IV. Словарная и орфоэпическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Словарная и орфоэпическая работа



Выписать слова в рамках на с. 104— 105; придумать предложения с этими словами, используя наречия.

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт.

 

Домашнее задание

1. § 36.

2. Упражнение 226: письменно.

 

Урок 73. Буквы е и и в приставках не - и ни -

Отрицательных наречий

 

Цели: закрепить навыки правописания приставок не и ни с местоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наречиями; развивать навыки монологической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксический разбор.

Карлик сел за стол и ук...зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.)

(Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? — напротив.)

 

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.

Комментарий. Варианты заголовка: «Изобретение почтовой марки», «История почтовой марки». Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.

Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.

 

III. Изучение темы «Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий»

Объяснительный диктант (повторение изученного).

Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.

Отрицательные местоимения образуются приставочным способом; написание приставок не и ни зависит от ударения.

Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.

Где, куда, когда, зачем; негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.

Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицательных местоимениях, приставка не - пишется под ударением, ни - — без ударения.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 227: комментированное письмо.

Примечание: в рамке на с. 106 приведено написание наречия нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

1) Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. (Нимало — ничуть, нисколько.)

2) Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. (Немало — много.)

 

2. Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

 

3. Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возможного высказывания по ключевым словам; составление устного рассказа; выступления учеников.

 

Домашнее задание

1. § 37.

2. Упражнение 229: письменно..

3. Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).

 

Урок 74. Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е

 

Цели: повторить правописание одной и двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть наречия, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подчеркнуть наречия как члены предложения. (Выполняется на доске и в тетрадях.)

Шве...ские болельщ...ки (не) пр...кр...щали петь но (соотеч...стве(н, нн)ики футболисты их (не, ни) радовали. Парагвайцы (же) и вовсе долгое время выгл...дели очень ро(б, п)ко.

(Шведские болельщики не прекращали петь, но соотечественники-футболисты их не радовали. Парагвайцы же и вовсе долгое время выглядели очень робко.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании отрицательных наречий.

 

2. Упражнение 229: проверка по цепочке; в это время у доски выполняется словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу: наступивших.

 

3. Подготовленный диктант по упражнению 231. (Можно провести диктант по вариантам.)

 

III. Изучение темы «Одна и две буквы н в наречиях на и –е»

1. Воспользуемся теоретическим материалом учебника (§ 38, с. 108).

Комментарий. В шуточном стихотворении первое из созвучных слов (паронимов) — раскована — краткое причастие (можно заменить синтаксическим синонимом-глаголом: ее расковали. Второе слово — рискованно — наречие, образованное от прилагательного рискованный. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н, в наречиях же пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.

Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.

 

2. Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.01 с.)