III. Изучение темы «Союз как часть речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Союз как часть речи»



1. Слово учителя.

Итак, союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены внутри предложения; простые предложения в составе сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача — расширить, углубить знания о союзе и его синтаксических возможностях.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов.

Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.

 

2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.

Комментарий. Основная мысль текста — «Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями».

Стиль текста — научно-популярный. Тип речи — рассуждение.

 

IV. Словарная работа

— Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144—145, в словарики; подберите союзы — синонимы составных союзов:

Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 313: письменно.

 

2. Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопросов; самостоятельное письменное выполнение.

 

Домашнее задание

1. § 54.

2. Упражнения 314, 316: письменно.

3. Упражнение 317: устно.

 

Урок 113. Простые и составные союзы

 

Цели: расширить знания учеников о простых и составных союзах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления плана.

Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о союзе как части речи.

 

2. Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

 

3. Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.

 

4. Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение орфограмм и пунктограмм.

Комментарий. Во втором предложении союз потому что выражает причинно-следственные отношения; в пятом — союз чтобы выражает целевые отношения; в шестом — союз а выражает отношения сопоставления; в девятом — союз если выражает отношения условия.

Тип речи — рассуждение. Стиль текста — публицистический. Деление текста на абзацы: 1-й абзац — предложения 1—4; 2-й абзац — предложения 5—8; 3-й абзац — предложения 9—10.

 

III. Изучение темы «Простые и составные союзы»

— По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные — из двух и более слов.)

— Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только.., но и; потому что, так как, как.., так.)

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное письмо.

В этом упражнении важно показать, что место знаков препинания зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:

Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопросительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено…

Требует пояснения необычная форма союза в 5-м предложении:

Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.

Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить синонимичное предложение с другим союзом, переставив части предложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.

 

2. Упражнение 320: чтение текста, беседа по вопросам, составление плана.

Комментарий. Стиль текста о выдающемся филологе Ф.И. Буслаеве — публицистический.

Примерный план (можно дать задание составить по вариантам обычный и вопросный план):

I. Основные заслуги Ф. И. Буслаева в развитии филологии.

— Кем был Ф.И. Буслаев?

II. Продолжение традиций сравнительно-исторического изучения языков.

— Какие традиции русской филологии продолжил Ф.И. Буслаев?

III. Преподавательская деятельность ученого.

— Каковы педагогические заслуги ученого?

IV. Основной труд Ф. И. Буслаева — «О преподавании отечественного языка»

— Какова основная мысль труда Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»?

 

Домашнее задание

1. § 55.

2. Упражнение 319.

3. Упражнение 320: пересказ текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.009 с.)