Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Специфика российского историко-культурного типа (2 ч.).

Поиск

Специфика национального мировоззрения: синтез мистики и разума, эмоциональности и аналитичности. Концепции «всецелой идеи», «третий» путь познания. История развития. Российская культура как особый культурно-исторический тип. Ряд культурно-исторических парадигм: Языческая Русь, Киевская Русь, Русь периода монголо-татарского нашествия, Московское царство, Императорская Россия, Советская Россия и Постсоветская Россия. Точки зрения на время обособления славян. Происхождении слова «Русь». Языческая мифология. Киев и Новгород. Развитие торговли и государственности. Письменность, Кирилл и Мефодий. Причины официального крещения Руси. Изменение культуры Киевской Руси: влияние византийской культуры, храмы, грамотность. Ярослав Мудрый: интеллигенция, институт русского монашества, монастыри. Илларион, Сергий Радонежский. Литература: жанр летописи, жития святых, публицистика («Слово о полку Игореве»). Природа и структура иконы. «Троица». «Спас Нерукотворный».

Проблема монголо-татарского нашествия и ига. Русская культура второй половины XIII - середины XVI в.в.. Русская культура второй половины XVI – XVII в.в.. Старообрядчество. «Житие» протопопа Аввакума. Проблемы русской культуры XVII – XIX в.в.. XIX век: архитектура, живопись, музыка. Литература: А.С. Пушкин как явление русского духа. Тайна Гоголя. Архетип «маленького человека». «Мертвые души». Л.Н. Толстой. Своеобразие духовных исканий его героев. Этический критерий как высший в восприятии искусства. Феномен Достоевского. Мировое значение русской литературы XIX века.

Отчетливая «мистическая» традиция в философии XIX в.. Православие как иррациональное перетолкование христианства. Славянофильство. Идея о софийности мира, проблема соотношения двух сущностно отличных миров – «дольнего» и «горнего». Творчество, искусство как мост, художник как Творец. Закон Красоты как центральный принцип мировоззрения. Идея о человеческом духе как смыслообразующем элементе мироздания. Понятие «софийность» (Вл. Соловьев, Хомяков, князь С. Трубецкой, Н. Бердяев, о. П. Флоренский).

Конец XIX – начало XX в. Творчество Чехова. Пьесы Чехова как новый этап в развитии русской и мировой драматургии. «Серебряный век» русской культуры. Место и роль России в мировой культуре. Значение русской литературы в мировой культуре.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 319 - 442.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 154 – 207.

Тема 13. ХХ век (2 ч.).

Первая мировая война. Ряд принципиально новых проблем (глобальные кризисы современности). Переосмысление места и назначения человека. Экзистенциальная концепция (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер): человек и мир, единство внутреннего и внешнего, изначальное отчуждение человека от сущего, замкнутость на самом себе.

Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм): иррациональные страсти, психическое бессознательное, фактическое отождествление иррациональных проявлений души с животными инстинктами.

Модернизм и постмодернизм как общекультурные явления. Модернизм в искусстве, стили и направления: фовизм (А. Матисс), кубизм (П. Пикассо), экспрессионизм (О. Дикс), футуризм (Маринетти), конструктивизм (В.Е. Татлин), абстракционизм (В. Кандинский, П. Мондриан), дадаизм (М. Дюшан), сюрреализм (С. Дали) и др.. Две стадии модернизма - синтез и деструкция. Модернизм как пик всего предыдущего развития культуры и ее упадок. Осознание невозможности восстановить всеобщую гармонию – постмодернизм.

Постмодернизм: «радикальная множественность» (не синтез). Деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем, утрата глубинных связей с ментальностью культуры (антисимволы и антизнаки). Духовная аморфность современного человека, релятивизация истины, равенство факта и фикции, жизни и искусства. Направления: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформенс, видео-арт. Философы постмодернизма: Бодрийяр, Деррида, Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко.

Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основные черты культур Востока и Запада (общий обзор).

Проблема будущего. Футурологи. Безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого (неогегельянство, неомарксизм, неофрейдизм, неопозитивизм, неокантианство и т.д.). Тупик мировоззрения человечества конца ХХ – начала XXI столетия. Перспективы.

 

Литература:

Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 249 - 275.

 

 

Практикум

План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется два вида работы:

1. Обсуждение заявленных проблемных тем. Важное место здесь занимает обсуждение отдельных литературных произведений различных эпох, наиболее ярко отражающих специфику конкретного культурного периода. Студенты должны увидеть выделенные в лекционном курсе черты эпохи в произведении. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами. Также для облегчения восприятия проблемных тем и активизации процесса осознания у студентов планируется использовать при проведении занятий таких методов, как модульная игра, мозговой штурм и метод аналогий.

2. Представление студентами самостоятельно подготовленных презентаций по культурным памятникам и произведениям искусства.

 

Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается:

1. При обсуждении вопросов: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать мировоззренческие и философские проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи;

2. При оценке презентации учитывается как ее содержание, так и форма подачи материала, а также ответы на вопросы.

2.1. Античность. Древняя Греция.

Вопросы для обсуждения:

1. Истина мифа: идея макро- и микрокосмизма.

2. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа.

3. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клитемнестры, Федры.

Презентации студентов: Семь чудес света древнего мира: факты и идеи. Семь греческих мудрецов. Скульптура и архитектура Древней Греции

Рекомендуемая литература:

1. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.: Лениздат, 1990. (НА).

2. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4).

3. Беккер, К. Ф. Мифы древнего мира: Всемирная история: От Древней Иудеи до падения Римской Империи. - Саратов: Надежда, 1995. (Ч. з. N 1, 2).

4. Гиленсон, Б. А. Литература и культура Древнего мира: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4).

5. Горан, В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск: Наука, 1990. (НА).

6. Греческая трагедия: учеб. пособие. - М.: Учпедгиз, 1958. (НА).

7. Дилите, Д. Античная литература. - М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2003. (Ч. з. N 4).

8. Кондрашов, А.П. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь. - М.: Рипол Классик, 2002. (СБО).

9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. (НА, АХЛ, ч.з. N 1).

10. Попова, Н.Н. Мифологический словарь. Любовь богов и смертных. - СПб.: Аврора; Калининград: Янтар. сказ, 2004. (АХЛ).

11. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы. - М.: Лист Нью, 2004. (Ч. з. N 4).

12. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1).

13. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1).

14. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, N 1).

15. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, 1).

16. Штоль, Г. В. Мифы древности. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. (АХЛ).

17. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. (Ч. з. N 2).

18. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: Лабиринт, 2000. (Ч. з. N 1, 4, НА).

 

Средние века.

Вопросы для обсуждения:

1. Тайна Иггдрасиля в «Старшей Эдде».

2. Языческие и христианские мотивы в народно-героическом эпосе «Беовульф».

3. Символы любви и смерти в куртуазно-рыцарском романе.

Презентации студентов: романика и готика.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (вступит. статья А. Гуревича). - М.: Худож. лит., 1975. (НА, ч. з. N 1, 4).

3. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4).

4. Иванов, К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М.: Алетейя, 1997. (НА).

5. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА).

6. Федотов, О. И. История западно-европейской литературы средних веков: учебник-хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 1999. (НА, ч. з. N 1).

 

Ренессанс.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетика Ренессанса и тайна женщины.

2. Творчество Пертрарки как вершина ренессансного гуманизма. «Сладостный стиль» сонетов. Исповедь души в «Тайне моей жизни».

Презентации студентов: ренессансная живопись.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

2. Бицилли, П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. (Ч. з. N 1).

3. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. - М.: РОССПЭН, 2004. (НА).

4. Вельфлин, Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. (НА, ч. з. N 1).

5. Девятайкина, Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. (НА).

6. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4).

7. Пейтер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. (АХЛ).

8. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА).

9. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА).

10. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007. (НА).

11. Соколов, М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. (Ч. з. N 1, 2, АХЛ).

12. Соколов, М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. - М., 1999. (НА).

13. Таранов, П.С. От Петрарки до Стендаля. - М.: АСТ, 2000. (Ч. з. N 2).

14. Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М.: Наука, 1974. (Ч. з. N 1, 4).

15. Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2001. (НА, ч. з. N 1).

16. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х тт. М., 2001. (Ч. з. N 4).

 

Век Просвещения.

Вопросы для обсуждения:

1. Тайна договора между Фаустом и Мефистофилем: «горизонталь» contra «вертикаль».

2. Спасение Гретхен: идея Вечной женственности.

Презентации студентов: архитектура и живопись рококо.

Рекомендуемая литература:

1. Аникст, А. А. «Фауст» Гете: Лит. коммент. - М.: Просвещение, 1979. (НА, ч. з. N 1).

2. Аникст, А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М.: Книга, 1983. (АХЛ).

3. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. (НА).

4. Гулыга, А. В. Путями Фауста: Этюды германиста. - М.: Сов. писатель, 1987. (НА).

5. Культура эпохи Просвещения. М., 1993. (НА).

6. Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука, 1978. (Ч. з. N 4, НА).

7. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.01 с.)