Тема: итоговое занятие по разделу «общая физиология цнс». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: итоговое занятие по разделу «общая физиология цнс».



Актуальность темы:

изучение общей физиологии центральной нервной системы имеет важное значение для анализа жизнедеятельности здорового и больного организма с точки зрения принципов целостности, нервизма, взаимоотношения организма и внешней среды, т. е. для формирования методологически правильного мышления врача. Нейрофизиология входит важнейшей частью в теоретический фундамент любой клинической специальности, особенно, невропатологии и психиатрии. Знание этой научной дисциплины необходимо в практической деятельности врача для топической диагностики поражений нервной системы и использования различных методов лечения (иглоукалывания, массажа, вегетативной блокады и др.).

 

 2. Цель занятия:

- обобщить знания обучающихся по вопросам общей физиологии центральной нервной системы;

- проконтролировать и оценить качество овладения знаниями и практическими навыками по разделу;

 - уметь проанализировать знания и умения, практические навыки по всем вопросам общей физиологии центральной нервной системы;

- обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал;

- преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

-   строение ЦНС (анатомия);

-   ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

-   метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов

(биохимия);

-   основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык

-   обращения с компьютером (медицинская физика);

-   строение нейрона;

-   строение синапса и механизм проведения возбуждения в нем;

-   свойства ВПСП;

-   строение нейронов;

-   строение и виды центральных синапсов;

-   механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах;

-   ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения;

-   отличия местного возбуждения от распространяющегося.

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Общая физиология ЦНС»;

- отвечать на поставленные вопросы;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. общая характеристика функций ЦНС в организме;

2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции;

3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы;

4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов);

5. рефлекторную дугу, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов;

6. методы исследования функций ЦНС;

7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга;

8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля;

9. явление спинального шока, его механизм;

10. электрофизиологические характеристики нейронов;

11. концепция генетически детерминированных нервных сетей;

12. понятие нервного центра;

13. свойства нервных центров:

-   одностороннее проведение возбуждения;

-   центральная задержка и время рефлекса;

-   суммация в нервных центрах, ее виды;

-   явления облегчения и последействия;

-   трансформация ритма возбуждения, механизмы;

-   посттетаническая потенциация;

-   тонус нервных центров;

-   утомление нервных центров;

- чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы);

14. основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.;

15. история открытия центрального торможения и работы И.М. Сеченова;

16. значение открытия И.М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии;

17. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций;

18. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы);

19. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану;

20. классификация видов центрального торможения;

21. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу);

22. постсинаптическое торможение, виды, механизмы;

23. пресинаптическое торможение, механизмы;

24. вторичное торможение, виды, механизмы;

25. явление индукции в ЦНС;

26. особенности процесса торможения в ЦНС;

27.особенности гематоэнцефалического барьера у детей;

28. особенности кровоснабжения мозга у детей.

 

4.Вид занятия: практическое занятие.

                  

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение Высшего образования

 «Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.013 с.)