Урок 135. Раздельное и дефисное написание частиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 135. Раздельное и дефисное написание частиц



 

Цели: определить случаи раздельного и дефисного написания частиц; развивать умение отличать частицы от других частей речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Запишите предложения, поясните значения частиц.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин.)

(Восклицательная частица что за выражает восхищение.)

Как бы узнать, что там делается, за воротами? (Ю. Олеша.)

(Формообразующая частица бы образует форму условного наклонения глагола.)

Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни желтого. (Ю. Олеша.)

(Смысловые частицы ни служат для усиления.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 374: проверка по цепочке.

В это время трое учеников на доске выполняют морфологический разбор слов.

 

III. Изучение темы «Раздельное и дефисное написание частиц».

Слово учителя

Правило легко запомнить: частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частицы -то и -ка присоединяются к словам дефисом. Главное — уметь отличать частицы от других частей речи.

Суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях тоже пишется через дефис: какой-то, где-то, здесьтрудностей не возникнет, вряд ли вы его спутаете с местоимением то. Эти частицы часто путают с частями указательных местоимений, наречий, союзов. С этим мы уже недавно сталкивались при изучении союзов.

Сравним пары предложений, подчеркнем частицы:

1) Что бы вы хотели узнать о частицах?

Чтобы правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.

2) Частица -то пишется со словами так же, как суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях, то есть через дефис.

Частица бы пишется со словами раздельно, частицы ли и же также пишутся раздельно.

Во вторых предложениях каждой пары слова только похожи на частицы: в первом чтобы — союз, во втором также — наречие.

Упомянем еще одну частицу, которая тоже пишется через дефис и носит разговорный характер — частица -таки. Придумаем предложения с этой частицей.

Например: И всё-таки она вертится! Я решил-таки сложную задачу. Опять-таки придется вернуться к обсуждению наших проблем.

Потренируемся различать части речи в упражнениях.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 376: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 377: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

 

3. Упражнение 378: самостоятельная работа с последующей проверкой.

Комментарий. Суффикс -то — в предложениях 4, 5; частица -то — в предложениях 2, 6; местоимение то — в предложении 1, составной союз то — то — в предложении 3.

 

4. Упражнение 380: устно; морфологический и синтаксический разбор — письменно.

 

Домашнее задание

1. § 65.

2. Упражнения 379, 381: письменно.

3. Упражнение 382: устно.

 

Уроки 136—137. Развитие речи.

Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

 

Цели: закрепить орфографические навыки раздельного и дефисного написания частиц; развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.

Методические приемы: лингвистический разбор, игровая ситуация, составление плана, устное описание картины.

 

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о случаях раздельного и дефисного написания частиц.

 

2. Упражнение 379: двое учеников на доске записывают свои предложения с то.

 

3. Упражнение 381: проверка по цепочке.

 

II. Подготовка к устному сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1. Рассматривание иллюстрации на вклейке учебника.

 

2. Обозначение игровой ситуации.

Задание (по упражнению 382): попробовать себя в роли телеведущего.

 

3. Сбор материала для выступления.

Ученики высказывают свои впечатления о картине, предлагают свои линии развития «телепередачи».

 

4. Составление планов выступлений или сценариев (у каждого может быть свой, оригинальный план).

 

5. Написание черновиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.007 с.)