Тема: Гемодинамическая функция сердца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Гемодинамическая функция сердца.



 

Актуальность темы:

сердце работает циклически, при этом предсердия и желудочки сокращаются и расслабляются в определенной последовательности. Работа сердца определяется физическими и физиологическими особенностями миокарда. Специфическим свойством миокарда является автоматия.

Знания фаз сердечного цикла, особенностей миокарда, происхождение экстрасистолы, необходимы врачу любого профиля для понимания механизмов функционирования сердца и патогенеза сердечных заболеваний. 

 

2. Цель занятия:

 - определить физиологические функции сердца и его отделов в обеспечении движения крови по сосудам и оценить показатели его деятельности;

 - описать структуру сердечного цикла, процессы, происходящие в каждой из фаз, и закономерности, лежащие в основе движения крови из одного отдела сердца в другой и в сосудистое русло;

- интерпретировать различные показатели деятельности сердца для оценки его нагнетательной функции;

 - уметь определить, какой из узлов проводящей системы сердца является водителем ритма и почему;

 - выявить причину и условия, при которых возможно возникновение внеочередных сокращений сердца;

 - описать процессы, лежащие в основе сопряжения процессов возбуждения, сокращения и его расслабления, оценить, в норме ли они.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- круги кровообращения;

 - анатомо-гистологическое строение сердца;

 - проводящая система сердца

 - биоэлектрические явления в возбудимых тканях.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- подсчитывать длительность сердечного цикла у лягушки и человека и анализировать его структуру;

- исследовать свойства проводящей системы сердца и автоматию в опыте с наложением лигатур Станиуса;

- исследовать возбудимость сердца и наблюдать экстраситолу и компенсаторную паузу;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма, круги кровообращения;

2. гемодинамическуя функция сердца, сердечный цикл и его фазовую структуру, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла;

3. основные показатели работы сердца, систолический и минутный объем крови, сердечный, ударный индексы и др.;

4. физиологические свойства сердечной мышцы:

а) возбудимость и возбуждение (потенциал действия) в типичных и атипичных кардиомиоцитах;

б) соотношение возбудимости, возбуждения и сокращения в разные фазы сердечного цикла;

в) реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения, экстрасистолы: предсердная, желудочковая, компенсаторная пауза;

г) особенности сократимости сердечной мышцы, правило «все или ничего» Боудича;

д) особенности проводимости в миокарде;

е) автоматия сердца, ее природа, проводящая система сердца, градиент автоматии, современное представление о механизме автоматии;

5. механизм сокращения миокарда;

6. Сроки формирования сердечно-сосудистой системы плода, схема кровообращения плода, перестройка кровообращения плода после рождения.

7. Сила сокращений левого и правого желудочков сердца плода и детей первого года жизни, систолический и минутный объем.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

        

5. Продолжительность:  4 академических часа.

        

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, установка для регистрации механокардиограммы (рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин), электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, раствор Рингера, лигатуры, пипетка, вата, объект исследования – лягушка);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- подсчет продолжительности кардиоцикла у человека;

- изучение фаз сердечного цикла лягушки;

- изучение особенностей возбудимости сердца, получение экстрасистолы;

- изучение автоматии различных отделов сердца лягушки (лигатуры Станниуса).

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.143 (0.012 с.)