Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора»



Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример.

Примеры ответов:

1) Если бы да кабы на луне росли грибы…

2) Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.

3) Курица не птица.

4) Не зная броду, не суйся в воду.

5) Не все то золото, что блестит.

6) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

II. Изучение темы «Отрицательные частицы не и ни»

1. Объяснительный диктант.

Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не высокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.

 

2. Слово учителя.

Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приобретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Заметим, что первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая — перед неопределенной формой глагола.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический разбор выполняем на доске и в тетрадях.

Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.

 

2. Упражнение 386: устный разбор.

 

Домашнее задание

1. § 67, с. 175—176.

2. Упражнение 387.

 

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

— Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.

(Смысловые частицы — не и вот; формообразующая частица — самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-сказуемым, частица вот — указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.

 

2. Упражнение 387: проверка по цепочке.

В это время ученик выполняет на доске морфологический разбор слова.

 

III Продолжение изучения темы «Отрицательные частицы не и ни»

1. Слово учителя.

Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более разнообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.

 

2. Самостоятельное изучение функций частицы ни — § 67, с. 177, ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.

 

IV. Разбор предложений

— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопоставьте предложения, определите роль не и ни:

А вы друз...я как н... садитесь всё в музыканты н... годитесь. (И. А. Крылов.)

М...лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т...ж(е, о)лым, (не, ни) слишком ле...ким.

Комментарий.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов.)

Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.

Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз ни — ни.

Примечание: сведения о составном союзе ни — ни являются опережающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни — ни к составным союзам.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 388: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 389: устный разбор.

 

3. Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

 

Домашнее задание

1. § 67.

2. Упражнение 391: письменно.

3. Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).

 

Урок 141. Различение частицы не и приставки не -

 

Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 392).

 

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

— Расскажите о функциях частицы ни.

— Как отличить частицу ни от составного союза ни — ни?

 

2. Упражнение 391: устный разбор.

 

III. Изучение темы «Различение частицы не и приставки не

1. Слово учителя.

Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не - вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.

Обратимся к басням И. А. Крылова.

 

2. Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предложений.

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам.

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

«Неблагодарная!» — примолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.

Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не -, во втором — глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с глаголом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами приставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении — случай слитного написания не- с местоимением, в данном случае не- — приставка.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.

 

2. Упражнение 394: самостоятельная работа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.013 с.)