Урок 131. Частица как часть речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 131. Частица как часть речи



 

Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.

(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)

 

II. Изучение темы «Частица как часть речи»

1. Слово учителя.

Название этой части речи говорит само за себя: частица — маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки...

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:

— сомнительное станет явным (Я выучил уроки);

— нарушится логика (Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

— смысл поменяется на противоположный (Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала: 62, с. 164.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение; фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.

Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик — [што]. Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, а в шестом предложении — вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?

 

2. Упражнение 358: устно.

Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического значения.

 

Домашнее задание

1. § 62.

2. Упражнение 359.

 

Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы

 

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выразительное чтение.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»

Пр...н...мающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес...ность о сокр...щени... сроков пр...бывания иностра(н, нн)ых туристов.

Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.

Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

— Для чего служит частица как часть речи?

— Как отличить частицу от других частей речи?

 

2. Упражнение 359: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.43 (0.006 с.)