Тема: Нервные центры и  их свойства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Нервные центры и  их свойства.



Актуальность темы:

нервные центры – это совокупность нейронов, принимающих участие в осуществление определенного рефлекса. Нейронной основой нервного центра, являются локальные и иерархические нервные сети. Нервные центры обладают рядом характерных функциональных свойств.

Во всех вышеуказанных вопросах должен разбираться любой врач, чтобы понимать процессы функционирования структур ЦНС.

 

Цели занятия:

-   исследование некоторых свойств нервных центров;

-   изучение основных принципов координационной деятельности ЦНС.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

 . строение ЦНС (анатомия);

 . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

 . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия);

 . основные принципы работы электрофизиологических приборов,

 . иметь навык обращения с компьютером (медицинская физика).

 

     Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить на лягушке следующие свойства  нервных центров:

o - последовательную суммацию,

o - иррадиацию возбуждения

- определять время рефлекса по Тюрку и его зависимости от силы раздражителя;

- изучить влияние эфира и стрихнина на ЦНС;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятие нервного центра;

2. свойства нервных центров:

3. одностороннее проведение возбуждения;

4. центральная задержка и время рефлекса;

5. суммация в нервных центрах, ее виды;

6. явления облегчения и последействия;

7. трансформация ритма возбуждения, механизмы;

8. посттетаническая потенциация;

9. тонус нервных центров;

10.  утомление нервных центров;

11.  чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы);

12.  основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.

                                                                                

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

        

6.Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5; 1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов.

6.2. ТСО (компьютеры).

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- исследование временной суммации рефлексов у лягушки;

- исследование времени рефлексов по Тюрку;

- исследование зависимости времени рефлекса от силы раздражителя;

- исследование явления иррадиации возбуждения;

- изучение влияния стрихнина и эфира на нервную систему.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Практическое занятие №11.

Тема: Торможение в ЦНС.

Актуальность темы:

наряду с механизмами возбуждения в ЦНС существуют механизмы торможения, которые проявляются в прекращении или уменьшении активности нервных клеток. В отличие от возбуждения торможение – локальный нераспространяющийся процесс, возникающий на клеточной мембране.

Различают несколько видов центрального торможения. Знания механизмов торможения в ЦНС и их причины, позволят врачу любого профиля понять осуществление физиологических процессов в организме человека.

 

2. Цель занятия:  исследование процессов торможения в ЦНС.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение нейронов;

- строение и виды центральных синапсов;

- механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах;

 - ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения;

 - отличия местного возбуждения от распространяющегося.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить классические опыты Сеченова и Гольца;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. история открытия центрального торможения и работы И.М. Сеченова;

2. значение открытия И.М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии;

3. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций;

4. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы);

5. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану;

6. классификация видов центрального торможения;

7. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу);

8. постсинаптическое торможение, виды, механизмы;

9. пресинаптическое торможение, механизмы;

10. вторичное торможение, виды, механизмы;

11. явление индукции в ЦНС;

12. особенности процесса торможения в ЦНС.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методическое пособие, препаровальный набор, штатив с пробкой, стакан с водой, вата, кристаллическая соль, метроном, глазной пинцет, глазной скальпель, растворы серной кислоты 0,25; 0,5; 1%,стаканчики для кислот, лягушка, чашка для отбросов);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение классического опыта – «Центральное торможени рефлексов по И.М.Сеченову;

 - воспроизведение опыта – «Взаимное торможение спинальных рефлексов по Гольцу».

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

 

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 


Практическое занятие №12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.02 с.)