Урок 47. Практическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 47. Практическая работа



«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

 

Цель: закрепить навыки написания не с причастиями, пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: практическая работа, лингвистический разбор, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

Непроснувшийся — слово образовано приставочным способом.

Словообразовательный ряд:

непроснувшийся ← проснувшийся ← проснуться ← спать.

Слово проснуться образовано приставочно-суффиксальным способом, причем от корня остается только согласный с.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Сообщение о случаях слитного и раздельного написания не с причастиями.

 

2. Упражнение 134: один ученик выполняет у доски морфологический разбор (выполнивший), в это время упражнение проверяется «по цепочке».

 

III. Объяснительный диктант

1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке на заре, о невиданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.

2) Неотремонтированная квартира выглядит неопрятно.

3) Эти обои не просохшие, а еще влажные.

4) Меня поразил его недоумевающий взгляд, брошенный исподлобья.

5) Совершенно непрожаренное мясо есть было невозможно.

6) Необходимые аргументы так и не найдены.

7) Еще не прочитанная книга лежала на подоконнике уже не делю.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 136: выразительное чтение, беседа по вопросам, самостоятельное выполнение письменно.

Комментарий. Стиль текста художественный, основная мысль — человек беспомощен перед природой, обладающей необычайной мощью.

 

2. Упражнение 137: устный разбор, письменное выполнение.

Комментарий. Слово неправильный из первой группы надо перенести во вторую группу (оно может употребляться без не). Предложение из четвертой группы: Телефон до сих пор не отремонтирован. — следует перенести в третью группу.

 

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 67, в словарик синонимов; определить слова как части речи, найти общее значение слов. Разобрать слово зловещий по составу.

Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный.

 

Домашнее задание

1. § 24.

2. Упражнение 138.

 

Урок 48. Буквы е и ё после шипящих

В суффиксах страдательных причастий

Прошедшего времени

 

Цели: повторить написание е и ё после шипящих в различных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, повторение изученного материала.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах; тощих площадных актеров, пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак. (Ю. Олеша.)

Дополнительные задания:

— Сделать синтаксический разбор предложений.

— Найти в тексте причастия, определить их синтаксическую роль, сделать морфологический разбор причастий. (Запружена, сшитых, тянувших.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 138: ученики читают виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Все данные сводятся в таблицу на доске, которую ученики переносят в тетради.

 

III. Изучение темы «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

1. Повторение изученного.

— О каких орфограммах вы вспомнили, прочитав тему урока? Приведите примеры.

Комментарий.

Буквы о — ё после шипящих в корне слова: под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е (чёлка — чело, щётка — щетина, шёлк — шелка). В других случаях пишется о (шорох, обжора, шов, крыжовник и т. д.).

Буквы о — ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения — ё (сачок, бельчонок, холщовый, смешон, но: грушевый, плащевой).

Буквы о — ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения — ё (лицо, свечой, меньшего, но: ситцем, товарищем, большого).

В окончаниях глаголов единственного числа настоящего времени пишутся буквы ё (в глагольных формах никогда не бывает о): печём, печёшь, влечёт.

 

2. Слово учителя.

В суффиксах полных причастий - енн - и кратких причастий - ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения — е: включён — включены, огорчён — огорчены, завершён — завершены.

На письме и в печатных изданиях часто не ставятся точки над буквой ё. Главное — запомнить, что в глагольных формах и в причастиях (они тесно связаны с глаголами) никогда не пишется о.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнения 139, 140: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 142: записать слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам. Главное — правильно определить часть речи и морфему (часть слова).

 

В корне слова В суффиксах существительных и прилагательных В окончаниях существительных и прилагательных В окончаниях глаголов В суффиксах причастий
         
на жёрдочке снежок с мечом бережёт освещённый
шорох галчонок мячом стережёт освежённый
чёрным зайчонок свечой стрижёт решённый
крыжовник сучок товарищем рассечёт закопчённый
  ежовый рощей испечёт  
  крючок в горячем пересечёт  
  овражек лапшой    
  бежевый      
  шапчонка      
  ситцевый      
  кукушонок      
  холщовый      
  грушевый      
  песцовый      
  лягушонок      
  медвежонок      
  дороженька      
  дубочек      

 

Дополнительное задание (выполняется в освободившееся время): заполнить свободные строки таблицы примерами.

 

3. Упражнение 144: выполняется по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 

Домашнее задание

1. § 25.

2. Упражнение 141: письменно.

3. Упражнение 143: подготовка к диктанту.

4. Упражнение 145: подобрать материал к сочинению.

 

Урок 49. Развитие речи. Подготовка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.009 с.)