Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порога срабатывания дефектоскопов

Поиск

Феррозондовый контроль

Часть 2

Омск 2007


министерство транспорта российской федерации

федеральное агентство железнодорожного транспорта

омский государственный университет путей сообщения

_________________________________

 

феррозондовый контроль

 

часть 2

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве

методических указаний к лабораторным работам для студентов специальности «Приборы и методы контроля качества и диагностики»

 

Омск 2007


УДК 629.4.027/027:620.179.16(07)

ББК 39.22-046я73

Ф43

 

 

Феррозондовый контроль. Часть 2: методические указания к лабораторным работам / Р. А. Ахмеджанов, В. С. Кашка, В. В. Макарочкин, Н. В. Макарочкина; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 47 с.

 

Методические указания содержат описание четырех лабораторных работ, посвященных особенностям измерения напряженности магнитного поля в пространстве (магнитного поля Земли), а также освоению технологии феррозондового контроля элементов рам тележек грузовых и пассажирских вагонов.

Предназначены для студентов второго – пятого курсов специальностей 200102 – «Приборы и методы контроля качества и диагностики», 190302 – «Вагоны», 340100 – «Управление качеством» – очной и заочной форм обучения, могут быть использованы слушателями Института повышения квалификации и переподготовки при начальной подготовке дефектоскопистов.

 

 

Библиогр.: 6 назв. табл. 2. Рис. 52. Прил. 1.

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор Ю. М. Вешкурцев;

доктор техн. наук, профессор В. В. Харламов.

 

__________________________

Ó Омский гос. университет

путей сообщения, 2007
оглавление

Введение …………………………………………………………………………  
Лабораторная работа 4. Измерение вектора магнитного поля на поверх-ности Земли ………………………………………………………..……….  
  4.1. Сведения из теории ……………………………………………………  
  4.2. Порядок выполнения работы …………………………………………  
  4.3. Содержание отчета ……………………………………………………  
  4.4. Контрольные вопросы …………………………………………………  
Лабораторная работа 5. Настройка феррозондовых дефектоскопов-гради-ентометров с фиксированным порогом …………………………..……….  
  5.1. Общие сведения ……………………………………………………….  
  5.2. Подготовка аппаратуры контроля …………………..………………..  
  5.3. Ручная настройка порога срабатывания дефектоскопов ……………  
  5.4. Автоматическая настройка порога срабатывания дефектоскопов …  
  5.5. Порядок выполнения работы …………………………………………  
  5.6. Содержание отчета ……………………………………………………  
  5.7. Контрольные вопросы …………………………………………………  
Лабораторная работа 6. Магнитный контроль рам тележек грузовых вагонов …………………………..……………………………….………………  
  6.1. Технология контроля деталей рамы тележки грузового вагона модели 18-100 (18-493) …………………….………………………………….  
  6.2. Порядок выполнения работы …………………………………………  
  6.3. Содержание отчета …………………………………………………….  
  6.4. Контрольные вопросы …………………………………………………  
Лабораторная работа 7. Магнитный контроль рам тележек пассажирских вагонов …………………………..….……………………….………..…….  
  7.1. Технология контроля деталей тележки пассажирского вагона модели КВЗ-ЦНИИ (КВЗ-5) …………………………………………………..  
  7.2. Порядок выполнения работы ………………………………………….  
  7.3. Содержание отчета ……………………………………………………  
  7.4. Контрольные вопросы …………………………………………………  
Библиографический список ……………………………………………………..  
Приложение. Технологическая карта феррозондового контроля (пример)....  

 


 

 


 

 

Введение

 

 

Феррозондовый метод неразрушающего контроля элементов рам тележек грузовых и пассажирских вагонов является одним из немногих технологичных методов для данных объектов контроля, который обеспечивает требуемый уровень достоверности.

Элементы рам тележек вагонов, особенно грузовых, являются литыми деталями с грубой поверхностью, характеризуемой шероховатостью Rz 320. Регламентируемый в нормативных документах уровень шероховатости на самом деле ниже реального, поэтому применение магнитопорошкового метода контроля рам тележек вагона (даже с использованием крупнодисперсного магнитного порошка) не дает должного эффекта, так как из-за больших массогабаритных показателей контролируемых элементов требуется применение громоздких и энергоемких стендов-кантователей. Феррозондовый метод не требует такой сложной оснастки и позволяет работать на «черных» (грубых) поверхностях с уровнем шероховатости Rz 320 и более, что характерно для литых деталей.

Феррозондовый метод «хорошо работает» при контроле сварных швов, что предопределило его преимущественное использование для контроля рам тележек пассажирских вагонов.

Технологичность применения феррозондового метода для контроля рам тележек (в сборе и подетально) усиливается возможностью рационального выбора способа дефектоскопирования в конкретном случае и отсутствием про-цедуры размагничивания после проведения контроля. Кроме того, получение сигнала дефекта в электрическом виде делает феррозондовый контроль перспективным для его автоматизации.


Лабораторная работа 4

 

измерение вектора магнитного поля

на поверхности Земли

Цель работы: получение навыков измерения и графического представления напряженности магнитного поля Земли.

Аппаратура и образцы, используемые в работе: измерители напряженности магнитного поля МФ-107А с преобразователями МДФ-9405.30-02 и МДФ-9405.130-01, МФ-109 с преобразователями МПФ-205 и МПФ-206; рулетка, мел.

 

Сведения из теории

По современным представлениям магнитные явления (независимо от того, где и как они проявляются) всегда связаны с движением электрических зарядов (закон Био-Савара-Лапласа).

Используя понятие фиктивной магнитной массы, можно объяснить некоторые характеристики магнитного поля по аналогии с характеристиками электростатического поля. Основанием для этой аналогии служат следующие известные экспериментальные факты:

определенные материалы, находясь в подвешенном состоянии, ориентируются в направлении «север – юг» (рис. 4.1), такие материалы называются магнитами. Конец магнита, обращенный на север, называется северным, или положительным, полюсом магнита, а противоположный – южным, или отрицательным;

некоторые тела, не проявляющие в исходном состоянии магнитных свойств, могут приобрести их при поднесении этих тел достаточно близко к полюсам магнита. При этом на конце тела, обращенного к полюсу магнита, индуцируется магнетизм противоположного знака, а на удаленном конце – магнетизм того же знака, что и у полюса магнита;

если тонкий магнит поднести к железным опилкам, то опилки притягиваются с наибольшей густотой вблизи концов магнита и не притягиваются к средней части магнита. Отсюда следует, что магнетизм как бы сосредоточен в области концов магнита. Если толщина магнита значительно меньше по сравнению с его длиной, то его называют магнитным диполем.

Если взять два диполя, то их взаимодействие сведется к взаимодействию обращенных друг к другу «точечных» полюсов, которое подчиняется тому же закону Кулона, что и взаимодействие точечных электрических зарядов с силой

 

, (4.1)

 

где qm1 и qm2 – точечные магнитные массы;

μ – магнитная проницаемость (коэффициент, учитывающий роль среды, для вакуума μ0 = 4π·10–7 Гн/м – магнитная постоянная);

r – кратчайшее расстояние между qm1 и qm2, м.

При проведении аналогии между явлениями магнитостатики и электростатики следует помнить об отсутствии раздельного существования положительного и отрицательного магнетизма.

Для того чтобы перейти к характеристикам магнитного поля, создаваемого магнитным зарядом, например зарядом 1 (с вышеизложенным пониманием выражения «магнитный заряд»), необходимо, представив другой заряд пробным, сократить выражение (4.1) на единицу пробной магнитной массы (в данном случае – на qm2). Результатом преобразования будет характеристика магнитного поля, именуемая напряженностью:

. (4.2)

 

В выражении (4.2) и далее не ставится цифровой индекс пробной магнитной массы, так как потенциально ее выбор не принципиален. Таким образом, напряженность поля точечной магнитной массы

 

. (4.3)

 

Наряду с напряженностью магнитного поля вводится понятие магнитной индукции:

. (4.4)

 

При отсутствии сильных внешних источников магнитного поля напряженность магнитного поля Земли на некотором уровне относительно ее поверхности должна быть достаточно стабильной.

Интерес представляет измерение значения и определение направления вектора напряженности магнитного поля в пространстве, имеющем в своем объеме возмущающие источники магнитного поля в виде объектов железнодорожного транспорта, подвергаемых феррозондовому контролю (боковые рамы и надрессорные балки, корпус автосцепки и др.). детали намагничиваются стационарными магнитами, и контроль проводится в режиме остаточной намагниченности, при котором напряженность на поверхности детали достигает 1000 А/м. Результат этого взаимодействия и является предметом исследования, так как по технологии проведения феррозондового контроля вышеперечисленные объекты размагничиванию не подлежат (ни в лаборатории магнитного контроля или на участке контроля в депо, ни в эксплуатации).

 

Порядок выполнения работы

 

1) измерить длину и ширину лаборатории, выбрать масштаб и разделить помещение в горизонтальной плоскости по сторонам на равное количество секторов (n = m) (рис. 4.2).

2) выбрать начало системы координат и направление единичных взаимно перпендикулярных векторов (ортогональный базис).

3) в каждом из секторов на равном расстоянии от поверхности земли измерить напряженность магнитного поля в горизонтальном направлении (ортогональных составляющих и вектора тангенциальной составляющей напряженности магнитного поля), используя измеритель напряженности магнитного поля МФ-107А с преобразователем МДФ-9405.30-02 [6, с. 35 – 37]. Результаты измерения записать в табл. 4.1.

 

 

Рис. 4.2. Схема деления лаборатории на секторы и

расположение системы координат

 

4) при измерении тангенциальной составляющей вектора напряженности определить направление вектора с помощью транспортира и записать результат в табл. 4.1.

5) в каждом из секторов на том же расстоянии от поверхности земли произвести замеры напряженности магнитного поля (нормальной составляющей напряженности магнитного поля) в направлении, перпендикулярном плоскости поверхности Земли, используя измеритель напряженности магнитного поля МФ-107А с преобразователем МДФ-9405.130-01 [6, с. 35 – 37]. результаты измерения записать в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

Результаты измерений составляющих напряженности магнитного поля Земли

Номер сектора Составляющие напряженности магнитного поля
Hx, А/м Hy, А/м Нτ, А/м αНτ, град. Hx, А/м Hy, А/м Нτ, А/м αНτ, град. Hx, А/м Hy, А/м Нτ, А/м αНτ, град.
сектор 1 сектор … сектор n
                         
                         
                       
m                        

6) для каждого сектора рассчитать значение тангенциальной составляющей напряженности магнитного поля Нτ расч и сравнить его со значением Нτ, измеренным с помощью феррозондового преобразователя МДФ-9405.30-02. Результаты расчетов записать в табл. 4.2 и оценить погрешность измерения.

7) рассчитать значения напряженности Н поля и записать их в табл. 4.2.

8) построить схему распределения составляющих напряженности магнитного поля Нτ, Нn, Н, обозначив контуром местонахождение объектов контроля.

 

Таблица 4.2

Результаты расчета напряженности магнитного поля Земли

Номер сектора Составляющие напряженности магнитного поля
Нτ, А/м Нτрасч, А/м Нn, А/м Н, А/м Нτ, А/м   Нτрасч, А/м Нn, А/м Н, А/м Нτ, А/м   Нτрасч, А/м Нn, А/м Н, А/м
сектор 1 сектор … сектор n
                         
                         
                       
m                        

 

Содержание отчета

 

В отчете должны быть представлены таблицы с экспериментальными данными, схематический рисунок магнитного поля Земли для помещения лаборатории, анализ распределения напряженности магнитного поля и ее составляющих с учетом влияния намагниченных объектов контроля.

 

4.4. Контрольные вопросы

 

1) Какие основные характеристики магнитного поля используются при выполнении работы?

2) С помощью каких приборов можно измерить напряженность магнитного поля Земли?

3) Какой тип феррозондовых преобразователей используется для измерения составляющих напряженности магнитного поля?

4) Можно ли определить направление вектора напряженности магнитного поля?

5) Какой из измеренных векторов определяет направление на северный полюс Земли?

6) Какое условие должно соблюдаться при измерении тангенциальной составляющей напряженности магнитного поля?

 

Лабораторная работа 5

 

настройка феррозондовых дефектоскопов-градиентометров с фиксированным порогом

Цель работы: приобретение навыков настройки феррозондовых дефектоскопов-градиентометров в режиме с фиксированным порогом.

Аппаратура и образцы, используемые в работе: дефектоскопы-градиентометры ДФ-103И, ДФ-105А, ДФ-201.1, Ф-205.03 и Ф-205.30А; стандартные образцы предприятия (СОП); линейка, мел.

 

Общие сведения

 

Неоднородность магнитного поля над дефектом (рис. 5.1) вызывает искажение его как в тангенциальном направлении, так и в нормальном [4, 5]. Из рис. 5.1 видно, что тангенциальная составляющая напряженности поля Hх имеет максимум в центральном сечении дефекта, а нормальная составляющая Hz, проходя через нуль в этом сечении, принимает максимальные положительные и отрицательные значения в точках, расстояние между которыми незначительно превышает ширину (раскрытие) трещины. Таким образом, изменение двух параметров – Нх и Нz – в направлении намагничивания в зоне дефекта дают полную характеристику неоднородности магнитного поля дефекта.

Значения нормальной и тангенциальной составляющих соизмеримы в точках экстремумов. Сканирование деталей с целью поиска (с регистрацией) дефектов приводит к формированию импульсов, форма и длительность которых будет зависеть примерно в равной степени для Нп и Нt от конфигурации, размеров и глубины залегания трещины, а также от напряженности приложенного магнитного поля и магнитной проницаемости ОК. в практике контроля информативной является функция Нz(х), которая за пределами дефекта «быстро» становится равной нулю, а постоянная составляющая функции Нх(х) является помехой.

Обратите внимание на то, что над дефектом между точками х1 и х5, которые соответствуют экстремумам сигнала дефекта по Нz(х) (см. рис. 5.1), крутизна Нz(х) больше, чем в бездефектных зонах. Эту особенность можно использовать как основу метода магнитного контроля: измерять в каждой точке и сравнивать с порогом не значение функции Нz(х), а значение ее производной по координате х. производная Нz(х) по х обозначается Gz(х) и называется градиентом напряженности магнитного поля. Казалось бы что, сравнивая значение функции Нz(х) с некоторым фиксированным уровнем (порогом), можно безошибочно обнаружить дефект. в действительности вне зоны дефекта Нz(х) ≠ 0, а над дефектом Нz(х) значительно отличается от вида, представленного на рис. 5.1. Причинами этого являются конечность размеров контролируемой детали, магнитные пятна, структурная неоднородность, резкие изменения сечения, шероховатость поверхности и др.

Графически реальная функция градиента напряженности Нz(х) показана на рис. 5.2, она представляет собой сумму сигнала дефекта (см. рис. 5.1) и случайной функции, зависящей от причин, перечисленных выше, которую называют помехой. Помеха приводит к двум основным ошибкам дефектоскописта – к пропуску (недобраковке) и ложному обнаружению дефекта (перебраковке). Очевидно, что малому значению отношения «сигнал/помеха» будет соответствовать большее количество ошибок [2].

На практике измерять градиент напряженности в виде производной сложнее (и необязательно), его значение оценивают как частное от деления разности значений напряженности в двух его соседних точках (последующей и предыдущей) в направлении намагничивания детали на расстояние между этими точками. Для однородных полей значение градиента равно нулю, для неоднородных – отлично от нуля. Различают градиенты по тангенциальной и нормальной составляющим, которые определяются соответственно по формулам:

 

; (5.1а) . (5.1б)

 

При рассмотрении рис. 5.2 видно, что дифференцирование дало существенное увеличение отношения «сигнал/помеха». В магнитной дефектоскопии используют градиент Gz(х), который более четко характеризует неоднородность магнитного поля рассеяния над дефектом.

Рассмотрим работу дефектоскопов-градиентометров в режиме с фиксированным порогом. Достоверность такого режима велика, когда статические параметры помехи в зоне контроля от точки к точке не изменяются, что создается за счет выбора границ зон контроля (отступ от края детали и при отсутствии технологических отверстий внутри зоны).

 

Подготовка аппаратуры контроля

 

Для проведения контроля в первую очередь проводят проверку работоспособности используемых дефектоскопов, а также внешний осмотр СОП с целью определения его целостности и комплектности [6]. подготовка дефектоскопов сводится к проверке достаточности напряжения аккумуляторной батареи (при снижении ее напряжения до 8,5 В требуется замена аккумулятора), а в микропроцессорных дефектоскопах ДФ-201.1, Ф-205.03 и Ф-205.30А кроме этого устанавливают состояние «Обнаружение дефектов и измерение градиента».

Проверка работоспособ-ности дефектоскопов заключается в следующем:

Искусственный дефект
Метка
феррозондовый преобразователь (ФП), в данном случае –преобразователь-градиентометр, располагают над дефектом таким образом (рис. 5.3), чтобы его нормальная ось была перпендикулярна поверхности образца, а продольная – параллельна силовым линиям магнитного поля;

 
устанавливают минимальную чувствительность (максимальный порог) дефектоскопа (индикаторы дефектоскопа не должны срабатывать), затем – максимальную (минимальный порог) (индикаторы дефекта должны срабатывать, если этого не происходит, то дефектоскоп неработоспособен);

при перемещении преобразователя над дефектом фиксируют то его положение, при котором наблюдается максимальное значение градиента. Это значение не должно отличаться от значения, указанного в паспорте на стандартный образец, более чем на 15 %, в противном случае дефектоскоп является неработоспособным.

 

Ручная настройка

Автоматическая настройка

Порядок выполнения работы

 

1) ознакомиться с объектом контроля, выданным преподавателем.

2) выбрать СОП для настройки дефектоскопа, применяемого для контроля данного ОК.

3) проверить работоспособность дефектоскопа.

4) Выполнить ручную настройку порога срабатывания дефектоскопа по выбранному СОП.

5) научиться производить автоматическую настройку чувствительности микропроцессорных дефектоскопов Ф-205.03 и Ф-205.30А.

 

Содержание отчета

 

В отчете должны быть приведены обоснование выбора СОП для предложенного преподавателем ОК и дефектоскопа, с помощью которого предполагается проводить контроль ОК, номинальное значение градиента напряженности магнитного поля над дефектом на данном СОП и описана процедура настройки порога срабатывания дефектоскопа в ручном и автоматическом режимах.

 

5.7. Контрольные вопросы

 

1) Какие виды микропроцессорных дефектоскопов применяются для контроля деталей вагонов?

2) Что представляет собой СОП для проведения феррозондового контроля?

3) Почему нельзя использовать один СОП для настройки дефектоскопа при контроле различных деталей?

4) В чем суть понятия «фиксированного порога срабатывания» при проведении феррозондового контроля?

5) В чем заключается проверка работоспособности дефектоскопа?

6) Какова взаимосвязь между порогом срабатывания и чувствитель-ностью дефектоскопа?

7) Каков порядок действий при ручной настройке порога срабатывания дефектоскопа?

8) В чем заключается автоматическая настройка порога срабатывания дефектоскопа?

9) Какие типы преобразователей используются для феррозондовых дефектоскопов?

Лабораторная работа 6

 

МАГНИТНЫЙ КОНТРОЛЬ РАМ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Цель работы: освоение технологии феррозондового контроля рамы тележки грузового вагона модели 18-100.

Аппаратура и образцы, используемые в работе: тележка грузового вагона модели 18-100; феррозондовые дефектоскопные установки 8-ДФ-103, 8-ДФ-105, 8-ДФ-201, 8-ДФ-205, 91-ДФ-201, 91-дф-205, 51-дф-201, 51-дф-205; рулетка, мел.

 

Содержание отчета

В отчете должны быть представлены «Технологическая карта контроля зоны объекта контроля», образец формы которой приведен в приложении, эскиз ОК с указанием зон появления сигналов индикаторов дефекта, а также возможных причин возникновения сигналов, выводы по полученным результатам.

 

6.4. Контрольные вопросы

 

1) Что входит в состав дефектоскопной установки?

2) Как распределяется магнитный поток при установке тележки модели 18-100 на намагничивающее устройство МСН 10?

3) Как распределяется магнитный поток при установке боковой рамы на намагничивающее устройство МСН 34?

4) Как распределяется магнитный поток при установке надрессорной балки на намагничивающее устройство МСН 33?

5) Какие зоны боковой рамы в составе тележки подлежат феррозондовому контролю?

6) Какие зоны надрессорной балки в составе тележки подлежат феррозондовому контролю?

7) Какие зоны боковой рамы и надрессорной балки могут быть про-контролированы только при подетальном контроле?

8) Какие сигналы при срабатывании индикаторов дефекта феррозондового дефектоскопа исключаются из рассмотрения при выявлении дефекта?

9) Для чего используется приставная намагничивающая система МСН 14 при проведении феррозондового контроля деталей тележки грузового вагона?

 

Лабораторная работа 7

 

МАГНИТНЫЙ КОНТРОЛЬ РАМ ТЕЛЕЖЕК

пассажирских ВАГОНОВ

Цель работы: освоение технологии феррозондового контроля рамы тележки пассажирского вагона модели КВЗ-ЦНИИ.

Аппаратура и образцы, используемые в работе: тележка пасса-жирского вагона модели КВЗ-ЦНИИ; феррозондовые дефектоскопные установки 2-ДФ-201, 2-ДФ-205; мел, рулетка.

 

Порядок выполнения работы

 

1) настроить дефектоскоп ДФ-201.1 или ДФ-205.03 (ДФ-205.30А) с помощью стандартного образца СОП-НО-025, используя преобразователь с базой, равной 4 мм. Порог чувствительности дефектоскопа устанавливается в соответствии с данными работы [6, табл. 1.6].

2) Провести феррозондовый контроль в следующем порядке:

а) освоить способ установки рамы тележки модели КВЗ-ЦНИИ на намагничивающее устройство МСН 21 (см. рис. 7.1) в лабораторных условиях (в конфигурации для намагничивания рамы тележки). При нажатии кнопки «Вкл/Откл» на блоке питания Б-621 начинает светиться индикатор над кнопкой. Показания амперметра должны находиться в пределах 3,0 – 4,5 А. контроль рамы тележки проводится способом приложенного поля, кроме особо оговоренных зон (особыми зонами следует считать стенку и сварные швы нижней продольной балки, а также сварные соединения накладок нижнего пояса продольной балки рамы). При контроле особых зон чувствительность дефектоскопа перестраивается – устанавливается значение порога 8000 – 9000 А/м2, кроме того, следует учитывать, что намагничивание зоны перехода от продольной балки к поперечной (вертикальные сварные швы и сварные соединения верхних и нижних стенок с боковыми стенками) проводится способом приложенного магнитного поля с использованием МСН 12-01. технические характеристики МСН 12-01 приведены в методических указаниях [6, табл. 1.4];

б) изучить конструктивные особенности намагничивающего устройства МСН 21 (рис. 7.14) в конфигурации для намагничивания надрессорной балки тележки КВЗ-ЦНИИ. Для проведения контроля зон надрессорной балки устанавливается ток намагничивания от 0,8 до 1,2 А.

при изучении зон контроля надрессорной балки необходимо знать технологию контроля сварных соединений боковой стенки с верхней и нижней пластинами (рис. 7.20), а также кронштейнов гасителя колебаний (рис. 7.22) и поводка (рис. 7.23) с опорной плитой, являющихся наиболее слабыми элементами конструкции.

контроль кронштейна гасителя колебаний выполняется при отключенном состоянии стационарной намагничивающей системы МСН 21. Намагничивание производится с помощью переносного намагничивающего устройства МСН 12-01, а контроль осуществляется способом остаточной намагниченности после 10-секундного намагничивания с обязательным соблюдением полярности полюсов, которая указана в формуляре намагничивающего устройства МСН 21.

3) Выполнить контроль одной из зон объекта контроля в соответствии с рекомендациями п. 7.1.1 на образце рамы тележки модели КВЗ-ЦНИИ (по указанию преподавателя).

ФП устанавливают на поверхность объекта и плавно перемещают так, чтобы его нормальная ось была перпендикулярна контролируемой поверх-ности, а продольная направлена вдоль линии сканирования.

Сканирование осуществляют без перекосов, наклонов и отрывов ФП от поверхности ОК.

При срабатывании индикаторов дефекта дефектоскопа выполнить следующие операции:

провести повторно ФП по месту, где появился сигнал;

найти точку поверхности, соответствующую максимальному показанию стрелочного или цифрового индикатора, и отметить ее мелом;

выполнить параллельные перемещения ФП с шагом 5 мм слева и справа (выше и ниже) от отметки, фиксируя мелом точки поверхности, соответствующие максимальному показанию индикатора (параллельные перемещения проводить до прекращения срабатывания индикатора).

Если индикаторы дефекта продолжают срабатывать при параллельных перемещениях преобразователя с шагом 5 мм, то необходимо оценить направление и протяженность обнаруженного дефекта.

Из рассмотрения исключают следующие сигналы индикаторов дефекта:

не подтверждающиеся при параллельных перемещениях ФП;

вызванные неоднородностью магнитного поля, обусловленной конструкцией объекта контроля;

в зоне магнитного пятна;

появляющиеся при пересечении границы зоны наклепа («выработки»).

4) После проведения контроля рамы тележки модели КВЗ-ЦНИИ нажатием кнопки «Вкл/Откл» канала 2 источника питания выключить МСН 21. при этом перестанет светиться индикатор над кнопкой.

5) После завершения контроля выключить дефектоскоп, а феррозондовый преобразователь поместить в карман чехла. в конце занятия тумблер «Сеть» блока питания МСН 21 установить в положение «Откл», при этом должны погаснуть все световые индикатора блока питания.

Содержание отчета

В отчете должна быть представлены «Технологическая карта контроля зоны объекта контроля», образец формы которой приведен в приложении, эскиз ОК с указанием зон появления сигналов индикаторов дефекта и возможных причин возникновения сигналов, выводы по полученным результатам.

 

7.4. Контрольные вопросы

 

1) Какие дефектоскопные феррозондовые установки используются при контроле деталей пассажирских вагонов?

2) Какой стандартный образец используется для настройки дефектоскопа при проведении контроля тележек пассажирских вагонов?

3) Что понимается под «чувствительностью дефектоскопа»?

4) Как выставляется значение порога дефектоскопа?

5) Что такое магнитные пятна и чем определяется их размер?

6) Каким образом проводится контроль сварных соединений?

7) Какие операции выполняются при срабатывании индикаторов дефекта для подтверждения наличия дефекта?

8) Как оценить направление и протяженность дефекта при его вы-явлении?

9) Подлежат ли размагничиванию объекты после проведения феррозондового контроля?

10) При каких условиях проводится феррозондовый контроль для деталей, ремонтируемых сваркой?

11) На какое номинальное значение градиента напряженности магнитного поля над искусственным дефектом настраивается дефектоскоп для проведения феррозондового контроля элементов рам тележек грузовых и пассажирских вагонов?

12) Чем конструктивно различаются намагничивающие системы МСН 21, используемые для намагничивания надрессорной балки и рамы тележки модели КВЗ-ЦНИИ?

13) Какие разделы включает в себя технологическая карта феррозондового контроля?


 

Библиографический список

 

1. щербинин В. Е. Магнитный контроль качества металлов / В. Е. Щербинин, Э. С. Горкунов / УрО РАН. Екатеринбург, 1996. 263 с.

2. Феррозондовый контроль / А. М. Шанаурин, Г. И. Кравченко и др. / ООО «Микроакустика». Екатеринбург, 2006. 168 с.

3. ГОСТ 21104-75. Контроль неразрушающий. Феррозондовый метод. М.: Изд-во стандартов, 1975. 12 с.

4. Криворудченко В. Ф. Современные методы технической диаг-ностики и неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава железнодорожного транспорта / В. Ф. Криворудченко, Р. А. Ахмеджанов. М.: Маршрут, 2005. 436 с.

5. Ахмеджанов Р. А. Физические основы магнитного неразрушающего контроля / Р. А. Ахмеджанов / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2004. 69 с.

6. Феррозондовый контроль / Р. А. Ахмеджанов, В. С. Кашка и др. / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. Ч. 1. 47 с.

 


приложение

технологическая карта феррозондового контроля (пример)

Предприятие: Контроль феррозондовый На листах  
Утверждаю: Главный инженер Дата «–––»–––––––––– 200 г.   Деталь: корпус автосцепки Узел: автосцепное устройство   Марка стали: 20 ГЛ Шероховатость: не более Rz 320 мкм   Лист 1  
Тип вагона: грузовой Требования документов по техническому обслуживанию и ремонту
Технологические операции Средства контроля    
1. Подготовка детали к контролю 1.1.Очистить корпус автосцепки до металла. 1.2. Осмотреть поверхность корпуса автосцепки с целью выявления дефектов, видимых глазом. 1.3. Установить корпус автосцепки на позицию контроля. 2. Подготовка дефектоскопа 2.1. Подготовить дефектоскоп к работе в соответствии с руководством по эксплуатации. 2.2. Установить порог чувствительности дефектоскопа с помощью СОП-НО-023. Средства для очистки: обтирочный материал, щетки волосяные, металлический скребок, напильник. Дефектоскоп Ф 205.3 Зав. номер–––––––––––––––––––––– Стандартный образец: СОП-НО-023 Намагничивающие устройства:МСН 11-01, МСН 12-01 Вспомогательные средства: лампа переносная (12 В), лупа, мел Виды работ, при которых проводится контроль:при всех видах планового ремонта вагонов. Зоны контроля: вся поверхность хвостовика, в том числе переход от хвостовика к головной части, перемычка хвостовика, кромки отверстия для клина тягового хомута, углы сопряжения ударной, боковой и тяговой поверхностей большого зуба, кромки контура большого зуба. Критерии браковки:согласно инструкции ЦВ-ВНИИЖТ-494-97  
             

Окончание приложения

Деталь: корпус автосцепки Узел: автосцепное устройство Контроль феррозондовый Лист 2
Технологические операции Эскиз детали, траектория сканирования
3. Операции контроля 3.1. Установить два намагничивающих устройства МСН 11-01 на корпус автосцепки (рисунок 1). 3.2. Не менее чем через 10 с снять МСН 11-01 с корпуса автосцепки. 3.3. Сканировать кромки отверстия для клина тягового хомута на расстоянии 5 – 10 мм от края с обеих сторон хвостовика. 3.4. Сканировать с шагом 5 – 8 мм перемычку с обеих сторон хвостовика. 3.5. Сканировать с шагом 5 – 8 мм четыре плоскости хвостовика (рисунок 2). 3.6. Установить значение порога 8000 – 8800 А/м2. 3.7. Сканировать с шагом 5 – 8 мм переходы от хвостовика к головной части корпуса автосцепки на длине 15 – 20 мм. 3.8. Установить МСН 12-01 на головной части корпуса автосцепки (рисунок 3) и сканировать кромки контура бо


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.019 с.)