Тема: итоговое занятие по разделу «физиология высшей нервной деятельности». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: итоговое занятие по разделу «физиология высшей нервной деятельности».



 

Актуальность темы:

высшая нервная деятельность - интегративная деятельность высших отделов мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям внешней среды.

Высшая нервная деятельность обеспечивает совокупность системы безусловных и условных рефлексов. Система безусловных рефлексов обеспечивает координационную деятельность организма. Она ограничена жесткими рамками врожденных (генетических) механизмов. Система условных рефлексов обеспечивает приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.

Понимание детерминированной обусловленности поведения человека и его психического состояния действием многих факторов внешней и внутренней среды поможет врачу разобраться в причинах болезни, выработать полезные навыки или избавиться от вредных привычек.

 

 2. Цель занятия:

- обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия;

- преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся;

- проконтролировать и оценить качество овладения знаниями по разделу «Физиология высшей нервной деятельности». 

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга;

- цитоархитектоника коры больших полушарий;

- понятие процессов возбуждения и торможения;

- рефлексы, их виды, рефлекторные дуги;

- центральное торможение, его виды;

- локализация функций в коре больших полушарий;

- механизм замыкания временной связи;

- динамика основных нервных процессов (явления иррадиации, концентрации и индукции возбуждения и торможения);

- первая и вторая сигнальные системы;

- высшие психические функции человека; эмоции; мотивации.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- отвечать на поставленные вопросы;

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «ВНД»;

- владеть изученными методами исследования ВНД;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС.

2. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Колонковая организация коры.

3. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека.

4. Электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием.

5. Методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры.

6. ЭЭГ у детей различного возраста.

7. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение.

8. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов.

9. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структрурно-функциональная основа (формирование временной связи).

10. Правила образования условных рефлексов.

11.Способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, короткоотставленные, запаздывающие) и следовые.

12. Отличие условных рефлексов от безусловных.

13. Безусловное торможение условных рефлексов. Его виды и значение.

14. Условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов. Современные представления о механизмах коркового торможения.

15.Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний.

16.Сроки появления (выработки) условных рефлексов у новорожденного, условных рефлексов ребенка грудного возраста.

17.Условно-рефлекторная и познавательная деятельность ребенка ясельного периода.

18.Характеристики процессов возбуждения и торможения у детей дошкольного периода.

19. Особенности сна у детей разных периодов жизни.

20. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция).

21. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Периферический и центральный анализ, синтез.

22.Системность в работе больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

23.Типы ВНД животных и человека (И.П. Павлов), их классификация, характеристика, методики определения. Роль воспитания.

24.Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий.

25.Формирование типологических особенностей ВНД детей: роль генотипа и воспитания в формировании фенотипа.

26. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.

27.Понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь).

28.Внимание. Значение работ И.П. Павлова и А.А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

29.Восприятие. Современные представления об особенностях восприятия у человека.

30. Биологическая роль эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Их значение в целенаправленной деятельности человека.

31.Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.

32.Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Роль мозговых структур в процессе мышления.

33.Схема функциональной системы по П.К. Анохину. Развитие у детей второй сигнальной системы.

34.Речь, этапы формирования речи у детей. Слово как сигнал сигналов.

35.Особенности внимания и памяти у детей.

36.Особенности эмоций у детей.

37.Этапы развития мышления и сознания у ребенка, взаимосвязь физиологических и социальных факторов этого развития.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

        

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.016 с.)