Кафедра нормальной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной физиологии



                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А.Ф.

                                                                                    

                                                                                «28» августа 2018 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Общая физиология ЦНС»

 

 

Дисциплина:      НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность:   31.05.02. - Педиатрия   

Курс II   Семестр III

Количество часов - 16

 

Уфа

2018

Темы модуля «Общая физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 


Практическое занятие №9

Тема: Рефлекторный принцип деятельности ЦНС.

Актуальность темы:

структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга. Для осуществления любого рефлекса необходима анатомическая и физиологическая целостность всех звеньев дуги. Выключение любого звена ведет к исчезновению рефлекса. В клинике исследование рефлексов, в т.ч. проприоцептивных, проводят для оценки возбудимости ЦНС, а также для выявления уровня возможного нарушения функций ЦНС.

Цели занятия:

-   исследовать рефлекторный принцип деятельности нервной системы;

-   произвести анализ рефлекторной дуги лягушки;

-   исследовать спинальные рефлексы лягушки;

-   исследовать проприоцептивные рефлексы человека.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

. строение ЦНС (анатомия);

. ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

. метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов

(биохимия);

. основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык

. обращения с компьютером (медицинская физика).

 

     Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).

 

 Для формирования профессиональных компетенций студенты должны уметь:

1. воспроизводить спинальный шок и спинальные рефлексы у лягушки;

2. проводить анализ рефлекторной дуги;

3. воспроизводить спинальные рефлексы у человека (коленный, ахиллов и др.).

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. общая характеристика функций ЦНС в организме;

2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции;

3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы;

4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов);

5. рефлекторная дуга, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов;

6. методы исследования функций ЦНС;

7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга;

8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля;

9. явление спинального шока, его механизм;

10. электрофизиологические характеристики нейронов;

11. концепция генетически детерминированных нервных сетей;

12. особенности гематоэнцефалического барьера у детей;

13. особенности кровоснабжения мозга у детей.

 

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

        

6.Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма «Нервная клетка»), таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, неврологический молоточек, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., нитки, вата, растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5;  1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов;

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение спинального шока у лягушки;

- воспроизведение спинальных рефлексов у лягушки;

- анализ рефлекторной дуги у лягушки;

- воспроизведение спинальных рефлексов у человека (коленный, ахиллов и

   др.);

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                   

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.011 с.)