Тема: Физиология вегетативной нервной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Физиология вегетативной нервной системы.



Актуальность темы:

главная функция вегетативной нервной системы (ВНС) состоит в поддержании постоянства внутренней среды или гомеостаза при различных воздействиях на организм. Наряду с этим ВНС регулирует также деятельность и других органов, которые не участвуют непосредственно в поддержании гомеостаза. Изучение ВНС необходимо студентам, поскольку в практической деятельности они будут встречать у больных нарушения вегетативных функций.

 

2. Цель занятия:

 - познакомиться со способами исследования функционального состояния ВНС у человека;

 - исследовать рефлексы, характеризующие состояние симпатического и парасимпатического отделов ВНС;

 - уметь обосновать многоуровневую организацию регуляции вегетативных функций ЦНС для использования этих знаний в клинике.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение симпатического и парасимпатического отделов ВНС;

 - ультраструктура синапсов, механизмы и закономерности передачи возбуждения в них;

 - типы рецепторов: холинорецепторы и адренорецепторы.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить вегетативные рефлексы у человека, характеризующие состояние симпатического и парасимпатического отделов ВНС;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы;

2. симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы;

3. принципы организации афферентного и эфферентного звеньев вегетативных рефлексов;

4. вегетативные ганглии, их функции, преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия;

5. механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях;

6. медиаторы вегетативной нервной системы, основные виды рецепторов (адренергические, холинэргические и др.);

7. влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, синергизм и относительный антагонизм их влияния;

8. вегетативные центры, роль гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций;

9. участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов, вегетативные компоненты поведения;

10. Незрелость вегетативной нервной системы новорожденного.

11. Становление устойчивости вегетативных показателей, доля участия симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций у детей до 3-х лет.

12. Механизм и сроки формирования тонуса блуждающего нерва, его оценка.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, учебный фильм «Вегетативная нервная система», кушетка, секундомер, неврологический молоточек, стеклянная палочка, эфир);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение вегетативных рефлексов у человека, характеризующих состояние симпатического и парасимпатического отделов ВНС:

 - исследование глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера;

 - исследование шейно-сердечного рефлекса Чермака;  

 - исследование ортоклинопробы;

 - исследование дермографизма;

 - исследование пиломоторного рефлекса Тома.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.014 с.)