Тема: «растения и животные водоема» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «растения и животные водоема»



Экскурсиюлучшепровести,рассматриваяобъектына заросшемводоеме,таккаквнембольшеживотныхирас- тений.

Цельэкскурсии: формированиезнанийуучащихсяомно- гообразии живых организмов водоема, природном сообще- стве водоема, приспособительных особенностях животных, растенийксредеобитания,развитиенаблюдательности,по-


7.2.
Экскурсиякакформаорганизацииобученияприизучениикурса«Окружающиймир»

знавательногоинтересакизучениюприроды,воспитание бережного отношения кприроде.

Планируемый результат обучения: научиться прово- дитьнаблюдениязаобъектамиприроды,фиксироватьре- зультатынаблюдений,раскрыватьсвязи,существующие вприроденапримереизученияприродногосообществаво- доема.

Оборудование:сачок,карточкисзаданияминанаблюде- ниезаобъектамиприроды,карандаши,лупа,банкасводой.

Ход экскурсии.

I. Подготовка к проведениюэкскурсии.

Сообщениетемы,цели,местапроведенияэкскурсии, маршрута,распределениеучащихсяпогруппам,подборза- данийнанаблюдениезаобъектамиприродыучащимсякаж- дойгруппы.Вводнаябеседаоправилахдорожногодвиже- нияиправилахповедениявприроде(проводитсявклассе).

II. Проведениеэкскурсии.

1. Рассказ учителя с показом объектовприроды. Учи- тельрассказываетучащимсяоприродеданнойместности. Сообщаетсведенияоводоеме,называетего.Можноописать состояниепогодывданноевремя.Вводоемеможнонайти маленькоерастение—ряску,котороепокрываетковром поверхностьводы.Ряска—самоемаленькоерастениево- доемов,имеетдвалисточкаималенькийстебельскорнем. Нижняястороналисталиловогоцвета.Цветвызвантем, чтонижняястороналистаохлаждаетсяводой,красящее зеленоевеществолистаразрушаетсяподвлияниемнизкой температурыипревращаетсявлиловыйцвет.Вводеможно рассмотретькубышкуикувшинку.Онивнесенывкрасную книгу.Кубышкаимеетжелтыйцветок,кувшинка—белый. Кувшинкуназываютнимфой,белойлилией.Листьяуэтих растенийплаваютнаповерхностиводы.Стеблидлинные, корнямитравянистыерастенияприкрепляютсякодну.На берегурекиилипрудаможнотакжерассмотретьтравяни- стыерастения:рогоз,тростник,камыш;научитьшкольни- ковразличатьих.Осторожносачкомможновыловитьвво- доеме жука-вертячку и клопа-водомерку, рассмотреть под лупойувертячкиглаза.Ониподеленынадвечасти:одна смотритввоздух,другаявводу.Этопозволяетвысматри- ватьжукудобычувводнойивоздушнойсреде.Задниепары нограсширенынаподобиеплавников,имииразвиваетвер-



Глава 7. Формы организации обучения в курсе «Окружающий мир»

тячкабольшуюскорость.Осторожнопосадитьвертячку вбанкусводой.Рассмотреть,какплаваетжук.Онсовер- шает кругообразные движения, поэтому жук получилтакое название. Клопы-водомерки имеют длинные ноги, которые смазанывоскообразнымвеществом.Брюшнаясторонатела покрыта волосками. Благодаря волоскам и воскообразному веществунателе,водалегкостряхивается,иводомеркалег- коскользитпоповерхностиводоемаинетонет.

2. Практическаяработаучащихся.Выполнениезада- нийнанаблюдениезаобъектамиприроды.

Задание1.Возьмитерастениеряску.Рассмотритениж- нююиверхнююповерхностилистаряски.Какогоцвета верхняяинижняясторонылиста?Сопоставьтеокраску листьевряскисосеннейокраскойлистьевнакустарниках идеревьях.Чтовызаметили?Запишите.

Задание2.Пронаблюдайте,какскользятпоповерхности водоема клопы-водомерки. Лапы у водомерок смазаныжи- ром.Какоезначениеимеетэтоприспособлениеуживотных кобитаниюнаповерхностиводы.Напишите.

Задание3.Выловитесачкомвертячку.Посадитееевбан- кусводой.Черезлупурассмотритеееглаза.Можнозаме- тить,чтоониразделенынадвеполовины.Каквыдумаете, имеетлитакоестроениеглазвертячкизначениедляпита- ния.Ответобъясните.Посленаблюдениявыпуститевертяч- кувводоем.

3. Проверка выполнения заданий практической работы. Организуется беседаучащихся.

III. Заключительная обобщающая беседа. Подводятся итогиэкскурсии,сообщаетсядомашнеезадание.Можно предложитьученикамнарисоватьзнаки,рисунки,вкото- рыхпоказать,какнужноохранятьживотныхирастений водоема, какие правила поведения необходимо выполнять, чтобы сохранитьводоем.

IV. Послеэкскурсионная работа. Продумать оптималь- ноеиспользованиематериалаэкскурсиив4классенауроке потеме:«Водоем—природноесообщество».

Входепроведенияэкскурсиинеобходимоуделитьвнима- ние организации практической работы младших школьни- ков.Онасвязанасвыполнениемзаданийнанаблюдениеза объектами окружающего мира. Школьникам они предлага- ютсянаиндивидуальныхкарточках.Можноорганизовать


7.2.
Экскурсиякакформаорганизацииобученияприизучениикурса«Окружающиймир»

звеньевую форму учебной работы учащихся. В содержание вопросовнеобходимопредлагатьзнакомыеобъекты,око- торыхучительрассказывалипоказывалвходебеседы.На осеннейэкскурсииучительуделяетвниманиенаокраску листьев.Можноуберезынайтиодинлистсжелтойизеле- нойокраской,уклена—соранжевойизеленой.Этаособен- ность—расцвечиваниелистьевсвязанасосвещением.Осе- ньюуменьшаетсяпродолжительностьсветовогодня,листья деревьев,кустарниковреагируютнаэтоизменение.Зеленое веществовнихраспадается.Тачастьлиста,котораязатене- на,остаетсязеленой,становятсябурыми,желтыми,оран- жевымиучасткилиста,накоторыепадаетсвет.Рассматри- ваяформулистовойпластинкиберезыилипы,школьни- киподмечаютразличия:одинаковыеполовинкиуберезы, относительносреднейжилки,инесимметричныеулипы. Улистьевосеньючерешокимееттемный«пробковыйслой мертвых клеток», через который не поступаютпитательные веществаотстеблявлист,замедляетсяпитаниеудеревьев. Можнонаблюдатьзалистопадомудеревьевкустарников дажевбезветреннуюпогоду.

На экскурсии ученикам предлагается рассмотретьследы деятельностиживотных,например,насекомых.Наберезе, липечастовстречаютсяскрученныелистья.Этодеятель- ностьберезовоготрубковерта.Названиежукполучилза способностьсворачиватьизлистьевдомикиввидетрубки. Наветкахдуба,орешника,ольхибываютследыорехово- гожукатрубковерта.Налистьяхдуба,осины,ивычасто встречаютсябугорки.Налистьяхдубаличинкаорехотвор- киобразуетбугорки,похожиенаорешек.Этогаллы,их образованиесвязаносжизнедеятельностьюличинокна- секомых.

Примерызаданийнанаблюдениезаобъектамиокружа- ющегомира.

Тема экскурсии: «В гости к осени» (2 класс)

Задание 1.

1. Найдите лист дуба, поврежденныйорехотворкой.

2. Рассмотритегаллы(бугорки,похожиенаорешек)

3. Доманарисуйтелистдубатаким,какимвывиделиегоповрежден- ныморехотворкой.

Задание 2.

1. Пронаблюдайтеосеннийлетпауков.Найдитесетьпаука,сигналь- нуюнить.



Глава 7. Формы организации обучения в курсе «Окружающий мир»

2. Проследитезапередвижениемпаукапосеткеи«охотой».Опишите состояниепогоды.

3. Дома нарисуйте ловчую сетьпаука.

Тема: «В гости к весне»

Задание 1.

1. Найдите растения: березу, иву,тополь.

2. Рассмотритеветкиэтихрастений.Какиеизнихимеютлистья,се- режки—цветки?

3. Определите, у каких из названных растений появляются первыми сережки—цветки,азатемлистья.Каквыдумаете,счемэтосвязано?

4. Дома нарисуйте веткуберезы.

Учительдополняетдетскиенаблюдения.Веснойураннецветущих растений,например,ольхи,ивы,тополяпервымипоявляютсясоцве- тия—сережки,азатемлистья.Такрастенияприспособилиськопыле- нию. Расцветают деревья и кустарники ранней весной, когда малонасе- комых, пыльца разносится ветром, отсутствие листьев не вызывает пре- граддляееполетаотцветкакцветку.

Задание 2.

1. Найдитерастениямать-и-мачеху,вероникудубравную.

2. Рассмотрите,какуюокраскуимеютцветки?Какрастут—поодно- муилигруппой?Естьлилистья?

Можно ли назвать растения раннецветущими? Почему?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)