Воспитание как важнейший фактор развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как важнейший фактор развития личности.



Личность человека формируется в результате воздействия многочисленных,человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению И. П. Павлова, воспитание - механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Воспитание -предмет педагогики. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.В средневековье- теорияавторитарного воспитания, И. Ф. Гербарт, сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

теория свободного воспитания, (Ж. Ж. Руссо)-призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Современная педагогика - воспитания отражает социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Процесс достижения целей реализуется через организацию деятельности ученика. Результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

 

Социальная среда и ее воспитательные функции.

Воспитание - форма взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

В социологии под сс понимают отдельные сферы: политическая,

экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени

воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и

взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания

преобразуются соц.институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осущ. обратная связь - оценивается эффективность

воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.

Воспитание также оказывает влияние на окружающую СС. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные соц.роли, благодаря воспитанию сс наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными

усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и СС неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в мире. Воспитание нуждается в

изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти

коррективы относятся к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с соц.сферой

связано воспитание общей культуры людей, формирование общих соц.установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания,проведение реформ в этой сфере.

Социализация как процесс формирования поведенческих моделей.

Социализация —процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок,соц.норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.Начинается с рождения и до конца жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством соц.,который позволяет исполнять социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат соц.формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как соц.единицы общ-ва. Ильясов Ф. Н. под соц-ей понимает процесс включения индивида в систем.общ отношений.

Механизмы соц-ии: *традиционный(усвоение чел-ом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения), *институциональный(накопление знаний и опыта соц-но одобряемого поведения и его имитации.конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения соц.норм. СМИ как социальный институт влияют на соц.чел-а через представление определенных образцов поведения героев кино), *стилизованный(в рамках субкультуры с её комплексом морально-психологических черт и поведенческих проявлений),*межличностный(взаимодействия чел-а с субъективно значимыми для него лицами и подражение их поведению)

Закономерности и особенности обучения. Система принципов обучения.

Дидактика-часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Закономерности обучения выражают необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия = подход (индивидуальный, проблемный).

Подход в педагогике - совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. Как считает В. И. Загвязинский, каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие - разрешение основных его противоречий. В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики. Прежде всего, в нем имеет место действие *Закона единства и борьбы противоположностей.*Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.*Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. *Закон целостности и единства педагогического процесса.* Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.*Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.* Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения.

Закономерности обучения-объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия "закономерности" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер.

Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучении.Я. А. Коменским основоположник принципов дидактики: Принципы:систематичности и последовательности,прочности, доступности,научности,связи теории с практикой.

 

Виды и формы обучения

Виды обучения: традиционное, дистанционное и развивающее обучение. Школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиц. обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому служат развив. и дист.обучение. Дистан. об. - получение образования без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологи. Развив. обуч. - теория обучения, разработанная Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. Опорные точки этой теории: введение в обуч. высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития; рефлексия — самопознание учащимися внутренних психических процессов и состояний, воображаемое воссоздание особенностей друг друга.

Формы обучения: конкретные и общие.

• уроки-лекции,лабораторные занятия (отработка умений и навыков)уроки проверки и оценки знаний

• комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

• - повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

• - освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

• - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу)

• - выдача домашнего задания

• Факультативные занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим

• Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Методы обучения.

Метод-набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности.

1)По источникам и типу подачи информации:

- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;

- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;

- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.

2) По взаимодействию учителя и обучаемого:

- метод совместного поиска истины;

- метод исследования и познания.

3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:

- организационные методы;

- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;

- контролирующие методы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.011 с.)