Тема: итоговое занятие по разделу «частная физиология цнс». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: итоговое занятие по разделу «частная физиология цнс».



Актуальность темы:

главная функция вегетативной нервной системы (ВНС) состоит в поддержании постоянства внутренней среды или гомеостаза при различных воздействиях на организм. Наряду с этим ВНС регулирует также деятельность и других органов, которые не участвуют непосредственно в поддержании гомеостаза. Изучение ВНС необходимо студентам, поскольку в практической деятельности они будут встречать у больных нарушения вегетативных функций.

Знание функций различных отделов ЦНС - спинного мозга, ствола мозга, мозжечка, промежуточного мозга, подкорковых структур необходимо для понимания деятельности ЦНС в целом и для клинической практики. Врач должен знать ведущую роль различных отделов ЦНС в регуляции таких жизненно важных функций организма, как дыхание и кровообращение, а также их роль в обеспечении позы тела и движений.

 

2. Цель занятия:

 - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия;

 - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение симпатического и парасимпатического отделов ВНС;

 - ультраструктура синапсов, механизмы и закономерности передачи возбуждения

в них;

 - типы рецепторов: холинорецепторы и адренорецепторы;

 - морфо-функциональная организация продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, таламуса базальных ядер.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- отвечать на поставленные вопросы;

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Частная физиология ЦНС»;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы;

2. симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы;

3. принципы организации афферентного и эфферентного звеньев вегетативных рефлексов;

4. вегетативные ганглии, их функции, преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия;

5. механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях;

6. медиаторы вегетативной нервной системы, основные виды рецепторов (адренергические, холинэргические и др.);

7. влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, синергизм и относительный антагонизм их влияния;

8. вегетативные центры, роль гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций;

9. участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов, вегетативные компоненты поведения;

10. спинной мозг, его роль в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма, спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;

11. продолговатый мозг и мост, центры продолговатого мозга и моста, их роль в регуляции мышечного тонуса, рефлексы позы, проводниковую функцию продолговатого мозга и моста;

12. средний мозг, его роль в процессах саморегуляции функций, рефлекторную деятельность среднего мозга, функции среднего мозга, участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц, установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус), ориентировочные рефлексы, механизм поддержания равновесия тела, проводниковую функцию среднего мозга, децеребрационную ригидность, ее механизмы;

13. мозжечок, его афферентные и эфферентные связи, коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию, участие в организации двигательных программ, роль тормозящих нейронов коры мозжечка, взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярным ядром;

14. ретикулярная формация, особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов, связи ретикулярной формации с основными проводящими путями головного мозга, нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга, участие в поддержании и перераспределении мышечного тонуса, восходящие активирующие влияния ретикулярной формации;

15. базальные ядра, роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ, функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы, двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

16. Распределение мышечного тонуса у детей раннего возраста, развитие позно-тонических рефлексов, стояния, координации движений.

17. Внутриутробные движения плода, безусловные двигательные рефлексы новорожденных.

18. Роль движений в развитии ЦНС и мускулатуры у детей грудного возраста.

19. Незрелость вегетативной нервной системы новорожденного.

20. Становление устойчивости вегетативных показателей, доля участия симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций у детей до 3-х лет.

21. Механизм и сроки формирования тонуса блуждающего нерва, его оценка.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

        

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.226 (0.014 с.)