Понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. Иногда они даже отождествляются. С технической точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление. Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях. Понятие управления — в узком и широком смыслах этого слова — применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление является предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий.
Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества.. Менеджмент — чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) определенную категорию получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическу ю субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.
51 билет
Сущность финансового менеджмента Содержание финансового менеджмента составляет искусство руководить движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Он включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Порядок регистрации предприятия, как и сама процедура, регламентируется правилами регистрации юр. лица. Юридическими лицами признаются организации, преследующие в качестве основной цели организационной деятельности - получение прибыли, а также организации, для которых получение прибыли не фигурирует в числе первоочередных задач (некоммерческие организации).Порядок регистрации подразумевает под собой определённые требования, которые предъявляются к учредительным документам образуемого предприятия. Эти учредительные документы должны быть составлены в соответствии с требованиями, которые устанавливает порядок регистрации предприятия. Только в таком случае интересы гендиректора и учредителей будут максимально защищены. Порядок регистрации предпрития очень важен, да и сам процесс регистрации предприятия дело непростое. Поэтому рекомендуем Вам сразу обратиться к специалистам, которые занимаются регистрацией фирм и регистрацией малых предприятий в промышленных колчиествах. На стороне которых многолетний опыт, знания и необходимые связи.Порядок регистрации предприятия приблизительно таков: выбор системы налогообложения, сбор учредительных документов, регистрация юридического лица, поставка его на учет в налоговых органах, а также ряд других процедур, о которых мы побеспокоимся за Вас, чтобы Вы сэкономили свое время и нервы.
Регистрация предприятия, документы
Вам нужна регистрация предприятия – документы, которые необходимо подготовить определяются исходя из организационно-правовой формы предприятия, требуемой к регистрации.
Регистрация предприятия. Документы (для ООО)
протокол о создании общества с ограниченной ответственностью;
устав предприятия;
копия паспорта учредителя общества;
учредительный договор (если число учредителей больше 1 человека);
заверенное нотариусом заявление о регистрации предприятия;
документ об уплате государственной пошлины;
доверенность (если регистрация предприятия осуществляется лично учредителем)
Регистрация предприятия. Документы)
сведения о генеральном директоре и бухгалтере общества (паспортные данные)
документы, указывающие на фактическое местонахождение общества;
заверенные нотариально копии учредительных документов и свидетельства о регистрации;
размер уставного капитала;
сведения о количестве акций и их номинальной стоимости;
сведения о банке, в котором планируется открытие расчетного счета;
коды ОКВЭД;
ИНН для физического лица;
заверенная нотариально копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
банковские реквизиты юр. лица, являющегося учредителем общества;
письмо ГосКомСтата о присвоении кодов;Помимо собранного пакета документов необходимо оплатить госпошлину.
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия)
При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо получить согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков).
Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо соответствующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесобразности не допускается. (хозяйственные общества и товарищества).
Учредительные документы – это пакет документов, который является юридической основой деятельности организации, определяет ее правовой статус. Юридическое лицо может действовать на основании устава и учредительного договора, либо только устава, либо только учредительного договора. Так, полное товарищество, товарищество на вере, ассоциации и союзы имеют только учредительный договор, без устава. А у некоммерческих партнерств есть и устав, и договор. На практике учредительный договор не требуется, например, если общество с ограниченной ответственностью создано всего одним учредителем. Тогда вместо учредительного договора используется нотариально заверенное решение о создании организации. Но если то же самое общество с ограниченной ответственностью создается группой участников, то заключаемый между ними учредительный договор входит в состав учредительных документов.В учредительных документах в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
наименование организации;
место ее нахождения, то есть юридический адрес;
порядок управления деятельностью юридического лица.
В дополнение в учредительных документах может быть определен предмет и цель деятельности юридического лица. Такие сведения обязательны для некоммерческих организаций и унитарных предприятий.Учредительные документы при создании, а также все вносимые изменения в них вступают в силу только после их обязательной государственной регистрации.Строго по закону к учредительным документам организации не относятся Свидетельство о регистрации юрлица и Свидетельство о постановке на налоговый учет. Но они являются важными, так как подтверждают то, что организация зарегистрирована соответствующим образом. Поэтому эти два документа требуются вместе с учредительными, например при открытии счета в банке.
На должность МЕНЕДЖЕРА ПО ФИНАНСАМ возлагаются следующие основные функции: 2.1. Подготовка и утверждение финансовой отчетности по совместным предприятиям, включая ежемесячные отчеты, а также раскрытий и анализов к ним; 2.2. Участие в процессе составления и одобрения акционерами/участниками ежегодных бюджетов и контроль за их исполнением, а также поддержка процессов изменений первоначальных бюджетов; 2.3. Представление интересов Компании в финансовых комитетах высшего руководства совместных предприятий для формирование рекомендаций по хозяйственной деятельности совместных предприятий; 2.4. Предоставление всех необходимых данных руководству и другим пользователям финансовой отчетности и другой финансовой информации по совместным предприятиям. 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 3.1. Обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления внешним и внутренним пользователям; 3.2. Подготавливает и обрабатывает форматы бюджетов совместных предприятий в форматы стандартно одобренные компанией; 3.3. Выполняет работы по анализу и контролю над состоянием и результатами хозяйственной деятельности; 3.4. Контролирует корректность подготовленных данных для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджетных средств, прибыли; 3.5. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности организации, ее имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах; 3.6. Утверждает составленную отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности организации; 3.7. Отвечает за выполнение работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности организации; 3.8. Вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных; 3.10. Соблюдает трудовую и производственную дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка; 3.11. Выполняет другие деловые распоряжения непосредственного руководителя. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Образование\ Опыт работы • Высшее профессиональное образование, предпочтительно в области бухгалтерского учета, финансов или деловой администрации; • Стаж финансово-экономической работы не менее 2 лет. Должен знать • Порядок составления и проверки финансовой отчетности в соответствии с казахстанскими, международными стандартами финансовой отчетности; • Законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие финансово-экономическую деятельность компании
История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в XIII XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. На рубеже XIX XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.
С XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.
Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.
С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе. Сторонники первой из них (В. М. Родионова, JI. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы с денежными средствами. Таким образом, финансы термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. Характеризуя общепринятую в рыночной экономике вышеизложенную главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она вступает в противоречие с весьма распространенным у нас мнением о том, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.
33.
Финансовое планирование (ФП) – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период.
Раньше планирование было в масштабах всей страны, следовательно механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне. До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка (например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно. Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка».
Задачи ФП:
Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).
Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.
Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.
Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями.
Принципы ФП.:
a) Принцип научности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета и т.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности
b) Принцип комплексности в планировании финансов (увязка показателей финансового плана)
c) Принцип оптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реаьными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.
ФП должно предшествовать всей последующей деятельности.
Методы ФП. Делятся на 2 группы.
Методы расчета отдельных финансовых показателей.
1) Расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый периодÞЭкспертная оценка динамики отчетных показателейÞЭкспертная оценка перспектив развитияÞРасчет финансового показателя). Этот метод неоптимален – метод от достигнутого.
2) Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.
3) Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря.
4) Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия.
5) Экономико-математическое моделирование (ЭММ). Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа).
Достоинства ЭММ: Более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяют перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Недостатки ЭММ: Достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
.
19.По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные1.
1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:
а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;
б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;
в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.
2. Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:
а) общество с ограниченной ответственностью;
б) общество с дополнительной ответственностью;
в) полное хозяйственное общество;г) коммандитное общество.
3. Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может быть создан наблюдательный, осуществляющий контроль над деятельностью правления. Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируются государством. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:
а) открытое акционерное общество;
б) закрытое акционерное общество.
Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретной их этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа2.
На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов
Индивидуальные форма организации являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид предприятия может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при создании как небольших (при объединении небольшого числа партнеров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объема их капитала).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).
На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом факторов:
а) общие факторы:
-намечаемые масштабы торговой деятельности;
-капиталоемкость избранной торговой деятельности (удельные затраты капитала в данном сегменте потребительского рынка);
-предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе;
-особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям отдельных форм;
-государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм;
б) индивидуальные факторы:
-имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес;
-индивидуальная мотивация к формам предпринимательской деятельности (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности, отношение к формам партнерского контроля и т.п.);
-уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.);
-отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.
Риск и влияние на предприятие. Виды хозяйственных рисков предприятия. Оценка уровня хозяйственных рисков.
В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).
Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др.
Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать.
Под термином«коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск — это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Оценка степени риска
В литературе зачастую не делают различий между понятиями «риск» и «неопределенность». Но все-таки они различаются, поскольку риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность — более широкое и емкое понятие, так как обусловлена всеми факторами, которые влияют на конечный результат коммерческой деятельности, она характеризуется тем, что вероятность наступления неизвестных событий оценить заранее невозможно.
Неопределенность измерить практически невозможно, в то время как коммерческий риск измеряется количественно путем учета потерь и неполучения запланированного конечного результата коммерческой деятельности.
В коммерческой деятельности потери от риска могут быть разные:
материальные (здания, сооружения, сырье, материалы);
трудовые (потери рабочего времени, уход квалифицированных работников);
финансовые (непредусмотренные штрафы);
потери времени;
специальные виды потерь (ущерб, наносимый здоровью людей, окружающей среде и др.).
Определить степень риска можно с помощью:
статистического метода (основан на приемах математической статистики с использованием показателей финансово-хозяй- ственной деятельности);
экспертного метода (учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных потерь).
Виды рисков в коммерческой деятельности
В процессе своей деятельности коммерсант может столкнуться с различными видами рисков. Для удобства анализа риски принято классифицировать.
Выделяют риски:
неизбежные, которые можно заранее учесть и переложить на страховые компании, заключив с ними договоры страхования (риски от аварий, хищений, транспортировки товаров, риски от стихийных бедствий, от нарушений обязательств партнеров — «боны гарантии», риски потерь от нечестности и небрежности работников — «боны честности», риски потерь от болезни сотрудников);
риски,связанные с неизбежной неопределенностью (риск потерь от непредсказуемого изменения спроса, изменение конъюнктуры акций и ценных бумаг, изменения моды, достижения научно-технического прогресса и т.д.).
Основными принципами классификации возможных рисков являются фактор и источник их возникновения, а также возможный результат.
По фактору возникновения риски делятся на три большие группы:
природно-климатическиесвязаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.;
политические — связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства;
хозяйственные.
Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида в общем перечне возможных хозяйственных рисков;
рискневыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска;
экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия;
ценовой риск - это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендную плату и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия;
маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.;
валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров;
инфляционный риск - это риск того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;
инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в покупку ценных бумаг);
риск неплатежеспособности представляет собой ситуацию, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным;
транспортный риск - это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.
Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия.
К ним относятся:
риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей;
потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения;
финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка;
подделки финансовых документов сотрудниками и др.
Подлительности воздействия риски подразделяют на:
временные - те, которые угрожают участникам коммерческой деятельности в течение определенного отрезка времени (транспортный риск);
постоянные - те, которые непрерывно угрожают коммерческой деятельности в данном географическом регионе (районы Северного завоза).
2,17
Понятие отчета о прибылях и убытках, его назначение и содержание.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, то есть период, за который организация составляет отчетность (квартал, полгода, девять месяцев, год). Данный документ содержит следующие показатели:
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, то есть нетто-выручка);
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
валовая прибыль;
коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);
управленческие расходы;
прибыль (убыток) от продаж;
проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процен
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.016 с.)