Тема: итоговое занятие по разделу «физиология системы крови » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: итоговое занятие по разделу «физиология системы крови »



Актуальность темы:

кровь - одна из интегрирующих систем организма. Различные отклонения в состоянии организма и отдельных органов приводят к изменениям в системе крови и наоборот. Именно поэтому при оценке состояния здоровья или нездоровья человека тщательно исследуют параметры, характеризующие кровь (гематологические показатели).

Знания по разделу физиологии системы крови необходимы врачам любого профиля, так как интерпретировать показатели крови должен уметь каждый врач независимо от его специальности.

 

2. Цель занятия:

- обобщить знания обучающихся по вопросам физиологических функций системы крови и механизмов их регуляции;

 - проконтролировать и оценить качество овладения знаниями и практическими навыками по разделу;

 - научиться анализировать знания и умения, практические навыки по всем разделам системы крови.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- состав внутренней среды организма и ее назначение;

- биологическое назначение эритроцитов;

- особенности строения различных видов лейкоцитов;

- дыхательная функция эритроцитов;

- строение гемоглобина, особенности его соединений с кислородом;

- строение мембраны клеток;

- понятие осмоса, механизмы движения жидкостей через мембрану;

- принципы взаимодействия антиген - антитело;

- особенности строения мембраны эритроцитов;

- строение, количество тромбоцитов;

- общие принципы взаимодействия прокоагулянтов и антикоагулянтов.

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

    навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

    навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

    основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).

 

               Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны уметь:

1. решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Кровь»;

2. воспроизводить все методики, изученные на занятиях;

3. отвечать на поставленные вопросы.

 

3. Материлы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятие о системе крови, ее основные функции, состав и количество крови человека;

2. состав плазмы, гематокрит, основные физиологические константы крови и основные механизмы их регуляции, функциональные системы, обеспечивающие постоянство онкотического, осмотического давления и кислотно-основного состояния крови;

3. строение, количество и функции эритроцитов;

4. лейкоциты, их виды, количество, понятие о лейкоцитозе и лейкопении, лейкоцитарной формуле, об индексе сдвига, физиологическом лейкоцитозе, функции различных видов лейкоцитов;

5. нервную и гуморальную регуляцию эритропоэза и лейкопоэза,

6. клеточный и гуморальный иммунитет;

7. строение и свойства гемоглобина, его количество в крови, методы определения;

8. физиологические разновидности гемоглобина;

9. соединения гемоглобина с газами, спектр поглощения;

10. содержание гемоглобина в одном эритроците, цветовой показатель крови, его определение;

11. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе;

12. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы;

13. скорость оседания эритроцитов (СОЭ), механизм, факторы, влияющие на СОЭ,

14. физиологические колебания СОЭ;

15. группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы);

16. правила переливания крови;

17. кровезамещающие растворы;

18. строение тромбоцитов, их количество, функции;

19. процесс свертывания крови (А.А. Шмидт) и его значение;

20. современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные);

21. фазы свертывания крови;

22. сосудисто-тромбоцитарный гемостаз;

23. коагуляционный гемостаз;

24. фибринолиз, его этапы;

25. свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния;

26. факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза;

27. наследование групп крови;

28. органы кроветворения у плода и ребенка, объем крови растущего организма, процентное соотношение жидкостей растущего организма – кровь, лимфа, тканевая и внутриклеточная жидкости. Физико-химические особенности крови. Изменения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, величины цветового показателя. Количество белков в плазме в раннем возрасте;

29. изменения количества лейкоцитов и особенности лейкоцитарной формулы у детей;

30. осмотическая резистентность эритроцитов детей. Физиологическая желтуха новорожденного;

31. типы гемоглобина (Hb F и Hb A), их особенности, смена одного вида гемоглобина другим.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.011 с.)