Эволюция управленческой мысли: школы и подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.



Вопросы по Менеджменту

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. Школа научного управления. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, к-ые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

-Рац-ная орг-ция труда.

-Разработка формальной структуры орг-ции.

-Опр-ние мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

2. Административная или классическая школа. Цель этой школы – создание универсальных принципов управления, реализация к-ых обязательно приведет к успеху

3. Школа человеческих отношений. Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов.

4. Математическая школа управления. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

1 с позиций различных научных школ

2 процессный

3 системный

4 ситуационный

Организация как система управления. Внешняя и внутренняя среда орг-ции.

Все орг-ции отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из основных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Различают факторы внешней и внутренней среды. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГ-ЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГ-ЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

 

 

Функции подразделений управления орг-цией.

Основными функциями управления организацией являются:

Орг-ция; нормирование; планирование; координация; мотивация; контроль; регулирование.

В менеджменте выделяют три уровня:

1. Высший менеджмент – председатель правления и совета директоров, генеральный директор, исполнительный директор, директор, заместители директора, главный инженер, главный специалист, главный бухгалтер. Решаются следующие задачи: определение целей, формирование стратегии деятельности, формирование организационной структуры, распределение стратегических ресурсов, согласование интересов структурных подразделений, выработка внутренних правил функционирования, управление прибылью;

2. Менеджмент среднего уровня – начальник отдела, начальник цеха, заместитель начальника цеха. На этом уровне решаются задачи: управление подчиненными подразделениями, планирование, подбор кадров, контроль и координация деятельности, формирование заданий;

3. Исполнительный менеджмент – начальник цехового бюро, руководитель группы, мастер, бригадир. На этом уровне решаются следующие задачи: руководство деятельностью подчиненных работников, организация деятельности подчиненного подразделения, контроль за результатами, контроль за использованием оборудования, сырья, материалов и энергии, сбор и первичный анализ учетной информации.

Организационные формы и структура управления орг-цией. Структура и формы орг-ции.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие орг-ции. Коммерческие орг-ции в качестве основной цели своей д-сти преследуют извлечение прибыли. Неком-кие орг-ции такой цели в своей д-ости не ставят, хотя и могут вести предпринимательскую д-ть и получать прибыль, но не могут распределять ее между участниками, а могут использовать прибыль на уставные цели.

Коммерческие организации создаются в форме хоз-ных товариществ (полные и коммандитные) и обществ (ОАО,ООО, ЗАО, ОДО), производственных кооперативов (Артель), государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В структуре управления орг-цией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи -горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их части. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

 

Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная.

В линейной структуре управления каждый рук-ль обеспечивает рук-во нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

 

 

Экономические методы управления.

Основной эк-кий метод, применяемый при управлении подразделений пр-тия, – внутрипроизводственный хоз-ый расчет, исходными положениями к-го являются:

– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хоз-ой д-сти;

– предоставление подразделению оперативно-хоз-ой самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

– разрешение исп-ать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

1) прямое мат-ое вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные выплаты;

3) штрафы.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, к-ая должна быть максимально связана с результатами д-сти исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с рез-тами его д-сти в сфере ответственности или с рез-тами д-сти всей фирмы.

Методы и стили менеджмента.

Американская модель управления предполагает, что успех фирмы опр-ся прежде всего рациональной орг-цией пр-ства выпускаемой пр-ции, повышением производительности труда, эффективным использованием всех средств, ресурсов, резервов и т.д., то есть предпосылки успеха фирмы находятся внутри фирмы. При этом управляемый аппарат разбивается на отдельные службы со строгой иерархической структурой. Контроль отличается ясностью и точностью.

Японская модель. Эта модель базировалась на основе нац-ых традиций, культуре, эк-кой системы Японии. Управление персоналом, производством, сбытом продукции, финансовые операции в целом отличаются гармоничностью и мобильностью организации. Отличительные черты: система пожизненного найма; продвижение по службе в зависимости от возраста и выслуги лет; оплата труда с учетом возраста и конкретного вклада сотрудника в общий процесс; непрерывное обучение и повышение квалификации; групповая работа.

В настоящее время происходит формирование новой модели управления, которая основана на системном или ситуационном подходе. Организация – открытая система. Связь с внешней средой экономическая, научно-техническая, социально-политическая.

Каждое предприятие имеет собственное лицо (индивидуальность) и особенности, что приводит к своей собственной модели управления, а какой-то единой модели не существует. Предприятие рассматривается как цельный живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями (клан).

Управленческие модели определяются размером фирмы, характером продукции, особенностями среды, в которой она действует. Главным внешним фактором является потребитель.

Система управления должна быть простой и гибкой, мобильно и оперативно перестраиваться в различных условиях изменяющейся внешней среды.

Основная особенность современного этапа развития менеджмента –это переход от модели управления в условиях массового производства при достаточно низком уровне конкуренции к модели управления более индивидуализированного производства и растущей конкуренции.

 

Власть и лидерство.

Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных,насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях.

Функции власти:

· Коммуникативная

· Координационная

· Управленческая

· Контрольная

Ли́дер — лицо в какой-либо группе (орг-ции), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Объект менеджмента.

Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:

• производство;

• сбыт;

• снабжение;

• инновации;

• персонал;

• финансы и т. п.

Вопросы по Менеджменту

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. Школа научного управления. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, к-ые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

-Рац-ная орг-ция труда.

-Разработка формальной структуры орг-ции.

-Опр-ние мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

2. Административная или классическая школа. Цель этой школы – создание универсальных принципов управления, реализация к-ых обязательно приведет к успеху

3. Школа человеческих отношений. Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов.

4. Математическая школа управления. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

1 с позиций различных научных школ

2 процессный

3 системный

4 ситуационный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.029 с.)