Тема: Кора больших полушарий. Условные рефлексы, их торможение . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Кора больших полушарий. Условные рефлексы, их торможение .



Актуальность темы:

высшие психические функции человека – сознание, эмоции, мышление, память, речь и другие – выполняет кора больших полушарий головного мозга. Физиология изучает мозговые механизмы психических функций. Кроме того, кора контролирует функции низлежащих отделов ЦНС и всего организма в целом.

Одним из основных элементарных актов ВНД является условный рефлекс. Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они обеспечивают более тонкое приспособление организма к окружающей обстановке. Одним из важнейших свойств условных рефлексов является их непостоянство – они могут быть заторможены, если перестали быть нужными организму вследствие изменения условий. Механизмы выработки условных рефлексов и их торможение достаточно сложны, однако знания этих механизмов необходимы врачу любого профиля и специальности.

Знания и понимание этих вопросов необходимы врачу любого профиля и специальности. 

 

2. Цели занятия:

 - усвоить вопросы локализации функций в коре больших полушарий;

 - изучить основные методы исследования функций коры больших полушарий;

 - познакомиться с методом регистрации электроэнцефалограммы, научиться различать ритмы ЭЭГ;

- наблюдать выработку у человека условного двигательного оборонительного рефлекса;

- используя метод условных рефлексов исследовать процессы торможения в коре головного мозга и его взаимодействие с процессами возбуждения;

- познакомить обучающихся с возможностью выработки условного рефлекса у человека при словесном подкреплении, а также с некоторыми видами внутреннего торможения.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга;

- цитоархитектоника коры больших полушарий;

- понятие процессов возбуждения и торможения;

 - рефлексы, их виды, рефлекторные дуги;

 - центральное торможение, его виды.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- регистрировать и анализировать результаты записи ЭЭГ;

- определять индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий моторной и сенсорной;

- вырабатывать условный двигательный оборонительный рефлекс у человека;

- используя метод условных рефлексов исследовать процессы торможения в коре головного мозга и его взаимодействие с процессами возбуждения;

- познакомить обучающихся с возможностью выработки условного рефлекса у человека при словесном подкреплении, а также с некоторыми видами внутреннего торможения.

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Роль коры в формировании системной деятельности организма, представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС;

2. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры, современные представления о локализации функций в коре, полифункциональность корковых областей, колонковую организацию коры;

3. Парность в деятельности коры больших полушарий, функциональную асимметрию полушарий у человека;

4. Электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием;

5. Методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры.

6. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение.

7. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов.

8. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа.

9. Правила образования условных рефлексов.

10. Способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые.

11. Отличие условных рефлексов от безусловных.

12. Безусловное торможение условных рефлексов. Его виды и значение.

13. Условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды. Современные представления о механизмах коркового торможения.

14. Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний.

15. Сроки появления (выработки) условных рефлексов у новорожденного, условных рефлексов ребенка грудного возраста.

16. Условно-рефлекторная и познавательная деятельность ребенка ясельного периода.

17. Характеристики процессов возбуждения и торможения у детей дошкольного периода.

18. Особенности сна у детей разных периодов жизни.

19. ЭЭГ у детей различного возраста.

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

 5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, электроэнцефалограф, шлем с электродами, гель, установка для выработки условного двигательно-оборонительного рефлекса);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

    - овладение методом регистрации и анализа ЭЭГ;

    - определение индивидуального профиля моторной и сенсорной функциональной асимметрии полушарий;

- выработка условного двигательного оборонительного рефлекса у человека;

- выработка условного рефлекса у человека на словесный раздражитель, а также некоторых видов внутреннего торможения (угасательного, дифференцировочного);           

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

 

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


Практическое занятие № 29.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.37 (0.01 с.)