Техническая организация учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая организация учебного процесса



Материально-техническая база университета позволяет использовать максимальный объем иллюстративного материала по курсу, сопровождая теоретическую характеристику каждой культурной эпохи изображениями шедевров мировой живописи и архитектуры соответствующего периода. Возможно также проведение факультативных просмотров фильмов, обсуждение которых будет полезно в рамках курса (например, фильмов А. Тарковского «Андрей Рублев», М.А. Швейцера «Маленькие трагедии», П. Лунгина «Остров» при обсуждении российского историко-культурного типа, фильмов М. Антониони, С. Содерберга, В. Кар-Вая (цикл «Эрос») при обсуждении проблемы культур Востока и Запада и т.д.). Это упростит восприятие материала и вызовет дополнительный интерес студентов.

3.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Самостоятельная работа студентов представляет собой планируемую учебную и научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

При изучении дисциплины «История мировой художественной культуры» планируются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- Подготовка к текущим аудиторным занятиям.

Ряд тем вынесен на самостоятельное изучение. Т.к. курс является целостным и взаимосвязанным, рекомендуется последовательное освоение данных тем параллельно с лекционным курсом. Указанные темы рассматриваются в учебных пособиях из списка основной литературы.

Также рекомендуется регулярно обращаться к вопросам для самоконтроля (см. Диагностико-контролирующий блок).

- Подготовка к текущим контрольным работам.

Для успешного написания текущих контрольных работ необходимо осознанное восприятие, понимание (не заучивание!) теоретического материала и ориентация в нем. Восприятие сути той или иной культурной эпохи облегчает дополнительная самостоятельная работа с визуальным материалом. Рекомендуется обращаться к указанным и другим интернет-ресурсам для дополнительного знакомства с памятниками живописи, скульптуры и архитектуры. Также важно своевременное освоение новой терминологии (см. Глоссарий).

- Поиск (подбор) и обзор литературы и интернет-ресурсов по проблеме курса, вынесенной на обсуждение на практическом занятии, а также обращение к рекомендованной литературе; аналитический разбор научной публикации.

Данный вид работы способствует пониманию мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, проблем взаимоотношений общества и человека, развивает навыки анализа, формирует мировоззрение, расширяет кругозор в контексте культурологического знания. Составление планов-конспектов, опорных схем поможет лучше ориентироваться в материале и самостоятельно проанализировать проблему, вынесенную на обсуждение.

Обязательным требованием при подготовке студента к семинарскому занятию является знакомство с рассматриваемыми художественными текстами.

Помните, что на практических занятиях важно уметь аргументировано отстаивать свою позицию в дискуссии, а это возможно только при наличии осознанного восприятия. При подготовке к занятию полезно сформулировать свою точку зрения и изложить ее в форме монолога. Мысленно разбейте свой монолог на основные смысловые блоки, проверьте последовательность и логичность аргументов. Продумайте, какие вопросы и возражения может вызвать ваша позиция. Постарайтесь сформулировать четкие и аргументированные ответы. Используйте даже в мысленной речи новую терминологию по курсу.

- Подготовка и проведение презентации по заданной теме (практические занятия).

На практических занятиях предусмотрены презентации студентов по основным памятникам искусства. Цель данного вида работы - формирование навыков подготовки и представления проектов. При подготовке презентации обратите внимание на порядок и форму подачи материала. Памятник любой эпохи необходимо рассматривать в контексте времени его создания, но одновременно поощряется поиск исторических «перекличек»: так, архитектуру Гауди можно сопоставить с памятниками первобытной культуры, античные критерии телесного совершенства с «телесной» культурой поп-арта и т.п. Постарайтесь сделать материал актуальным и интересным как по содержанию, так и по исполнению.

- Подготовка к итоговой контрольной работе.

Данный вид работы предполагает мобилизацию теоретических знаний. При подготовке к итоговой контрольной работе используйте те же формы организации работы, что и при подготовке к текущим контрольным. Постарайтесь составить целостное представление об истории культуры, проследить связь культурных эпох, увидеть внутреннюю логику в развитии культуры.

 

 

Глоссарий

«Ар нуво» (франц. art nouveau, буквально - новое искусство), распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля «модерн».

Абстракционизм - модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

АГАПЕ ( agape (греч.) – любовь. Одно из основных обозначений Любви в христианском дискурсе, которая предстает как одна из фундаментальных реальностей христианского опыта бытия, а именно – как беспредельная любовь Бога к твари Его. Любовь-Агапе описывается христианским учением как взаимопроникновение и самоотдача, так что жизнь Одного становится жизнью Другого.

Анамнесис (греч. припоминание) – термин из философии Платона, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи, представляющие собой образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий.

Антропоцентризм - культурная парадигма, в основе которой представление о человеке как центре Вселенной, высшей в конечной цели всего мироздания

Архе (греч.) – начало, принцип. Уже у Платона понятие «архе» употребляется в значении 1) онтологического принципа, начала бытия и 2) гносеологического принципа, начала познания.

Архетип (греч.) – прообраз, идея; инвариантная основа, имеющая начало в традиции культуры и организующая типологию различных образов как вариантов этого инварианта.

Барокко (итал. barocco, буквально - странный, причудливый) - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран).

Гиноценризм - культурная парадигма, в основе которой лежит тайна женщины.

Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия герм. племён - готов), художественный стиль (между серединой XII и XV-XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми эмоциями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, богатству переживаний.

Дадаизм (франц. dadajsme, от dada - конёк, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 г.г.. Сложился в Швейцарии, в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Творческой установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиционных эстетических норм (подражание «заборным» каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др.). В 20-х гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

Дискурс (от лат. discere – блуждать) – «языковая практика», вербальная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Постмодернистская парадигма «смерти субъекта» влечет выдвижение феномена дискурса на передний план и задает ему фундаментальный статус, поскольку сам субъект начинает рассматриваться как переменная и сложная функция дискурса. У Мишеля Фуко дискурс понимается как самодостаточная форма артикуляции знания в конкретной культурной традиции. В зависимости от «дискурсивных кодов», основанных на различных типах рациональности, в культурах имеются различные дискурсы, поскольку форма объективации одного и того же содержания может варьироваться в самом широком диапазоне.

Дискурсивный код – исходные принципы соответствующего дискурса, обусловливающие характерные формы его функционирования.

Евхаристия (греч. eucharistia – причащение) – одно из важнейших таинств в христианской икономии Обожения, через которое человеческое естество становится единосущным Личности Христа. Таинство Евхаристии – это причащение Тела и Крови Христовых.

Игра – одно из ключевых понятий современной культурологи, означающее разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенной прямой практической целесообразности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности, в чем проявляются глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. В процессе игры возникают «иные миры», парадоксальным образом сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры с их ироническим, «игровым» переосмыслением. В философии постмодернизма парадигмально значима понятийная структура «игры истины», предложенная М. Фуко и отражающая радикальный пересмотр классических представлений об истине. В постмодернистской трактовке истина выступает как одно из проявлений интерпретационного своеволия субъекта, а не как продукт когнитивного приближения к познаваемому объекту с целью экспликации имманентного смысла постигаемой предметности. Моделируемая постмодернизмом реальность основывается на симуляции, и поэтому, если познание и «выдает себя за познание истины», то лишь потому, что «оно производит истину через игру первоначальной – и постоянно возобновляемой – фальсификации, которая устанавливает различение истинного и ложного» (Фуко).

Имманентный (лат. immanens – пребывающий в чем-л., свойственный чему-л.) – нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентного – трансцендентный.

Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-1880-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX - начала XX вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Инвайронмент (англ. environment - букв. - среда, окружение) - вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Иногда даже могут быть представлены публике в виде особых сценических пространств с фигурами типа манекенов (Э. Кинхольц). Искусство инвайронмента окончательно обособилось в раннем авангарде, получив широкое распространение во второй половине ХХ века.

Инсталляция (англ. installation - установка) – прием художественной экспозиции, благодаря которому произведение или их совокупность активно распространяется в пространстве, уподобляясь развитой сценической конструкции, занимающей целые залы. Является чисто техническим принципом экспозиции, в отличие от инвайронмента, представляющего собой особый вид искусства.

Калокагатия (греч. kalos – прекрасный + agatos – благой, хороший) – эстетический идеал космоцентрического принципа реальности, гармония совершенной формы и совершенного содержания.

Картезианство - направление в философии и естествознании 17-18 веков, теоретическим источником которого были идеи Рене Декарта (латинизированное имя Cartesius - Картезий, отсюда название). Основа картезианства - последовательный дуализм, т. е. разделение мира на две самостоятельные и независимые субстанции - протяженную и мыслящую; исходные принципы - самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую») и теория врожденных идей.

Картина мира - связное представление о бытии, мыслимом как целостность. Вместе с тем личность сознает картину мира лишь частично и фрагментарно, хотя человеку кажется, что он «обладает целостной, упорядоченной и гармоничной системой» (С.В. Лурье). Картина мира наивная связана с языком, на котором она описывается. Она передает «русскую», «английскую» или иную точку зрения на называемые в языке вещи (разные языки концептуализуют, членят мир по-разному, создавая собственную языковую картину мира). Противоположная ей картина мира научная в идеалене зависит от языка описания. Картина мира языковая – наивная картина мира носителей определенного языка, включающая «лингвоспецифичные конфигурации идей» (А.Д. Шмелев). Концепция языковой картины мира восходит к трудам В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа и Й. Л. Вайсгербера. В. фон Гумбольдт полагал, что язык - «душа нации» - возникает одновременно с ней. Деятельность языка «протекает в определенно очерченном круге» (В. фон Гумбольдт). «Определенно очерченный круг языка» - это языковая картина мира, существенным образом определяющая колорит внутренних форм слов данного языка. Опираясь на идеи В. фон Гумбольдта, Б. Уорф и Э. Сепир разработали гипотезу лингвистической относительности. Языковые картины мира в разных культурах различаются концептуализацией, то есть направлением членения мира, подсказанным языком (Б.Л. Уорф). Анализируя лексику, можно выявить «…целый ряд мотивов, устойчиво повторяющихся» в значении лексических единиц и фразеологизмов, которые представляются специфичными для данного мировидения и национального языка. Свои картины мира имеют языки разных культур.

Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, обозначающий один из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Уже сторонники философии Пифагора разработали теорию очищения души от губительных страстей путем специально подобранной музыки. Трагедия, согласно «Поэтике» Аристотеля, очищает душу через страх и сострадание. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) считал, что произведение искусства возбуждает «противоположно направленные аффекты», которые приводят «к взрыву, к разрядке нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разрядке тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции».

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы И. Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.

Конструктивизм - направление в ХХ века, поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных, хотя и постоянно взаимодействующих, потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х годах в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский», ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане.

Концепт (от лат. conceptus, concipere - поятие, зачатие) - единство имени (слова, словосочетания) и сопряженного с ним открытого ряда субъективных представлений, зависящих от «наблюдателей», участников коммуникации.Концепт раскрывается в коммуникации как «сгусток культуры» в ментальном мире человека. Концепты в культуре не только понимаются, но и «переживаются».

Космос (греч. «ко-осмос» - «со-проникновение», порядок, украшение) - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только идеально и материально упорядочено, но и прекрасно, основываясь на принципе калокагатии.

Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб) - авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, J. Gris), в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе П. Сезанна и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907-1909 г.г.) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на «аналитической» стадии (1910-1912 г.г.) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утончённо-музыкальными ритмами; «синтетический» кубизм (1912 – 1914 г.г.) тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Маринизм – одно из направлений в литературе барокко, названное по имени итальянского поэта Джамбатисты Мариино (1569 – 1625), творчество которого вызвало настоящую волну подражания в XVII веке. Отличительная особенность поэзии Мариино – «веселость отчаяния», отражающая одну из характерных черт философии барокко. Его веселость идет не от оптимизма, а от сознания тщетности всех волнений и дел. Поэтический стиль маринизма определяют неожиданные метафоры, образы, сравнения, проникнутые насмешливым изяществом и тонкими эротическими намеками.

Метанойя (греч. metanoia – умоперемена). В христианстве «метанойа» означает, прежде всего, изменение установки сознания, внутренняя перемена человека на основе покаяния. Истинное покаяние – это уже не психологический, а онтологический процесс, основой которого является антропологическая динамика: именно в ней тварная падшая природа человека ищет перемениться в Божественную.

Мимесис (греч. «подражание») – один из основных принципов в античной эстетике, а также в эстетике классицизма 16 – 18 вв., согласно которому подражание составляет сущность искусства. Уже у Пифагора музыка рассматривается как подражание небесной гармонии. Аристотель считал, что «искусство есть подражание прекрасной природе», хотя в отличие от Платона допускал изображение уродливого, нравственно предосудительного в искусстве. Способ и объект подражания являются конституирующими признаками литературных жанров.

Модерн (франц. moderne - новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. Представители модерна использовали новые техническо-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Онтология (от греч. on, род. п. ontos – сущее) – в строгом смысле учение о бытии, включающее всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Однако понятие «онтология» нередко употребляется не в значение «учение, описание принципов бытия», а для обозначения самого «принципа бытия», или предметной реальности.

Пассионарность – энергийность, энергийный образ. В понятие «пассионарности» включаются такие устойчивые типы энергийных образов как телесные, душевные, духовные. В исходном плане пассионарность имеет классический Аристотелев смысл: это – актуализация потенций сущего, энтелехия, причем именно сам процесс, движение, деятельность актуализации, а не ее результат. Понятие «пассионарности» является ключевым в «пассионарной» концепции Л. Н. Гумилева, исходя из которой он объясняет генезис, развитие, упадок и смену цивилизаций.

Перформенс, перфоманс (англ. performance - представление) – вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art - общедоступное искусство) - модернистское художественное течение, возникшее во второй половине 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм) - общее название течений в живописи конца XIX - начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».

Примитивизм - в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народных эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространены романтический культ «наивного», неиспорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес, A. M. Moses, в США), принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

Проторенессанс - период истории итальянского искусства (XIII - начала XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

Реализм - форма художественного сознания Нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (то есть конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного, сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX-XX вв.: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissans – «Возрождение») - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в.. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается архитектуры, были везде почти одинаковы.

Рококо (франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины) - стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для рококо характерен уход в мир фантазии, театрализованные игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Декоративное искусство рококо по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII в..

Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII - первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях общественного прогресса, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-х гг. XIX в. под влиянием литературного романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре и архитектуре (например, неоготика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма: в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тёрнер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Сентиментализм (от франц. sentiment - чувство) - течение в литературе и искусстве второй половины 18 - начала 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств; отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Л. Голдсмит, Т. Смоллетт (поздние произведения), Ж. Ж. Руссо и писатели «Бури и натиска» (наиболее радикальное выражение демократических тенденций сентиментализма). Вершина сентиментализма в России - повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

«Смерть автора» - основополагающая фигура постмодернистской философии текста, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. Текст рассматривается не как продукт сознательной деятельности субъекта-автора, но как результат имманентной процессуальности языка. Смысл текста трактуется в качестве не привнесенного субъектом, но автохтонного, самопричинного, обусловленного самодвижением языка. По замечанию Р. Барта, в тексте «говорит не автор, а язык как таковой».

«Смерть Бога» - фундаментальная метафора постмодернистской философии, восходящая к постулату Ницше «Бог умер» и отражающая в своем содержании парадигмальную установку на отказ от идеи внешней принудительной причинности. Этот отказ констатирует уход из человеческой жизни трансцендентного измерения и приоритет установки на осмысление имманентности.

«Смерть субъекта» - метафорический термин французского философа М. Фуко, фиксирующий отказ постмодернистского мышления от презумпции традиционного понимания субъекта как носителя чистой когнитивной рациональности. Если модернизм, следуя классической фил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.033 с.)