Уровневаядифференциацияобучениявизучении курса«Окружающиймир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровневаядифференциацияобучениявизучении курса«Окружающиймир»



Преподаваниепредмета«Окружающиймир»определя- етнеобходимостьовладенияучителемначальныхклассов методикой обучения, основанной на педагогическихтехно- логиях.



6.1. Уровневая дифференциация обучения в изучении курса «Окружающий мир»

Подходыкприменениюпедагогическихтехнологийвпрактикеоб- разовательнойшколыраскрытывисследованияхученых(В.В.Гузеев, М.В.Кларин,М.МЛевина,Г.К.Селевко,В.А.Сластенин,В.П.Третья- ков).Рассмотримпонятия«педагогическаятехнология»,«образователь- наятехнология».ПедагогическаятехнологиявработахВ.А.Сластенина рассматривается как последовательная взаимосвязанная система дей- ствийпедагога,направленнаянарешениепедагогическихзадач,или какпланомерноеипоследовательноевоплощениенапрактикезаранее спланированного педагогического процесса1. Образовательный процесс вшколе,егосовершенствованиепозволиливыделитьпонятие«образова- тельнаятехнология».ВработахИ.С.Якиманскойобразовательнаятех- нология рассматривается как совокупность содержания, форм, средств, методоворганизациииреализацииобразовательногопроцесса2.Виссле- дованияхВ.М.Монаховсвязываетпедагогическуютехнологиюсмето- дом,методикой,технологией.Приэтом,методрассматриваетсякакпуть кдостижениюпедагогическойцелиилисистемадействийпорешению конкретной учебной задачи. Методику автор рассматривает каксистем- ныйспособдостиженияцели.Технология—системнаяпоследователь- ность методов, обеспечивающая максимально точный стандартизован- ныйпереходотцеликпланируемомурезультату3.И.П.Подласыйпод технологиейпонимаетвсе,чтонаходитсямеждуцельюирезультатом,

«это связанные в одно целое методы. формы, средства, способы, матери- альные ресурсы»4.

Любая педагогическая технология затрагивает совокуп- ностьсодержания,форм,средств,методовобучения,вос- питания, обеспечивающих достижение планируемых обра- зовательныхрезультатов.Визучениикурса«Окружающий мир» применяются следующие педагогические технологии деятельностноготипа:

— технология сотрудничества (обучение в малыхгруппах);

— технология проблемногообучения;

— технология деятельностного методаобучения;

— уровневаядифференциацияобучения;

— технология педагогическогопроектирования;

— метод проектов как педагогическаятехнология.

Визучениикурса«Окружающиймир»ихследуетсвязы- вать со способами организации деятельности исредствами


1 СластенинВ.В. Педагогика:инновационнаядеятельность/В.В.Сла- стенин,Л.С.Подымова.—М.:ИПЧ«Из-воМагистр»,1997.—С.157–158.

2 Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь., 2000.

3 МонаховВ.М. Введениевтеориюпедагогическихтехнологий.—Волго- град:2006.—С.53.

4 Подласый И.П. Педагогика. Кн.2. Теория и технологии обучения. — С. 416.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

обучения, обеспечивающие планируемый результат. Нель- зяихприменениеотделитьотсодержанияучебногоматери- ала по предмету. Особенностью педагогических технологий является результативность, включение учащихся в разноо- образные видыдеятельности.

Формированиезнанийиотношениякприроде,изуче- ниеокружающегомиравцелом,требуетновогоподхода корганизацииучебнойдеятельностимладшихшкольни- ков,позволяющейучитыватьихуровеньобученности,об- щихучебныхумений,развитияпознавательногоинтереса, логическогомышления.Несомненно,решениезадачобу- чения,воспитанияучащихсявомногомзависитиотзна- нияпедагогомсвоихвоспитанников,уменияприменять дифференцированные средства обучения, формыучебной работы.

Одним из направлений развивающего обучения являет- ся личностно-ориентированное обучение. Е.В. Бондарев- ская,И.С.Якиманская,А.А.Алексеев,В.И.Слободчиков, В.В.Сериковсвязываютегосраскрытиемиразвитиемин- дивидуальности, накоплением каждым школьником своего общественно значимого личного опыта. Дифференциация ииндивидуализацияявляютсяосновойорганизациилич- ностно-ориентированного обучения. Младшие школьники лучшеучатсятогда,когдаизучаютто,чтосоответствуетих возможностям.Каксделатьобучениеличностно-ориенти- рованным? Несомненно, школа ориентируется на форми- рованиежелаемыхобществукачествличности.Обучение, чтобы оно было личностно-ориентированным, нужно начи- натьсизученияивыявленияиндивидуальныхособенностей развития каждого учащегося. Встает вопрос, какиеособен- ностимладшихшкольниковучитыватьвпроцессеобучения икакихвыявить?

М.К.Акимоваобосновываетто,чтовобучениенельзя учесть все психологические особенности, во вниманиепри- нимаютсялишьте,которыеоказываютсяважнымивизуче- ниитогоилииногопредмета1.ИсследованияВ.В.Давыдова доказали,чтовозраст6–9летявляетсясенситивнымпери- одомвразвитиимышления,развитиеегоспособствуетдру-


1 АкимоваМ.К. Диагностикаучебнойдеятельностиприпереходеизна- чальнойшколывсреднюю.—Самара:СИПКРО,1996.



6.1. Уровневая дифференциация обучения в изучении курса «Окружающий мир»

гим познавательным процессам1. Н.Ф. Виноградова также уделяетвниманиетому,чтопроцессобучениявначальной школедолженбытьоснованнамышлении,воображении младшихшкольников2.

Вначальнойшколесредитехнологийдифференцирован- ногообучениянаиболееприемлемауровневаядифференци- ацияобучениянаосновеобязательныхрезультатов.Онапо- зволяет:

— осуществитьдифференцированныйподходкмладшим школьникам как возможность индивидуализацииобучения в одномклассе;

— организоватьобучениенаобязательномуровнеипо- вышенном уровнесложности;

— проектировать на основе полученных результатов ин- дивидуальные пути учащихся в обучении иразвитии;

— обеспечитькачествознаний,общихучебныхумений, усвоениекоторыхопределяетдальнейшуюуспешностьоб- учения учащихся в 5 классе общеобразовательнойшколы;

— обеспечить базовый, обязательный уровень подготов- ки,которыйобязандостичькаждыйучащийся,ипредо- ставляется возможность усвоения материала повышенной степенисложности.

Уровневую дифференциацию обучения на основе обяза- тельных результатов следует рассматривать как целостный педагогический процесс подготовки младших школьников к реализации дифференцированного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

 

Организационно-педагогическими основами уровневой дифференциа- ции обучения в изучении курса «Окружающий мир» являются:

— изучениеиучетиндивидуальныхвозможностейучащихсявобу- чении(уровеньобученности,способностей,общихучебныхумений,по- знавательногоинтереса);

— дифференцированныйподходкмладшимшкольникамвобучении;

— разделениеучащихсявклассенавременныегруппысотноситель- но одинаковым уровнем умственного развития для осуществления диф- ференцированногоподходакучащимся;

— применение дифференцированных заданий, включающихразлич- нуюстепеньсложностиучебногоматериалапопредмету,учебныедей- ствия,необходимыедляихвыполнения;


1 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 2002.

2 ВиноградоваН.Ф. Окружающиймир.3–4класс.Методикаобучения.— М.,2012.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

— организациягрупповыхформобученияучащихся(дифференциро- ванно-групповой, парной, звеньевой, индивидуализировано-групповой, индивидуализированной)вучебнойивнеурочнойработепопредмету;

— организация самостоятельной работы учащихся на различныхэта- пахурока;

— оценка успешности учебных достижений учащихся, продвижение каждоговразвитииотносительносвоегоисходногоуровня.

 

Уровневая дифференциация в изучении курса «Окружа- ющий мир» основана на учете: индивидуальныхпсихологи- ческих особенностей личности, темпа изучения материала, применениидифференцированныхзаданийразличнойсте- пенисложности,сочетанииколлективной,индивидуаль- ной,групповойформучебнойработыучащихся,возмож- ностивыборавидовдеятельностиучащимися,организации самостоятельнойработы.

Существуютразличныеподходыпообъединениюучащих- сявгруппы.А.А.Бударныйпредлагаетучитыватьуровень обученностииработоспособностишкольников.Онделитуча- щихсяна3группы:свысоким,средниминизкимуровнями развития учебных возможностей. Исходя из указанных двух критериевкаждуюгруппуещена3подгруппы1.И.М.Че- редов выделяет три уровня обучаемости и работоспособно- стиучащихся(высокий,средний,низкий).Онобъединяет учащихсяв4группы:высокимиучебнымивозможностя- ми—одинпоказательвысокий,адругойсредний;сочень высокими учебными возможностями — высокие показате- лиобучаемостииработоспособности;сосреднимиучебными возможностями—одинпоказательвысокий,другойнизкий, илиобапоказателясредние;снизкимиучебнымивозмож- ностями—одинпоказательнизкий,адругой—низкийили средний.В.Д.Шадриков,Л.В.Шмельковапредлагаютобъ- единятьучащихсявгруппы,учитываяихобученность,спо- собности, учебные умения, познавательныйинтерес2.

Учетиндивидуальныхпсихологическихособенностей младшихшкольниковприизученииокружающегомира связансдиагностикой.Выявитьумладшихшкольников уровень развития логического мышления позволяют мето-


1 Бударный А.А. Дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе. — М., 1982.

2 ШадриковВ.Д. Психологиядеятельностииспособностичеловека.—М., 1996.


6.1.
Уровневая дифференциация обучения в изучении курса «Окружающиймир»

дики: Н.М. Поливановой, М.К. Акимовой1,2.Определить уровеньусвоениязнанийвусловияхдифференциациипо- зволяют методики Л.И. Буровой3, А.П. Мишиной.Млад- шиешкольникиприизучениикурса«Окружающиймир» должныуметьприменятьзнаниявпрактическойдеятель- ностиивновыхучебныхситуациях,анезаучить,запом- нить учебныйматериал.

Понятие«обученность»включаетзнания,уменияиспособыихполу- чения.В.П.Симоновхарактеризуетобученностьпятьюпоказателями: распознавание; запоминание учебного материала; понимание учебного материала; применение знаний в практической деятельности (простей- шиеэлементарныеуменияинавыки);перенос—применениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях4.Следовательно,учащиесядолжны овладеть при изучении окружающего мира учебными действиями, кото- рые включают:

— распознавание объектов, явлений природы (узнавать объектов по внешним признакам на иллюстрациях, гербариюрастений);

— запоминание учебного материала (воспроизведение содержания, отвечатьнарепродуктивныевопросы);

— понимание учебного материала (выделять существенные, главные признаки,устанавливатьсвязимеждуобъектамиокружающегомира, объяснять, подтверждать ответыпримерами);

— применение знаний в практической деятельности (ученикивыпол- няютзаданиянаосновеусвоенныхзнанийиумений);

— применениезнанийвновыхучебныхситуациях(выполнятьтвор- ческие задания, находить оригинальные подходы к решениюпоставлен- ныхзадач).

 

Кобщимучебнымумениям,которыенеобходимоучиты- ватьнауроках«Окружающиймир»приобъединениимлад- шихшкольниковвгруппыотносятся:умениенаблюдать, чтение,овладениелогическимиприемамипознанияокру- жающегомира—приемомсравнения,обобщения,класси- фикации,выделениясущественных,главныхпризнаков вобъектах.

Уровеньразвитиялогическогомышления(степеньобоб- щенияивыделениясущественныхпризнаковвобъектах);


1 ПоливановаН.И,РивинаИ.В. Диагностикасистемногомышленияде- тей6–9лет.—М.,1995.

2 АкимоваМ.К. Диагностикафакторовуспешностиучебнойдеятельности припереходеизначальнойшколывсреднюю.—Самара:CИПКРО,1996.

3 БуроваЛ.И. Способыформированияпервоначальныхпонятийумлад- ших школьников // Гносеологическое обоснование методов начального обу- чения.—М.,1984.—С.14–24.

4 Симонов В.П. Диагностика степени обученности. — М., 1999.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

общихучебныхумений;обученности;развитияинтере- сакпредметупозволяетобъединитьучащихсявгруппы с относительно одинаковыми особенностями. Умственное развитиевключаетобученностьиспособностиучащих- ся. Интерес способствует развитию учебной деятельности иуспешностиобучения.Вклассенаурокахпопредмету

«Окружающиймир»можновыделитьвременныегруппы учащихся.

Практикаработышколы,исследованияпоказали,что вусловияхдифференциацииобученияможновыделитьсле- дующие группышкольников:

I группа — воспроизводящий уровень усвоения знаний, умений; ученики затрудняются в распознавании объектов, неразличаютглавныеинесущественныепризнакивобъ- ектах,присравнениисначаларассматриваютиописывают признакиодногопредмета,затемдругого,допускаютсме- шениепонятий,затрудняютсясопоставлятьпризнакидля сравнения,устанавливатьобщиечертыичертыразличия, нераскрываютвзаимосвязивприроде;

II группа—репродуктивныйуровеньусвоениязнаний, умений;ученикислабораскрываютвзаимосвязивприро- де, более полно характеризуют объекты окружающегомира лишьприпостановкевопросов,детализирующихпроцесс наблюдения; при нахождении ошибок учителем исправля- ютих,нодопускаютэтиошибкивпрактическойдеятельно- сти,распознаютобъекты,нозатрудняютсявыделять,ана- лизировать и соотносить существенные признаки, назвать принципклассификации;

III группа — конструктивный уровень усвоения знаний, умений; ученики распознают объекты окружающего мира, распределяютихпогруппам,способныделатьобобщение на уровне элементарных понятий, применяют знания, уме- ниявпрактическойработе,еслидопускаютошибки,легко их исправляют; но способность к выделению существенно- гопризнаканеявляетсядостаточнообобщенной,неумеют устанавливать принципклассификации;

IV группа—повышенныйуровеньусвоениязнаний,уме- ний;ученикиназываютпринципклассификацииобъектов, делаютобобщениянаосновемысленногоанализасвязей иотношений,применяютзнания,умениявновыхучебных ситуациях.


6.2.
Организация самостоятельной работы учащихся при изучениикурса

Объединивучащихсявгруппы,учительимеетвозмож- ностьорганизоватьпроцессобучениянаурокесучетом учебных возможностей школьников. Особая роль в этомот- водится самостоятельнойработе.

 

6.2. Организация самостоятельной работы учащихся приизучениикурса«Окружающиймир»вусловиях

Дифференциации обучения

Висследованияхученыхнетединойточкизрениянапо- нятие«самостоятельнаяработа».

Она рассматривается как метод обучения (Г.Е. Ковалева, А.В.Усова), являетсясредствомобучения,спомощьюкоторогоучительвовлекаетуча- щихсявсамостоятельнуюпознавательнуюдеятельность(П.Я.Лернер, М.Н. Скаткин). П.И. Пидкасистый понятие «самостоятельная работа» раскрываеткакучебноезаданиеиформапроявлениявсоответствующей деятельностиразвитиямышления,памяти,воображенияучащихся1.

Наурокахпопредмету«Окружающиймир»наибольшая возможность в умственном развитии младшихшкольников возникает тогда, когда начинается систематизация и обоб- щениезнаний.Входесамостоятельнойдеятельности,уче- никивыполняютзадания,включающиесоставлениесхем, решениепроблемныхситуаций,познавательныхзадачна доказательство, сравнение, классификацию, обобщение, раскрытиепричинно—следственныхсвязей.Однимизус- ловийреализацияосновнойобразовательнойпрограммына- чальногообщегообразованиявсвететребованийСтандарта является «использование в образовательном процессе педа- гогических технологий деятельностного типа,эффективной самостоятельной работыобучающихся»2.

Попредмету«Окружающиймир»длятого,чтобыоргани- зоватьсамостоятельнуюработуучащихся,адаптированную кихучебнымвозможностям,нужнознатьуровеньразвития общихучебныхумений.Например,умениечитатьтексткар- точек—заданийиливопросовврабочихтетрадях;понима- ниеихсодержания,выполнениеучебныхдействий;умение самоконтроля и самопроверки результатов; принятиеучеб-


1 Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — С.17.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М.: Просвещение, 2010. п.. IV. 22.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

нойзадачимладшимишкольниками(понимание—зачем икакэтоделать).Учителюнеобходимовыбратьадекватные способыдействий,ведущиекрешениюпоставленныхзадач самостоятельнойработы,операцииконтролярезультатавы- полнениязаданийучащимися.Сэтойцельюследуетпрове- рятьответыспомощьюсредствобратнойсвязи,имеяобра- зецвыполнения.Онпомогаетнайтиошибкиввыполненных заданияхиихисправить.Например,учительпредлагает ученикамследующеезаданиедлясамостоятельнойработы.

Задание. Рассмотритерисунок(нарисункеизображеныптицы,рядом кружки).—Назовитептиц:—Запишитевкружкецифры,соответствен- ноназваниюптиц.Надоскеучительпредлагаетобразецответа:1—си- ница,2—воробей,3—дятел,4—ворона,5—грач(образецделается до урока). После самостоятельного выполнения задания осуществляется проверка.Учитель:«Проверимзадание.Укогоответтакой,какнадо- ске?Покажитезеленыйсигналсветофора».Надоскекромеобразцаот- ветаимеютсяиллюстрациисизображениемптиц,рядомснимицифры. Учитель:«Укогоответдругой?Покажитекрасныйсигналсветофора». Входебеседыобсуждаютсяправильныеответыдетей.

 

Успешность выполнения заданий самостоятельной рабо- тывомногомзависитотпоследовательностиследующихэта- поворганизацииеенаурокахкурса«Окружающиймир».

1. Выборучителемэтапаурока,накоторомпроводится самостоятельная работа в соответствии с дидактическими задачами:назакреплениеизученногоматериала;напровер- кузнаний,умений;наобобщениеисистематизациюзнаний; навоспроизведениеопорныхзнанийпередизучениемновой темы;напервичноезакреплениеизученногоматериала.

2. Подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы:

а)четкое,немногословноеинструктированиеучащихся относительно задачработы;

б)подборзаданийдлясамостоятельнойработысучетом учебных возможностейучащихся;

в) сообщение школьникам времени выполнения работы.

3. Постановкаучебнойзадачиучителем.Принятиеучебной задачимладшимишкольниками(чтоикакнужноделать).

4. Выборформыучебнойработыучащихсяприорганиза- циисамостоятельнойработы(звеньевая,парная,дифферен- цированно-групповая, индивидуализированная,индивиду- ализировано-групповая).



6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса

5. Опосредованноеруководствосамостоятельнойработой учителем.Наблюдениезаходомвыполнениязаданийиока- зание необходимой помощи учащимся при возникновении затруднений.

6. Контрольучителемзавыполнениемсамостоятельной работы.Самоконтрольисамопроверкавыполнениязаданий учащимися.

Одним из средств обучения, позволяющим организовать самостоятельнуюработунаразныхэтапахурокавкурсе

«Окружающий мир», являются дифференцированныезада- ния (разноуровневые). К учебным заданиямпредъявляются следующие требования:

— должныстроитьсянаосновепрограммногосодержа- ния, учитывать степень егосложности;

— основыватьсянаучебныхдействиях,необходимых длявыполненияиучитыватьуровниусвоениязнаний(уз- наваниеизапоминаниеучебногоматериала,пониманиеего, применение знаний, умений в практической деятельности, применение знаний, умений в новых учебныхситуациях);

— при подборе заданий необходимо обращатьвнимание наиндивидуальныепсихологическиеособенностишколь- ников (развитие логического мышления — степень обобще- ния и выделения существенных признаков, словесно-логи- ческойпамяти—скоростьзапечатления,заучивания,точ- ностьзапоминанияивоспроизведенияматериала);

— учитыватьуровеньразвитиякомпонентовучебнойде- ятельностиучащихся(принятиеучебнойзадачи,учебные действия, самопроверка исамоконтроль);

— являтьсяобязательнымструктурнымкомпонентом урока.

Существуютразличныеподходыкзаданиямпоизуче- ниюприроды.

Л.П.Симоновавыделяетзаданияпоэкологиидлямладшихшкольни- ков, учитывая их интерес, познавательную активность. Н.Ф. Виноградо- вауделяетвниманиевзаданияхособенностямразвитиямышления,во- ображения, компонентов учебной деятельности младших школьников.1 О.А.Казаровапредлагаетзаданияпоэкологии,включающиепознава- тельныезадачи2.


1 ВиноградоваН.Ф. Окружающиймир:методикаобучения—М.:Вентан- на—Граф,2004.

2 Казарова О.А. Творческие задачи по экологии для младших школьни- ков: методические материалы. — Нижний Новгород: НРЦОРО, 2001.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

Приводимклассификациюзаданийпохарактерудея- тельности,необходимойдляихвыполнения.Можнотипы заданийразделитьнавиды.Рассмотримподробнокласси- фикациюдифференцированных(разноуровневых)заданий по изучению окружающегомира.

Задания, опосредующие учебную информацию (на узна- вание, различение объектов):

— заданиянаузнаваниеобъектов;

— навыделениеглавных,существенныхпризнаков вобъектах;

— на классификацию объектов окружающегомира.

Задания, опосредующие учебную информацию (на узна- вание, различение, воспроизведение информации):

— заданиянаописаниеобъектовсиспользованиемплана;

— на дополнение незаконченных предложений сисполь- зованием слов длясправок.

Задания, направляющие работу учеников с учебнымма- териалом(наприменениеЗУНвпрактическойдеятель- ности):

— заданиянасравнение,обобщениеучебногоматериала;

— задания,включающиевопросы,готовыйответнакото- рыевучебникеотсутствует,требующиедополненияктексту;

— заданиянаподборпримеров,раскрывающихвзаимос- вязи вприроде;

Задания, требующие от учеников применение знаний, умений в новых учебных ситуациях):

— заданиянаустановлениесвязеймеждуобъектамипри- роды, на составление схем,моделей;

— заданиянаосознаниепоследствийвоздействиячелове- ка наприроду;

— задания на доказательство, решение познавательных задач;

— наработусдополнительнойлитературой,поискин- формации.

Попредмету«Окружающиймир»выделимвидысамо- стоятельныхработисоотнесемихсразноуровневымиза- даниями:

— воспроизводящеготипа(заданиянаузнавание,разли- чениеучебногоматериала,учебныедействияпообразцу);

— реконструктивно-вариативные (задания на примене- ние знаний, умений в практическойдеятельности);



6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса

— частично-поисковые (задания на применениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях);

— творческие (задания на применение самостоятельно усвоенныхзнаний,уменийвновыхучебныхситуациях,ре- шение самостоятельно новых учебных задач, требующиеот учащихся творческойдеятельности).

Дифференцированныезаданияможноклассифицировать похарактерудеятельности,необходимойдляихвыполне- ния.Так,ученикиI–IIгруппвыполняютзадания,опосре- дующиеучебнуюинформацию.Импредлагаютсязадания наузнаваниеобъектов,навыделениесущественныхпри- знаков в понятиях, на классификацию объектов окружаю- щегомира.ШкольникамIIIгруппыпредлагаютсязадания, направляющие работу с учебным материалом. Это задания на сравнение объектов, задания, включающие вопросы,го- товыйответнакоторыевучебникеотсутствует,требующие самостоятельныхмыслительныхоперацийстекстом.Уче- никиIVгруппывыполняютзаданиянаприменениезнаний, уменийвновыхучебныхситуациях.Этозаданиянадока- зательство, на решение творческих задач, на осознаниепо- следствийвоздействиячеловеканаприроду.

Организация самостоятельной работы в курсе «Окружа- ющий мир» связана с формой учебной работы учащихся.

 

И.М.Чередоврассматриваетформуучебнойработыкаквидвзаи- модействияучащихсямеждусобойисучителемнауроке.Выборееоб- условлен:этапомурока;индивидуальнымиучебнымивозможностями учащихся;содержаниемучебногоматериала1.Вдидактикепонятия

«формаобучения»и«формаучебнойработы»рассматриваютсякактож- дественные.

 

Впедагогикеипрактикеначальнойшколывыделяют индивидуальную, фронтальную, групповую формыучебной работы учащихся. Групповая форма учебной работыпозво- ляетосуществитьсотрудничествошкольников,аименно, оценитьвкладкаждоговрезультатдеятельности,распреде- литьработувгруппах.

И.М.Чередоввыделяетследующиеформыучебнойработыучащих- ся:парную,дифференцированно—групповую,индивидуализировано— групповую, индивидуализированную,звеньевую.


1 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. — М., 1998.



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

Рассмотрим применение различных форм учебной рабо- тыучащихсяприорганизациисамостоятельнойработына урокахкурса«Окружающиймир». Формыучебнойработы (формыобучения)являютсяорганизационнымиспособа- ми дифференциации. Дифференцированно-групповая форма учебной работы предусматривает организацию самостоя- тельнойдеятельностиучащихсявгруппахсотносительно равными учебными возможностями. Как правило, в классе выделяются3–4группышкольников.Заданияученикипо- лучаютразныепостепенисложности.Применяются,как минимум,тритипазаданий.Например,втеме:«Какиебы- ваютрастения»дляучащихся2классаназакреплениезна- нийомногообразиирастений,отличительныхпризнаках групп растений предлагаются следующиезадания.

Задание I.

Узнайте растения по описанию и внешнему виду.

Хвойноедерево,образуеткрону,листья-хвоинкирасположеныпопар- нонаветках.Этодеревоназывается      .

Задание II.

Напишите названия растений каждой группы. Дополните схему.

Группы растений

Деревья Кустарники Травы
1. 1. 1.
2. Задание III. 2. 2.

Подчеркните правильное утверждение. Объясните его.

1. Лиственница—хвойноедерево,потомучто…

2. Лиственница—лиственноедерево,потомучто…

3. Можжевельник — хвойный кустарник, потомучто…

Задание IV.

Накакиегруппыможноразделитьрастенияпоособенностямстрое- ниялистьев.Дополнитесхему:

 

Группы растений

 

 

 

 

?

 

?

             

 

1                                1             

2                                2             

3                                3              



6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса

Проверка выполнения заданий самостоятельной работы проходитотменеесложногозаданиякболеесложномуиможет бытькакустнойфронтальной,такипредусматриватьсамопро- верку,взаимопроверкуспомощьюсредствобратнойсвязи.

Индивидуализировано-групповая форма учебной работы предполагает выполнение 2–5 учениками индивидуальных заданийнакарточках.Остальныешкольникивэтовремямо- гутвыполнитьзаданияврабочейтетрадипокурсу«Окружа- ющий мир» или организуется фронтальная проверка домаш- негозадания.Такаяформаспособствуетпредупреждениюот- ставаниявусвоениизнанийучащихсяснизкимиучебными возможностями, активизирует их на изучение новогомате- риала, позволяет вспомнить необходимые опорные знания, а также позволяет организовать работу наиболее подготов- ленныхшкольников.Например,потеме:«Краснаякнига» (2класс,учебникА.А.Плешакова)2ученика(наиболеепод- готовленные) выполняют опережающие задания № 1,2.

Задание 1.

Откройтеучебник(указываетсястраница).Найдитеипрочитайте текст«Венеринбашмачок»(поМ.Г.Вахрамеевой,В.Н.Павлову).Под- готовьтенебольшоесообщениеорастение,котороевнесеновКрасную книгупоплану:

1. Ккакойгрупперастенийотноситсявенеринбашмачок.

2. Почемурастениеназываетсявенеринбашмачок?

3. Каквыглядитэторедкоерастение?

Задание 2.

Каквыдумаете,почемуколокольчики,подснежникисталиохраняе- мыми растениями. Правильные ответыподчеркните.

1)нарушилисьсвязивприроде;2)осталосьмало;3)являютсяредки- ми;4)человекнарушилправиласборарастений.

Навоспроизведениезнанийпредлагаютсязадание№3 поранееизученнойтеме«Невидимыенити»,котораяимеет связьстемой«Краснаякнига».

Задание3(выполняютменееподготовленныеученики,можнопред- ложитьработувпарах).

Скакимирастениямисвязаныследующиеживотные.Дополнитесвя- зи вприроде.

Зубр                       

Кабан                    

Лось                       

Расскажите, что вы знаете об этих животных? При работе можно пользоваться учебником, книгой «Зеленые страницы».



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

Проверка выполнения индивидуальных заданий прохо- дитвходеизученияновойтемы.Приводимпример индиви- дуализировано-групповой формы учебной работы по теме:

«Луг — природное сообщество» в 4 классе. При проверке домашнегозаданияпроводитсясамостоятельнаяработа,ко- тораязанимает3–5минут.Учащиесявыполняютзадания втетрадяхсцельюпроверкизнанийолесекакприродном сообществе, ярусности растений, их многообразии. Учени- ки1группывыполняютзаданиянаиндивидуальныхкар- точкахсцельювоспроизведениязнаний,необходимыхдля изученияновогоматериала.Проверкавыполнениязаданий проходитвходеизученияновойтемы.

Задание 1.

Какоеизутвержденийотноситсяктравам?Правильныеответыпод- черкните.

Растения имеют 1 стебель — ствол.

Стебли растений — деревянистые, толстые. Стебли растений — сочные, мягкие.

Задание 2.

Составьте цепи питания, включая живые организмы: клевер, шмель, трава, сова.

Наиболее подготовленным ученикам можно предложить сложные за- дания,напримерзадания№3,4.Проверяютсяэтизаданиявходеизуче- ния новогоматериала.

Задание 3.

Могут ли крупные звери жить на лугу? Почему?

Задание 4.

Почемудятлы,белкиживутвлесу,аненалугу?Почемумыши—по- левкиживутвлесуиналугу?

 

После выполнения заданий, проводится фронтальная проверка знаний по вопросам:

— Почемулесназываютприроднымсообществом?

— Рассмотритеиллюстрациивучебникеисоставьтецепи питания,встречающиесявлесу.—Какиенарушенияпри- родногоравновесиямогутпроизойтивлесуповинечелове- ка?—Какиеярусырастенийестьвлесу?Рассмотритеил- люстрации,накоторыхизображеныживотные,растения. Назовитеих.Выберитете,которыеживутвлесу.—Каквы думаете,вкакомприродномсообществеобитаютостальные живыеорганизмы?(показиллюстрацийсизображением растенийиживотныхнанастенномэкране).



6.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении курса

Задание нацеливает учащихся на изучение новой темы:

«Луг—природноесообщество».Учительзнакомитучащих- сясмногообразиемобитателейлуга,вводитпонятие—луг природное сообщество, где растут травянистые растения, живыеорганизмысвязанымеждусобой.Входеизучения новойтемывыполняютсязадания1,2,3.

Задание1позволяетуточнитьотличительныепризнаки группрастений,знанияомногообразиирастений,живот- ных.Учительвходебеседызнакомитшкольниковспред- ставителями растений, животных луга. Рисунки вучебнике помогаютраспознатьрастений,животныхисоставитьцепи питания,встречающиесявприродномсообществе.

Задание2даетвозможностьнапомнитьучащимся,как составитьцепипитания.Учительсообщаетшкольникам знанияоприспособленностиживотныхкусловиямжизни налугу.

Ученики,которыевыполнялизадание№3,участвуют визученииновогоматериала,дополняютучителя,объяс- няютсвязи,существующиеналугу.Крупныеживотные, например,немогутжитьналугу,имтрудноскрыватьсяот врагов,таккакместностьоткрыта.Мелкихзверейналугу много—мышей,кротов.Естьнасекомые—ихпривлекает нектаром колокольчиков, клевера, герани. В травегнездят- сяптицы—перепел,коростель,чекан.

Индивидуализированная форма учебнойработы предпо-лагаетвыполнение6–8вариантовдифференцированныхза-даний,выборихшкольниками.Онаможетприменятьсянаобобщающихурокахвкурсе«Окружающиймир»,предус-матривает выполнение школьниками различныхпо степенисложности заданий. Как правило, учительсообщаетучени-камкритерииоценки.Например:есливыберетевариант1–2заданий,тополучитеоценку«3»,если3–4вариант—«4»,наоценку«5»—вариант5–6.Вкаждомвариантепредставленызаданияповозрастаниюстепенисложности,которыевклю-чаютусложненныеспособыдействийсучебнымматериалом. Парнуюформуучебнойработы учащихсянаурокахпопредмету«Окружающиймир»позволяюторганизоватьра-бочиететради.Онидаютвозможностьосуществитьвзаимо-проверку, самопроверку результатоввыполнениязаданийиоценитьуспешностьучащихсявусвоениизнаний.Этаформаучебнойработыимеетместоприпроверкедомашне-



Глава 6. Педагогические технологии преподавания предмета

го задания, первичном закреплении изученногоматериала. Школьникимогутработатьвпарах:наиболееподготовлен- ныйинаименееподготовленный,приэтомполучаютраз- личные по степени сложностизадания.

Звеньевая форма учебной работы предусматривает объ- единениеучащихсявгруппы,гдевкаждой,школьники сразличнымиучебнымивозможностями.Этаформаучеб- нойработыпредполагаетвыполнениеобщегозадания,об- суждение ответов, взаимный контроль. Звеньевую форму учебнойработыможноорганизоватьнаурокевходеизуче- ния нового материала при проведении практической рабо- ты. Например, младшие школьники совместно выполняют опыты,обсуждаютрезультатынаблюдений.Можнопред- ложить ученикам каждой группы разноуровневыезадания. Одинизмладшихшкольниковвгруппе,какправило,свы- сокимиучебнымивозможностямиосуществляетруковод- ство,распределяетзадания,участвуетвобсужденииотве- тов.Звеньеваяформаучебнойработыимеетместоиприор- ганизации самостоятельной работы учащихся науроке.

Приводимпримериспользованияразноуровневыхзаданий потеме:«ЛесаРоссии».Ученикирассматриваютгербарий растений. В каждой группе выполняют следующиезадания:

Задание 1. (выполняют менее подготовленные ученики).

Рассмотрите растения. Назовите их. Опишите одно из растений по плану:

1. Название.Ккакойгруппеотноситься(дерево,кустарник,трава)?

2. Рассмотрителистьядеревьев,кустарников.Какуюформуониимеют?

Задание 2.

Рассмотрите растения. Распределите их по группам: деревья,кустар- ники,травы(растенияиспользуютте,чтовзадании1).

Задание 3.

Рассмотрите растения. Распределите их по ярусам. Напишите назва- ния растений к каждому ярусу.

                              1ярус.

                              2ярус.

                              3ярус.

 

Дифференцированные(разноуровневые)заданиямладшие школьникимогутвыполнятьнаразличныхэтапахурока: при закреплении изученного материала; проверке знаний, умений. Выполнение заданий позволяет не толькозакрепить


6.2.
Организация самостоятельной работы учащихся при изучениикурса

изученныйматериал,выявитьуспешностьусвоенияего,но и способствует развитию контрольно-оценочной самостоя- тельностиумладшихшкольников.Ученикимогутвыполнять заданияприорганизацииразличныхформучебнойработы: звеньевой,парной,дифференцированно-групповой,индиви- дуализировано-групповой,индивидуализированной.Наибо- лееподготовленныешкольникимогутвыполнятьзадания, включающие решение познавательных задач, проблемных ситуаций, моделирование связей в природе; доказательства, раскрытие причинно-следственных связей. Самостоятель- наяработавусловияхуровневойдифференциациидолжна предусматриватьвыборзаданийучащимися.Онаимеетоб- учающийхарактер,позволяетвыявитьиустранитьпробелы взнанияхучащихся,подготавливаетмладшихшкольников к проверочным работам, которые проводятся попредмету



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.166 с.)