II. Чтение и обсуждение текста «А. Х. Востоков» (упражнение 283) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Чтение и обсуждение текста «А. Х. Востоков» (упражнение 283)



Комментарий. Основная мысль текста: А. Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.

III. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1. Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»

(Обмен мнениями.)

 

2. Выбор типа текста: рассуждение.

 

3. Составление плана.

I. Тезис: категория состояния — самостоятельная (несамостоятельная) часть речи.

II. Доказательство (аргументы).

III. Вывод.

Комментарий. Аргументы против утверждения, что категория состояния — самостоятельная часть речи:

1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»).

2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.

4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).

Вывод: слова категории состояния — не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния — самостоятельная часть речи:

1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.

2) Большинство слов категории состояния не изменяются.

3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении являются сказуемыми.

4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.

Вывод: слова категории состояния — самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

 

4. Написание черновика сочинения.

 

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Урок 99. Самостоятельные и служебные части речи

 

Цели: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Обозначьте части речи в предложениях:

Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Комментарий. Имена существительные — ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные — тонкий; имена числительные — третью; местоимения — мне, меня; глаголы — хрустит; причастия — встревожившего; деепричастия — ломаясь; наречия — уже, чуть-чуть; слова категории состояния — спалось, подмораживает; предлоги — из-за, на, под; частицы — вот, не; союзы — и; междометия — увы.

Эти предложения содержат все существующие части речи.

 

II. Чтение и анализ сочинений-рассуждений на лингвистическую тему

Важно отметить весомость аргументов, доказательность рассуждений, независимо от того, за или против утверждения о самостоятельности слов категории состояния как части речи они высказаны.

 

III. Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи»

1. Слово учителя.

Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» — «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи — и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:

Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.

— Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)

— Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)

 

2. Чтение и обсуждение теоретического материала учебника — § 47, с. 131.

— В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

— Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?

— Изменяются ли служебные части речи?

— Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.)

Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным) зависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.

Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

 

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 284: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

Дополнение: кроме предлогов (в, над, о, у) и союзов (когда, и, точно), выделим еще частицу (ж).

 

Домашнее задание

1. § 47.

2. Придумать 2—3 предложения, содержащие все части речи.

 

ПРЕДЛОГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.)