IV. Закрепление нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Закрепление нового материала



Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на доске, объяснить орфограммы и пунктограммы.

1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач... он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

2) (Не, ни) теряя др...гоце(н, нн)ого врем...ни Остап швырнул шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.)

Дополнительное задание: найти причастия, определить их грамматические характеристики.

Комментарий. Нежданной — страдательное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения; в наступившей — действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.

1) Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.

2) Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 170: комментированное письмо. Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и поговорки, в которых есть деепричастия с не.

2. Упражнения 171, 172: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 

Домашнее задание

1. § 28.

2. Упражнение 173.

 

Урок 59. Деепричастия несовершенного вида

 

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, показать связь деепричастий с глаголом.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется на доске и в тетрадях):

Вы дольше сохр...ните среза(н, нн)ые цветы добавив вводу (не, ни)много аспирина или (не, ни)сколько криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.

Примечание. Учитель поможет определить, что деепричастный оборот, так же как и причастный, является одним членом предложения — обстоятельством. Построим цепочку вопросов от деепричастия, определяя границы деепричастного оборота.

(Вы дольше сохраните срезанные цветы, добавив в воду немного аспирина или несколько кристалликов лимонной кислоты.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 173: проверка по цепочке.

 

III. Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»

1. Беседа вопросам.

— Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)

— Как определить вид? (По вопросу.)

— Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника— § 29.

 

3. Вопросы на усвоение материала.

— Что обозначают деепричастия несовершенного вида?

— На какие вопросы они отвечают?

— От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида?

— С помощью какого суффикса они образуются?

— Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)

 

IV. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 82—83, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следи за правильностью ударения:

ржавея, черпая ударение на первый слог; балуясь — ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 174: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.

 

2. Упражнение 175: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.

Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать — ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия...».

 

3. Упражнение 176: самостоятельная работа.

 

Домашнее задание

1. § 29.

2. Упражнение 177.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.005 с.)