Объект, предмет и основные категории педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и основные категории педагогики



Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование".

" Воспитание " как всеобщая категория исторически включала в себя "обучение" и "образование".

В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. Вторая категория - " обучение " - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) 1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

Третья категория педагогики - " образование " - понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

 

35. Общество и образование

В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно

необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества.

Функции образования: воспроизводство общественного опыта, культуры в новых поколениях и развитие личности индивида и общества в целом.

Образование как система представл собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства.

2. Модель развивающего образования. Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.

3. Традиционная модель образования— это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.

4. Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.

5. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер».

6. Неинституциональная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

Образовательные цели – ожидаемые рез-ты, которых стремится достичь общество в настоящ время и в ближ будущем.

 

36. Современное состояние образования в мире.

Сегодня о направленности и эффективности образования во многом завися перспективы развития человечества. Отношение ко всем видам образования меняется во всем мире. Образование, особенно высшее, рассматривается, как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина – в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества явл чел, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технич могущества. Пришло понимание того, что в большей степени оно зависит от уровня культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Таким образом, совершенно очевидно, что в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Следует подчеркнуть, что практически всеми развитыми странами проведены различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования с вложением огромных финансовых ср-в. Однако в последние годы все настойчивее дают о себе знать проблемы, кот не удается разрешить в рамках реформ, и все чаще говорят о всемирном кризисе образовании. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей главной ф-ции – формирование созидательных сил общества.

 

Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разработку международных правовых актов глобального и регионального характера осущетвляет ЮНЕСКО. Деятельность этого учреждения ориентирована:

· на создание условий для расширения сотрудничества народов в области просвещения, науки, культуры;

· обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

· вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

· исследование состояния образования в мире;

· пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

· сбор и систематизация отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

37. Национальная система образования в Республике Беларусь.

Сист.управления образованием в РБ имеет государственно-общественный характер. В соответствии с существующим законодательством нац. сист.образования должна обеспечиваться гос.финансированием в объеме не менее 10% нац дохода. Нац.сист. образования РБ включает( основана на принципе непрерывного образования и воспитания):
дошкольное образование; общее среднее об.(общее начальное:с 1-го по 4-й класс,
общее базовое с 5-го по 9-й классы Третья ступень – общее среднее образование до 11 класса); внешкольные формы об; профессионально-техническое об;среднее специальное об; высшее об; подготовку научных и научно-педагогических кадров;повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное об.граждан. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования Система высшего об. РБ: 39 гос.ВУЗов, Академия управления и 20 негос. ВУЗов.(на 2002 г) Руководство об. в РБ осуществляют органы гос.управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/, исполнение законов - Кабинет Министров),и местные органы управления. Ежегодно около 130 аспирантов -иностранцевобучаются в вузах и научных учреждениях РБ.

38. Общие закономерности и особенности развития личности.

Личность не может развиваться в рамках одних процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Два типа закономерностей возрастного развития личности:

1) психологические закономерности развития личности, источником выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей; 2) закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья,школа), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Развитие личности связано с ее самоопределением.1 уровень организации жизни и качества лич.-:растворенность лич. в событиях жизни. 2 уровень: лич.начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; изменчивость лич.прекращается. На высшем уровне: лич.самоопределяется по отношению к ходу жизни в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.01 с.)