Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: итоговое занятие по разделу «физиология кровообращения»
Актуальность темы: система кровообращения, как часть системы транспорта веществ в организме, обеспечивает доставку адекватного объема крови к клеткам организма и отток соответственно уровню их метаболизма. Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма и отдельных его органов и тканей, так как нарушение транспорта веществ, приводит к нарушениям жизнедеятельности клеток. Подготовка специалистов любого профиля в терапевтических и хирургических клиниках базируется на обязательном знании физиологии кровообращения. Будущий специалист должен четко знать физиологию кровообращения и механизмы его регуляции, необходимые для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли кровообращения в обеспечении приспособительных реакций организма.
2. Цель занятия: - проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими навыками по разделу «Физиология кровообращения»; - обобщить знания по различным темам раздела для оценки показателей гемодинамики, анализа механизмов деятельности сердца и сосудов, механизмов их регуляции; - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - круги кровообращения; - анатомо-гистологическое строение сердца; - проводящая система сердца - биоэлектрические явления в возбудимых тканях; - процессы, лежащие в основе механизма мышечного сокращения; - уметь описать и интерпретировать процессы, лежащие в основе изменения физиологических свойств сердечной мышцы; - путь к сердцу блуждающего и симпатического нервов; - строение сердца, расположение клапанов; - проводящая система сердца; - уметь применить теорию диполя в электрокардиографии; - знать электрофизиологическую сущность зубцов и интервалов ЭКГ; - анатомические пути движения крови по сосудам и через сердце человека; - морфологические особенности сосудистого русла, обеспечивающие их физиологические функции; - основные законы гидродинамики и их применение для описания закономерностей гемодинамики.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:
- отвечать на поставленные вопросы, решать тесты и ситуационные задачи; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма, круги кровообращения; 2. гемодинамическая функция сердца, сердечный цикл и его фазовую структуру, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла; 3. основные показатели работы сердца, систолический и минутный объем крови, сердечный, ударный индексы и др.; 4. физиологические свойства сердечной мышцы: а) возбудимость и возбуждение (потенциал действия) в типичных и атипичных кардиомиоцитах; б) соотношение возбудимости, возбуждения и сокращения в разные фазы сердечного цикла; в) реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения, экстрасистолы: предсердная, желудочковая, компенсаторная пауза; г) особенности сократимости сердечной мышцы, правило «все или ничего» Боудича; д) особенности проводимости в миокарде; е) автоматия сердца, ее природа, проводящая система сердца, градиент автоматии, современное представление о механизме автоматии; 5. механизм сокращения миокарда; 6. основные механизмы регуляции деятельности сердца, их виды; 7. внутриклеточные (миогенные) механизмы саморегуляции деятельности сердца: - гетерометрический - «закон сердца» Старлинга; - гомеометрический - феномен лестницы Боудича, эффект Анрепа; 8. механизмы регуляции работы сердца: нервные и гуморальные; 9. иннервация сердца блуждающим и симпатическим нервами, их путь к сердцу; 10. влияние на сердце блуждающего нерва, понятие тонуса блуждающих нервов, его происхождение и роль в регуляции деятельности сердца;
11. влияние на сердце симпатических нервов, усиливающий нерв Павлова, трофический характер его действия; 12. рефлекторная регуляция деятельности сердца, вагальные и симпатические рефлексы; 13. сосудистые рефлексогенные зоны, их роль в рефлекторной регуляции работы сердца; 14. механизм передачи нервных импульсов на сердце (опыт Леви), медиаторы, холино- и адренореактивные структуры сердца; 15. влияние коры больших полушарий головного мозга на работу сердца; 16. механизмы интракардиальной регуляции сердечной деятельности; 17. гуморальные механизмы регуляции, влияние на деятельность сердца температуры, электролитов, медиаторов, гормонов и др.; 18. современные методы исследования сердца и общий анализ их возможностей; 19. электрокардиография (ЭКГ) и методика регистрации; 20. анализ кривой ЭКГ, генез отдельных зубцов и интервалов, значение для клиники; 21. векторную теорию формирования ЭКГ, электрическую ось сердца и значение ее определения; 22. баллистокардиография (БКГ), методика регистрации; 23. анализ кривой БКГ, генез отдельных зубцов и интервалов; 24. тоны сердца, их происхождение; 25. фонокардиографию (ФКГ), методику регистрации, анализ кривой ФКГ; 26. функциональная классификация различных отделов сосудистого русла; 27. основные законы гемодинамики; 28. понятие общего и периферического сопротивления сосудов; 29. факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления; 30. изменение сопротивления в различных участках сосудистого русла; 31. линейная и объемная скорости движения крови в различных участках сосудистого русла, факторы их обуславливающие, время полного кругооборота крови; 32. кровяное давление и его величины в разных отделах сосудистой системы; 33. артериальное давление: систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее, центральное и периферическое, венозное давление, факторы, определяющие величину кровяного давления, понятие о гипо- и гипертензии; 34. методы измерения кровяного давления, кривую артериального давления (волны первого, второго и третьего порядка, их происхождение); 35. артериальный пульс, его происхождение, основные свойства пульса, методы исследования, анализ сфигмограммы; 36. движение крови по венам, венный пульс, его происхождение, анализ флебограммы; 37. иннервация сосудов: сосудорасширяющие и сосудосуживающие нервы; 38. сосудодвигательный центр, его локализацию, тонус сосудодвигательного центра; 39. афферентные влияния на сосудодвигательный центр (собственные и сопряженные сосудистые рефлексы); 40. функциональная характеристика баро- и хеморецепторов сосудистого русла, роль каротидной и аортальной рефлексогенных зон в регуляции тонуса сосудов; 41. влияние вышележащих отделов ЦНС на регуляцию тонуса сосудов (гипоталамус, кора больших полушарий); 42. гуморальные влияния на сосудистый тонус (адреналин, вазопрессин, ренин, гистамин, кинины, простагландины). 43. Сроки формирования сердечно-сосудистой системы плода, схема кровообращения плода, перестройка кровообращения плода после рождения. 44. Сила сокращений левого и правого желудочков сердца плода и детей первого года жизни, систолический и минутный объем. 45. Регуляция деятельности сердца плода и новорожденного.
46.Становление функционирования рефлексогенных зон сердечно- сосудистой системы у детей. 47. Развитие нервных и гуморальных механизмов регуляции у детей. 48. Методы исследования деятельности сердца плода и детей различного возраста. 49. Особенности электрокардиографии и фонокардиографии у детей. 50. Сосудистая система детей различного возраста: структурная характеристика, регуляция тонуса, показатели кровяного давления. Особенности артериального давления у детей разного возраста и их причины.
4.Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
\
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение Высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.018 с.) |