Урок 89. Обобщение по теме «Наречие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 89. Обобщение по теме «Наречие»



 

Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие навыков анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Записать предложения, объяснить правописание наречий и их роль в предложениях:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало... (А.С. Пушкин.)

Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Платонов.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.

 

2. Беседа по вопросам и заданиям № 1—4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.

 

III. Свободный диктант

Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания.

Комментарий. Основная мысль текста: Байкал — это национальная гордость России, одно из самых дорогих мест.

Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».

 

IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В предложениях употреблены лишние слова — наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказались потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.

 

2. Упражнение 271: комментированное письмо; морфологический разбор слова справа у доски.

 

3. Упражнение 272: самостоятельная работа.

Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка», «Елка-шалашик».

Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [й’о]; буква в в слове выборочной — звук [в]; буква б в слове рубки — звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись — звук [в].

 

Домашнее задание

1. Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5—10 (с. 121).

2. Упражнение 274.

3. Подготовка к словарному диктанту.

4. Индивидуальные задания: используя этимологические словари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)

 

Уроки 90—91. Практическая работа по теме «Наречие»

 

Цели: повторение изученного; проверка умения применять теоретические знания на практике.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарный диктант, сообщения учеников, индивидуальные задания, тест.

 

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении.

 

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Н. А. Заболоцкий

Комментарий. В предложении есть прилагательное (обычней) и наречие (живее) в простой сравнительной степени. Слово обычней зависит от существительного (растенье каково? — обычней), является сказуемым, а слово живее зависит — от глагола (волнует как? живее), является обстоятельством.

 

II. Словарный диктант

Придумать и записать словосочетания со словами:

Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало-помалу, мельком, на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, неистово, необузданно, никак, нисколечко, ничуть, нимало, по двое, под силу, поражение, почтальон, с налёту, с разбегу, точь-в-точь, штемпель, эпидемия.

 

III. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 274: таблица видов орфограмм по теме «Наречие» выполняется на доске.

 

2. Беседа по вопросам.

Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5—10 (с. 121).

 

IV. Реализация индивидуальных заданий

Сообщения учеников о происхождении некоторых наречий.

 

V. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) в; 2) а; 3) а, в; 4) б, в; 5) а, г; 6) б, г; 7) а, б, в.

Вариант 2: 1) б; 2) г; 3) б, г; 4) а, в; 5) б; 6) а, в; 7) а, г.

 

VI. Индивидуальные задания

Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть — в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)

 

2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)

 

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн, ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.

 

4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

Ответы:

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.

 

Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.216 (0.011 с.)