Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Специфика российского историко-культурного типа (2 ч.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика национального мировоззрения: синтез мистики и разума, эмоциональности и аналитичности. Концепции «всецелой идеи», «третий» путь познания. История развития. Российская культура как особый культурно-исторический тип. Ряд культурно-исторических парадигм: Языческая Русь, Киевская Русь, Русь периода монголо-татарского нашествия, Московское царство, Императорская Россия, Советская Россия и Постсоветская Россия. Точки зрения на время обособления славян. Происхождении слова «Русь». Языческая мифология. Киев и Новгород. Развитие торговли и государственности. Письменность, Кирилл и Мефодий. Причины официального крещения Руси. Изменение культуры Киевской Руси: влияние византийской культуры, храмы, грамотность. Ярослав Мудрый: интеллигенция, институт русского монашества, монастыри. Илларион, Сергий Радонежский. Литература: жанр летописи, жития святых, публицистика («Слово о полку Игореве»). Природа и структура иконы. «Троица». «Спас Нерукотворный». Проблема монголо-татарского нашествия и ига. Русская культура второй половины XIII - середины XVI в.в.. Русская культура второй половины XVI – XVII в.в.. Старообрядчество. «Житие» протопопа Аввакума. Проблемы русской культуры XVII – XIX в.в.. XIX век: архитектура, живопись, музыка. Литература: А.С. Пушкин как явление русского духа. Тайна Гоголя. Архетип «маленького человека». «Мертвые души». Л.Н. Толстой. Своеобразие духовных исканий его героев. Этический критерий как высший в восприятии искусства. Феномен Достоевского. Мировое значение русской литературы XIX века. Отчетливая «мистическая» традиция в философии XIX в.. Православие как иррациональное перетолкование христианства. Славянофильство. Идея о софийности мира, проблема соотношения двух сущностно отличных миров – «дольнего» и «горнего». Творчество, искусство как мост, художник как Творец. Закон Красоты как центральный принцип мировоззрения. Идея о человеческом духе как смыслообразующем элементе мироздания. Понятие «софийность» (Вл. Соловьев, Хомяков, князь С. Трубецкой, Н. Бердяев, о. П. Флоренский). Конец XIX – начало XX в. Творчество Чехова. Пьесы Чехова как новый этап в развитии русской и мировой драматургии. «Серебряный век» русской культуры. Место и роль России в мировой культуре. Значение русской литературы в мировой культуре. Литература: 1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 319 - 442. 2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 154 – 207. Тема 13. ХХ век (2 ч.). Первая мировая война. Ряд принципиально новых проблем (глобальные кризисы современности). Переосмысление места и назначения человека. Экзистенциальная концепция (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер): человек и мир, единство внутреннего и внешнего, изначальное отчуждение человека от сущего, замкнутость на самом себе. Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм): иррациональные страсти, психическое бессознательное, фактическое отождествление иррациональных проявлений души с животными инстинктами. Модернизм и постмодернизм как общекультурные явления. Модернизм в искусстве, стили и направления: фовизм (А. Матисс), кубизм (П. Пикассо), экспрессионизм (О. Дикс), футуризм (Маринетти), конструктивизм (В.Е. Татлин), абстракционизм (В. Кандинский, П. Мондриан), дадаизм (М. Дюшан), сюрреализм (С. Дали) и др.. Две стадии модернизма - синтез и деструкция. Модернизм как пик всего предыдущего развития культуры и ее упадок. Осознание невозможности восстановить всеобщую гармонию – постмодернизм. Постмодернизм: «радикальная множественность» (не синтез). Деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем, утрата глубинных связей с ментальностью культуры (антисимволы и антизнаки). Духовная аморфность современного человека, релятивизация истины, равенство факта и фикции, жизни и искусства. Направления: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформенс, видео-арт. Философы постмодернизма: Бодрийяр, Деррида, Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основные черты культур Востока и Запада (общий обзор). Проблема будущего. Футурологи. Безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого (неогегельянство, неомарксизм, неофрейдизм, неопозитивизм, неокантианство и т.д.). Тупик мировоззрения человечества конца ХХ – начала XXI столетия. Перспективы.
Литература: Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 249 - 275.
Практикум План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется два вида работы: 1. Обсуждение заявленных проблемных тем. Важное место здесь занимает обсуждение отдельных литературных произведений различных эпох, наиболее ярко отражающих специфику конкретного культурного периода. Студенты должны увидеть выделенные в лекционном курсе черты эпохи в произведении. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами. Также для облегчения восприятия проблемных тем и активизации процесса осознания у студентов планируется использовать при проведении занятий таких методов, как модульная игра, мозговой штурм и метод аналогий. 2. Представление студентами самостоятельно подготовленных презентаций по культурным памятникам и произведениям искусства.
Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается: 1. При обсуждении вопросов: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать мировоззренческие и философские проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи; 2. При оценке презентации учитывается как ее содержание, так и форма подачи материала, а также ответы на вопросы. 2.1. Античность. Древняя Греция. Вопросы для обсуждения: 1. Истина мифа: идея макро- и микрокосмизма. 2. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа. 3. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клитемнестры, Федры. Презентации студентов: Семь чудес света древнего мира: факты и идеи. Семь греческих мудрецов. Скульптура и архитектура Древней Греции Рекомендуемая литература: 1. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.: Лениздат, 1990. (НА). 2. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4). 3. Беккер, К. Ф. Мифы древнего мира: Всемирная история: От Древней Иудеи до падения Римской Империи. - Саратов: Надежда, 1995. (Ч. з. N 1, 2). 4. Гиленсон, Б. А. Литература и культура Древнего мира: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4). 5. Горан, В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск: Наука, 1990. (НА). 6. Греческая трагедия: учеб. пособие. - М.: Учпедгиз, 1958. (НА). 7. Дилите, Д. Античная литература. - М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2003. (Ч. з. N 4). 8. Кондрашов, А.П. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь. - М.: Рипол Классик, 2002. (СБО). 9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. (НА, АХЛ, ч.з. N 1). 10. Попова, Н.Н. Мифологический словарь. Любовь богов и смертных. - СПб.: Аврора; Калининград: Янтар. сказ, 2004. (АХЛ). 11. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы. - М.: Лист Нью, 2004. (Ч. з. N 4). 12. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1). 13. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1). 14. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, N 1). 15. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, 1). 16. Штоль, Г. В. Мифы древности. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. (АХЛ). 17. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. (Ч. з. N 2). 18. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: Лабиринт, 2000. (Ч. з. N 1, 4, НА).
Средние века. Вопросы для обсуждения: 1. Тайна Иггдрасиля в «Старшей Эдде». 2. Языческие и христианские мотивы в народно-героическом эпосе «Беовульф». 3. Символы любви и смерти в куртуазно-рыцарском романе. Презентации студентов: романика и готика. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). 2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (вступит. статья А. Гуревича). - М.: Худож. лит., 1975. (НА, ч. з. N 1, 4). 3. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4). 4. Иванов, К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М.: Алетейя, 1997. (НА). 5. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА). 6. Федотов, О. И. История западно-европейской литературы средних веков: учебник-хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 1999. (НА, ч. з. N 1).
Ренессанс. Вопросы для обсуждения: 1. Эстетика Ренессанса и тайна женщины. 2. Творчество Пертрарки как вершина ренессансного гуманизма. «Сладостный стиль» сонетов. Исповедь души в «Тайне моей жизни». Презентации студентов: ренессансная живопись. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). 2. Бицилли, П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. (Ч. з. N 1). 3. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. - М.: РОССПЭН, 2004. (НА). 4. Вельфлин, Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. (НА, ч. з. N 1). 5. Девятайкина, Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. (НА). 6. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4). 7. Пейтер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. (АХЛ). 8. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА). 9. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА). 10. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007. (НА). 11. Соколов, М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. (Ч. з. N 1, 2, АХЛ). 12. Соколов, М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. - М., 1999. (НА). 13. Таранов, П.С. От Петрарки до Стендаля. - М.: АСТ, 2000. (Ч. з. N 2). 14. Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М.: Наука, 1974. (Ч. з. N 1, 4). 15. Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2001. (НА, ч. з. N 1). 16. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х тт. М., 2001. (Ч. з. N 4).
Век Просвещения. Вопросы для обсуждения: 1. Тайна договора между Фаустом и Мефистофилем: «горизонталь» contra «вертикаль». 2. Спасение Гретхен: идея Вечной женственности. Презентации студентов: архитектура и живопись рококо. Рекомендуемая литература: 1. Аникст, А. А. «Фауст» Гете: Лит. коммент. - М.: Просвещение, 1979. (НА, ч. з. N 1). 2. Аникст, А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М.: Книга, 1983. (АХЛ). 3. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. (НА). 4. Гулыга, А. В. Путями Фауста: Этюды германиста. - М.: Сов. писатель, 1987. (НА). 5. Культура эпохи Просвещения. М., 1993. (НА). 6. Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука, 1978. (Ч. з. N 4, НА). 7. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.01 с.) |