III. Изучение темы «Морфологический разбор предлога» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Морфологический разбор предлога»



1. Слово учителя.

План морфологического разбора предлога несложен. Во-первых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение. Самостоятельного определенного значения у предлога нет, оно проявляется в предложении. Значение предлогов — служить для связи главных слов с зависимыми.

Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают производные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога — неизменяемость.

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника 52, с. 140 (письменный разбор).

 

3. Разбор предлогов из домашнего упражнения 305.

— У нас уже выписаны словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Несмотря на то что некоторые предлоги повторяются, они заслуживают внимания: они имеют неодинаковое значение, выражают разные отношения, употребляются с несколькими падежами. Разберем часть предлогов устно, часть — письменно (можно по вариантам с последующей взаимопроверкой).

 

Домашнее задание

1. § 52.

2. Упражнение 306.

 

Урок 107. Развитие речи.

Подготовка к сочинению по картине

А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

 

Цели: закрепить навыки морфологического разбора предлога; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; повторить признаки публицистического стиля.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, устное описание картины.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте фонетический и морфологический разбор предлогов (можно по вариантам).

Чере... час после бури над пр...сторами моря ш...роко ра(с, сс)т(е, и)лающ...мся до гор...зонта наступило затишь...

(Через час после бури над просторами моря, широко расстилающимся до горизонта, наступило затишье.)

Примечание: при фонетическом разборе предлогов важно учитывать, что произносятся они со значимым словом слитно, ударение часто переносится на значимое слово, поэтому предлоги с гласными вообще могут быть лишены ударения (по одной, но по двое).

Через (час) — 2 слога

ч — [ч’] — согл., глух., мягк.

е — [э́] — гласн., безуд.

р — [р’] — согл., звонк., мягк.

е — [и] — гласн., безуд.

з — [с] — согл., глух., тверд.

(5 букв, 5 звуков)

Над (просторами) — 1 слог

н — [н] — согл., звонк., тверд.

а — [а] — гласн., безуд.

д — [т] — согл., глух., тверд.

(3 буквы, 3 звука)

После (бури) — 2 слога

п — [п] — согл., глух., тверд.

о — [о́] — гласн., ударн.

с — [с’] — согл., глух., мягк.

л— [л’] — согл., звонк., мягк.

е — [и] — гласн., безуд.

(5 букв, 5 звуков)

до (горизонта) — 1 слог

д— [д] — согл., звонк., тверд.

о — [о] — гласн., безуд.

(2 буквы, 2 звука)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 306: объяснение орфограмм — по цепочке; беседа по вопросам упражнения.

В это время три ученика выполняют морфологический разбор предлогов у доски.

Комментарий. Вариант заголовка: «Море на холсте». Детей поразило искусство художника, изобразившего море таким, что его «невозможно было отличить от настоящего».

 

III. Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

1. Упражнение 307.

— Рассмотрим репродукцию и поделимся первыми впечатлениями.

Дополнительные вопросы:

— В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы репортер? (В публицистическом.)

— Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Например, риторические вопросы и обращения, четкость, краткость и емкость изложения, ясно выраженная авторская позиция.)

 

2. Составление плана сочинения-репортажа.

I. Краткое вступление — общая картина (Я захожу в гимнастический зал и вижу... или: Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?).

II. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение и т. д.

III. Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).

IV. Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Например: Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих.)

 

3. Устные рассказы по картине и их обсуждение.

 

4. Написание черновика сочинения-репортажа.

 

IV. Словарная работа

— Выпишите слова, помещенные в рамке на с. 141, составьте с ними предложения.

Гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться.

— Добавьте к этому списку другие слова, относящиеся к миру гимнастики. (Спортивный снаряд, вольные упражнения, обруч, брусья, скакалка, спортзал.)

 

Домашнее задание

Написать сочинение-репортаж по репродукции картины А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.013 с.)