.Кдедуктивномупутиформированияпонятийприбегаюттогда, когдачастьобъектовприродыужеизвестнаучащимся,характернырас- сказилиобъяснениеучителемвсочетанииспоказомнаглядныхсредств обучения(изучениеотобщегокчастному).Примериндуктивногопути приформированиипонятия«плод»растений.Учитель:—Рассмотрите иллюстрации,накоторыхизображеныплодырастенийвразрезе.Что общеговстроенииплодов?Естьлисвязьплодаицветка?Какая?Учитель подводитучащихсякопределениюпонятия:плод—органрастения,раз- виваетсяизцветка,внемнаходятсясемена.Примердедуктивногопути формированияпонятия«плод».Учитель:—Рассмотритеиллюстрации. Какиеорганырастенияизображенынаиллюстрациях?Рассмотритепло- дырастенийвразрезе.Чтообщегоимеютплодырастений?Какойорган называетсяплодом?Изкакихоргановрастенийобразуютсяплоды?Учи- тельподводитучащихсякопределению,чтотакоеплод.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.007 с.)