Употребление страдательных причастий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление страдательных причастий



Прошедшего времени в тексте

 

Цели: закрепить навыки правописания страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; показать значение и роль кратких страдательных причастий в тексте, закрепить пунктуационные навыки, развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Эта глухая деревня тиха и заброшенна.

Комментарий: однородные сказуемые выражены краткими прилагательными, поэтому пишется столько н, сколько их в полных.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании одной и двух н в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных.

 

2. Упражнение 124: чтение и обсуждение нескольких творческих работ; комментирование правописания полных и кратких страдательных причастий.

 

III. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

Упражнение 128: чтение текста, выполнение заданий.

Комментарий. Тип текста — описание. Стиль текста — художественный. Средства связи предложений:

1-е со 2-м: цепная связь, повторение слов (стол — стола);

2-е с 3-м: параллельная связь;

3-е с 4-м: цепная связь, местоимение (окошками — из них).

Дополнительные вопросы:

— Какова роль страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных в тексте? (Страдательные причастия прошедшего времени являются в определениями: оборванной, изрезанные.)

Встречаются отглагольньие прилагательные — определения: перочинными (слово образовано соединением слов перо и чинить); некрашеных, стриженая, плетёный.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени (занята, видна) и краткие прилагательные (знакомы) — являются сказуемыми.

— Какое значение имеют страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени обозначают признаки предметов по действию в прошлом, придают описанию образность, конкретность. То же от носится к отглагольным прилагательным.)

После разбора и ответов на вопросы — комментированное письмо текста упражнения.

 

IV. Творческая работа

1. Устные рассказы по фотографиям, принесённым из дома: описание человека по фотографии (упражнение 129).

 

2. Словарная работа.

Придумать предложения с одним из слов, помещенных в рамке на с. 62: представить, вообразить, увидеть. Значение слова должно быть таким, чтобы его можно было заменить оставшимися словами-синонимами.

 

3. Выполнение творческой работы.

Примечание: желательно использовать в тексте причастия подчеркнуть их как члены предложения.

 

Домашнее задание

1. § 22.

2. Подготовка к изложению (упражнение 130).

 

Уроки 41—42. Развитие речи. Выборочное изложение

 

Цели: закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

 

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

 

II. Работа с текстом

1. Пояснения учителя.

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той его части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от третьего лица. Поэтому выберем для изложения только описания героев рассказа Шолохова, их портреты. Вспомните, как вы описывали портрет известного вам человека.

Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

 

2. Выразительное чтение полного текста.

 

3. Беседа по вопросам.

— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

— Какова композиция текста?

— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазам; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза...; диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

 

4. Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

 

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

 

6. Обсуждение планов (в обсуждении участвуют все, независимо от выбранной темы).

 

7. Задание: найти во фрагменте рассказа М. А. Шолохова причастия, дать их характеристику.

 

III. Выборочное изложение

 

Домашнее задание

Повторить § 9—22.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.007 с.)