IV. Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси



Древнейшей формой документа на Руси были грамоты. Их писали на больших листах пергамента, украшали орнаментом и заставками. Порой они достигали в длину метра, как, например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю (Северный Урал) на право владения землей. Наряду с грамотами бытовали свитки, или, как их еще называли, «столбцы», «столпы», «столпики». Соборное уложение 1649 года — свод законов феодальной России — представляло собой единый столбец, насчитывающий 309 метров.

Такая форма делопроизводства была заменена при Петре I на тетрадную. Писать стали на обеих сторонах тетрадного листа, что позволило экономить бумагу, стоившую в те времена довольно дорого.

 

Домашнее задание

§ 76: вопросы на с. 194.

 

Урок 162. Морфемика и словообразование

 

Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразованию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

 

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Беседа по вопросам § 76.

— Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)

 

2. Самостоятельная работа.

Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

1-й вариант — первые пять слов объяснительного диктанта;

2-й вариант — вторые пять слов.

Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.

 

3. Слово учителя;

— Если вас попросят подобрать слова с корнями - дуб - или - ход -, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называют примеры.)

— Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями - пт - и - й -. Запишем эти корни на доске.

Подсказка:

Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

— Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый корень - й -.

Слова с корнем - пт - ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнения 435, 436: по вариантам с последующей взаимопроверкой и обсуждением спорных вопросов.

 

2. Упражнение 437: устно.

 

3. Упражнение 438: самостоятельная работа.

 

Домашнее задание

1. Упражнение 439.

2. § 77: вопросы на с. 196.

 

Уроки 163—164. Морфология

 

Цели: закрепить знания учеников по морфологии; проверить навыки различения слов разных частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, элементы сопоставительного анализа, работа с таблицей, задания по морфологии частей речи, орфоэпическая работа, выразительное чтение, выполнение упражнений.

 

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложениях.

Проникая (в)глубь ткани ц...лебная мазь пр...красно сн...мает боль во(с, сс)т...навливает и(м, мм)ун...тет.

Комментарий. Обратим внимание на существительное с предлогом в глубь. У него есть зависимое слово: в глубь чего? ткани.

Проникая в глубь ткани, целебная мазь прекрасно снимает боль, восстанавливает иммунитет.

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 439: взаимопроверка.

В это время четверо учеников выполняют на доске словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

Комментарий. Стиль данного текста характеризуют слова высокого стиля: Родины, святым, великий, жертвами, долг, праздник, пал, Победа, одолеть, терпенье, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.006 с.)