Кафедра нормальной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной физиологии



 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А.Ф.

                                                                                

                                                                                «31» августа 2018 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология анализаторов»

 

 

Дисциплина:      НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность: 31.05.02. - Педиатрия   

Курс:  II   Семестр: IV

Количество часов - 16

 

Уфа

2018

Темы модуля «Физиология анализаторов» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

 

 


Практическое занятие № 31.

Тема: Функциональная организация сенсорных систем.

Слуховой анализатор.

 

Актуальность темы:

в настоящее время понятие «анализатор» сменяется понятием «сенсорная система», которая понимается как совокупность всех структур ЦНС, связанных с рецепторами и включающих в себя механизмы регуляции деятельности анализатора с помощью обратных связей. Вся информация о внешней и внутренней среде организма, получаемая от сенсорных систем, используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания.

Сенсорная система слуха воспринимает звуковые колебания среды и формирует звуковые ощущения. Механизмы проведения звуковых колебаний и формирование их в звуковые ощущения достаточно сложны. Понимание этих механизмов и умения выявлять нарушения в их осуществлении необходимы врачу любого профиля и специальности. 

 

Цели занятия:

 - уметь оценивать роль и значение сенсорных систем, их основные функции, механизмы переработки информации, адаптацию и взаимодействие сенсорных систем;

 - уметь определять роль и значение слуховой рецепции;

 - изучить методы исследования слухового анализатора:

    1. определение остроты слуха;

    2. изучение воздушной и костной проводимости звука.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- общие принципы строения сенсорных систем;

 - анатомию и гистологию слухового анализатора;

 - строение внутреннего уха;

 - физиологические свойства возбудимых тканей;

 - механизм преобразования внешнего раздражения в электрический сигнал;

 - физические единицы измерения характеристик звука.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- определять остроту слуха методом шепотной речи;

- исследовать воздушную и костную проводимость звука;

- проводить сравнение воздушной и костной проводимости звука;

- проводить исследования частотно-пороговой характеристики слуха с помощью аудиометра;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. учение И.П. Павлова об анализаторах, понятие о сенсорных системах;

2. классификация сенсорных систем (анализаторов);

3. основные свойства сенсорных систем, критерии оценки их чувствительности;

4. функциональная организация анализаторов – общие принципы строения и функции отделов;

5. периферический (рецепторный) отдел анализаторов, классификацию рецепторов, их функциональные свойства и особенности, рецепторный и генераторный потенциалы, механизмы их возникновения;

6. проводниковый отдел анализаторов, особенности проведения афферентных возбуждений, специфические и неспецифические пути, участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений;

7. корковый отдел анализаторов, локализацию афферентных функций, моно- и полимодальные нейроны, процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений;

8. кодирование информации в различных отделах анализаторов;

9. слуховая сенсорная система, её физиологическую роль в организме;

10. критерии оценки звукового раздражителя: сила, высота, громкость, тембр;

11. строение и функции наружного и среднего уха;

12. внутреннее ухо – строение, функции, механизм передачи звуковых колебаний в улитке, электрические явления в улитке;

13. проводниковый и корковый отделы слухового анализатора;

14. центральные механизмы анализа звуков, теории восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др.), бинауральный слух.

15. Характеристика слухового анализатора плода и детей различного возраста, острота слуха.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма,  таблицы, методическое пособие, наборы камертонов, секундомер, метровая линейка, вата);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- определение ост роты слуха разговорной и шепотной речью;

- исследование воздушной проводимости звука;

- исследование костной проводимости звука (опыт Вебера);

- сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне);

 - знакомство с методом исследования частотно-пороговых характеристик слуха с помощью аудиометра.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.

Практическое занятие № 32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.01 с.)