Кафедра нормальной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной физиологии



 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А.Ф.

                                                                                    

                                                                                «31» августа 2018 г.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология дыхания»

 

 

Дисциплина:      НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность: 31.05.02. - Педиатрия   

Курс: II Семестр: IV

Количество часов - 12  

 

 

Уфа

2018

Темы модуля «Физиология дыхания» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

 

 

 


Практическое занятие № 21.

Тема: Внешнее дыхание.

Актуальность темы:

система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ.

Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма, его органов и тканей, так как нарушения в обмене О2 и СО2 приводят к изменениям жизнедеятельности живого организма.

 

2. Цели занятия:

- уметь охарактеризовать понятие системы дыхания, ее роль в организме, этапы процесса дыхания;

- уметь оценить показатели внешнего дыхания у человека для последующего использования этих знаний, умений при оценке состояния системы дыхания во врачебной практике;

- знать закономерности диффузии газов на границе легкие – кровь и кровь – ткани, а также способы транспорта газов;

- овладеть методами исследования показателей внешнего дыхания у человека;

- уметь измерить с помощью приборов (спирографа, спирометра) показатели внешнего дыхания;

- уметь оценить и дать объяснение функциональным возможностям аппарата внешнего дыхания у человека;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

. анатомо-гистологическое строение органов дыхания (носовая полость, глотка,

гортань, трахея, бронхи, легкие);

 . анатомия грудной клетки, дыхательные мышцы;

 . особенности кровообращения в легких;

 . плевра, средостение;

 . понятие парциального давления газов в воздухе и их напряжение в крови. 

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- анализировать биомеханику вдоха и выдоха на модели Дондерса;

- определять ЖЕЛ и ее составляющие методами спирометрии и спирографии;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. значение дыхания для организма, основные этапы процесса дыхания, дыхательный цикл, физиологию дыхательных путей;

2. механизм вдоха и выдоха, давление в плевральной полости, его изменение при дыхании, эластические свойства легких и стенок грудной полости;

3. газообмен в легких, состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха, напряжение газов, растворенных в крови, парциальное давление газов (О2 и СО2) в альвеолярном воздухе, газообмен в тканях;

4. транспорт газов (О2 и СО2) кровью, факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина, содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови, кислородную емкость крови;

5. кривые диссоциации оксигемоглобина и их зависимость от концентрации водородных ионов и температуры;

6. регуляция дыхания, дыхательный центр, структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику;

7. влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови;

8. центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза, изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии;

9. механорецепторы легких (растяжения, ирритантные, юкстаальвеолярные), их роль в саморегуляции дыхания, рефлекс Геринга-Брейера;

10. значение гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции дыхания, условно-рефлекторную и произвольную регуляцию дыхания;

11. структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику, механизмы, обеспечивающие ритмическую смену дыхательных фаз.

12. Механизм первого вдоха новорожденного.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, методическое пособие, таблицы, спирометр, спирограф, вата, спирт, модель Дондерса, пневмограф);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

 - демонстрация преподавателем модели Дондерса для понимания роли отрицательного давления в плевральной полости в механизме вдоха и выдоха;

 - проведение спирометрии для определения ЖЕЛ;

 - проведение спирографии с последующим анализом спирограммы и расчетом дыхательных объемов и ёмкостей.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                   

 

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


Практическое занятие № 22.

Тема: Регуляция дыхания.

Актуальность темы:

система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ.

Будущий специалист должен четко знать физиологию дыхания и механизмы его регуляции, необходимые для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли системы дыхания в обеспечении жизнедеятельности и приспособительных реакций организма.

 

2. Цели занятия:

- уметь оценить механизмы регуляции дыхания при различных функциональных состояниях организма и состояниях окружающей среды.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

. анатомо-гистологическое строение органов дыхания (носовая полость, глотка,

гортань, трахея, бронхи, легкие);

 . анатомия грудной клетки, дыхательные мышцы;

 . особенности кровообращения в легких;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- анализировать пневмограмму;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. регуляция дыхания, дыхательный центр, структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику;

2. влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови;

3. центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза, изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии;

4. механорецепторы легких (растяжения, ирритантные, юкстаальвеолярные), их роль в саморегуляции дыхания, рефлекс Геринга-Брейера;

5. значение гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции дыхания, условно-рефлекторную и произвольную регуляцию дыхания;

6. структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику, механизмы, обеспечивающие ритмическую смену дыхательных фаз;

7. Особенности регуляции дыхания; созревание дыхательного центра, устойчивость дыхательного центра новорожденного к гипоксии и низкая чувствительность к гиперкапнии. Созревание рефлексогенных зон и развитие произвольного изменения частоты и глубины дыхания.

 

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, методическое пособие, таблицы, спирометр, спирограф, вата, спирт, модель Дондерса, пневмограф);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

 - демонстрация преподавателем модели Дондерса для понимания роли отрицательного давления в плевральной полости в механизме вдоха и выдоха;

 - проведение спирометрии для определения ЖЕЛ;

 - проведение спирографии с последующим анализом спирограммы и расчетом дыхательных объемов и ёмкостей;

 - изучить метод регистрации дыхательных движений – пневмографию, уметь рассчитывать количество дыханий за 1 минуту при разных условиях регистрации пневмограммы.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


Практическое занятие № 23.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.051 с.)