Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы теори государства и права

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Казанский юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации

ПЛАТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра государственно-правовых дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

по специальности 030501 – Юриспруденция

Казань 2009


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский юридический институт
Министерства внутренних дел
Российской Федерации

ПЛАТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра государственно-правовых дисциплин

Утверждаю

Начальник КЮИ МВД России

Полковник милиции

_____________Зиннуров Ф.Х.

"___" 2009 г.

учебно-методический комплекс дисциплины

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

по специальности 030501 – Юриспруденция

Казань 2009

 


ББК 67.0

Ф27

Проблемы теории государства и права: Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории государства и права» по специальности 030501 – Юриспруденция / Сост. Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 44 с.

Учебно-методический комплекс подготовлен начальником кафедры государственно-правовых дисциплин КЮИ МВД России кандидатом философских наук, доцентом Ф.Ф. Фаткуллиным.

Под редакцией кандидата педагогических наук Ф.Х. Зиннурова.

Рецензенты:

· доктор юридических наук, профессор Ю.С. Решетов (КГУ),

· кандидат юридических наук, доцент Е.Б. Султанов (КГУ).

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

· на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «…» …………. 2009 г., протокол № 1;

· на заседании методического совета института «»…………. 2009г., протокол №;

· на заседании Ученого совета института «»……..……… 2009г., протокол №.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории государства и права» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 - Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс спецкурса включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы для подготовки к зачету, вопросы и задания на самоподготовку.

Предназначен для студентов 5-го курса очной формы обучения платного факультета Казанского юридического института МВД России.

ББК 67.0

© Казанский юридический институт МВД РФ, 2009

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5

II. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ 6

II. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ 7

2.1. Общий перечень тем дисциплины................................................. 7

2.2. Программа СПЕЦкурса................................................................. 8

Тема 1. Проблемы методологии современной юридической науки и практики.... 8

Тема 2. Право как универсальное средство регулирования общественных отношений. Понятие, значение и виды правового регулирования................................................................. 8

Тема 3. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования 9

Тема 4. Понятие, признаки, структура и виды норм права. Их толкование........ 10

Тема 5. Понятие, уровни и общетеоретическая модель реализации правовых норм 11

Тема 6. Юридический механизм правореализации................................................... 12

Тема 7. Индивидуально-правовое регулирование. Правоприменение. Правоприменительные акты........................................................................................................................................... 13

2.3. Вопросы для подготовки к зачету.............................................. 14

2.4. Планы семинарских занятий....................................................... 16

Тема 1. Проблемы методологии современной юридической науки и практики.. 16

Тема 2. Право как универсальное средство регулирования общественных отношений. Понятие, значение и виды правового регулирования.............................................................. 18

Тема 3. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни общего правового регулирования. 19

Тема 4. Понятие, признаки, структура и виды норм права. Их толкование........ 22

Тема 5. Понятие, уровни и общетеоретическая модель реализации правовых норм 24

Тема 6. Юридический механизм правореализации................................................... 25

Тема 7. Индивидуально - правовое регулирование. Правоприменение, правоприменительные акты........................................................................................................................................... 27

2.7. Тематический план....................................................................... 29

III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 30

3.1. Литература по курсу..................................................................... 30

3.1.1. Нормативно-правовые акты............................................................................... 30

3.1.2. Учебная по предмету в целом:............................................................................ 32

3.1.3. Монографии и научные статьи.......................................................................... 34

 


Программа СПЕЦкурса

Тема 1. Проблемы методологии современной
юридической науки и практики

Государственно-правовые явления, их закономерности, сущность, содержание и формы как объект познания. Многообразие и полиструктурность этих явлений, их органическая связь с государством и правом.

Государственно-правовые (юридические) знания, их фундаментальные и правовые стороны. Фундаментальные государственно-правовые знания как основное содержание спецкурса «Проблемы теории государства и права»; их роль в подготовке высококвалифицированных юристов.

Соотношение правоведения с философией, политологией, экономической наукой, социологией, историей.

Вопросы методологии правоведения. Современное отечественное правоведение как полиметодологическая наука. Основные методологические направления (парадигмы): теологическое, натуралистическое, социальное, рационально-критическое. Структура и уровни методологии.

Понятие и виды метода изучения государственно-правовых реалий. Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Множественность аспектов познания государственно-правовой действительности: гносеологический, онтологический, структурный, функциональный, аксиологический, институциональный, системный, деятельностный. Сравнительный, статистический, социологический, логический методы.

Система спецкурса «Проблемы теории государства и права». Его цели и задачи.

Тема 2. Право как универсальное средство
регулирования общественных отношений.
Понятие, значение и виды правового регулирования

Право среди иных социальных регуляторов общественных отношений. Социальная регуляция, ее составляющие. Понятие, существо и назначение правового регулирования. Субъекты правового регулирования. Соотношение правового регулирования, управления и самоуправления.

Виды правового регулирования. Общее правовое регулирование. Индивидуально-правовое регулирование, его юридическая процедура. Смешенное правовое регулирование.

Правотворчество и его принципы. Субъекты правотворчества. Проблемы правотворческой деятельности в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Основные правовые системы современности: особенности правотворчества.

Тема 3. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни
общего правового регулирования

Неперсонофицированные общественные отношения как предмет общего правового регулирования. Факторы, обуславливающие необходимость их правового регулирования.

Пределы общего правового регулирования. Учет объективных (закономерных) и субъективных (волевых) моментов при их определении. Актуализация проблемы пределов правового регулирования на современном этапе отечественного государственно-правового развития.

Особенности пределов общего правового регулирования в условиях рыночных отношений.

Метод правового регулирования. Компоненты метода общего правового регулирования (средства, способы, приемы и формы). Средства правового регулирования: дозволение, позитивное обязывание, уполномочивание, запрет, ограничение, закрепление, рекомендация, поощрение и меры государственного принуждения. Автономный, приказной и субординационный способы правового регулирования. Их воплощение в действующем законодательстве.

Уровни общего правового регулирования: базовый, средний и детализирующий; федеральный республиканский, местный и локальный; конституционный, уровень обычного закона и уровень подзаконных актов.

Механизм общего правового регулирования, основные его стадии: правотворческая инициатива, подготовка проекта нормативно-правового акта, его обсуждение, принятие и введение в действие. Правотворческая (юридическая) техника. Структура нормативно-правового акта. Способы изложения нормативно-правовых предписаний. Язык и терминология законодательства. Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений.


Тема 4. Понятие, признаки, структура и виды норм права.
Их толкование

Понятие нормы права. Ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонофицируемость адресата норм права.

Отличие норм права от индивидуальных правовых велений (предписаний), правоположений, директив государственных органов, советов, призывов и обращений.

Связь норм права с государством. Возможность государственного принуждения в обеспечении реализации правовых норм.

Структура норм права. Гипотеза правовой нормы, диспозиция, санкция, указание на субъектный состав, указание на социальную цель.

Виды гипотез: казуальные и общие. Виды диспозиций: простые и описательные; императивные и восполнительные; представительно-обязывающие, управомочивающие, обязывающие, закрепительные, рекомендательные, запретительные и ограничительные.

Виды санкций: карательные, правовосстановительные, санкции ничтожности, поощрительные.

Способы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах. Соотношение нормы права, нормативно-правового предписания и статьи (параграфа, пункта) нормативно-правового акта.

Виды правовых норм. Общие и специальные нормы. Нормы постоянного либо дискретного действия. Императивные и диспозитивные; бланкетные и отсылочные нормы. Виды норм по отраслевой принадлежности.

Понятие и значение толкования норм права. Способы толкования правовых норм: грамматический, логический, телеологический, специально-юридический, систематический, историко-политический.

Виды толкования правовых норм: общее и казуальное; официальное и неофициальное. Разновидности общего официального толкования: аутентичное, официозное и ведомственное. Виды неофициального толкования: обыденное, профессиональное, доктринальное и специально-пояснительное.

Объем (пределы) толкования правовых норм: распространительное и ограничительное толкование. Роль судебной и арбитражной практики в толковании правовых норм. Правоприменительные положения и их значение. Интерпретационные акты.


Тема 5. Понятие, уровни и общетеоретическая модель
реализации правовых норм

Понятие и значение действия норм права. Реализации норм права. Ее место в механизме действия права. Реализация правовых норм как неотъемлемый атрибут их действия. Экономические, политические, социальные, духовные и исторические предпосылки эффективного действия правовых норм в обществе.

Действие норм права во времени. Порядок введения в действие законов, подзаконных нормативно-правовых актов и иных нормативных источников права. Обратная сила "закона". "Переживание" норм права.

Действие норм права в пространстве, его особенности в федеративных государствах и в конфедерациях.

Действие норм права по "кругу лиц".

Действие правовых норм по юридической силе. Иерархия юридических сил нормативных источников права, ее особенности в федеративных государствах.

Действие общепризнанных норм международного права и международных договоров на территории того или иного государства, исторически сложившиеся подходы к его определению.

Общественные отношения – единственный канал правореализации. Правоотношения. Структура правоотношений. Виды правоотношений. Виды правоотношений: диспозиционное (регулятивное, правонаделительное) и обеспечительное (охранительное, поощрительное); конкретные, абсолютные и общерегулятивные (общие); односторонние, двухсторонние и многосторонние; гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, земельно-правовые и иные отраслевые; простые и сложные (длящиеся); первичные и вторичные.

Начало правореализации; диспозитивные правоотношения и обеспечительные правоотношения как основные блоки процессов правореализации.

Уровни и формы правореализации: общетеоретический аспект. Реализация статутных и не статутных (иных) норм. Понятие и назначение общего и специального правовых статусов. Компоненты общего правового статуса. Уровни правореализации в Российской Федерации. Реализация материально-правовых, управленческих, процессуальных (процедурных) и контрольно-надзорных норм. Реализация норм «прямого действия» и норм, нуждающихся в дальнейшей правотворческой конкретизации. Уровни реализации самой правовой нормы. Саморегуляция и индивидуально-правовое регулирование.

Общетеоретическая модель реализации правовых норм. Модель реализации статутной нормы. Модель реализации нестатутной материально-правовой нормы.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Проблемы методологии современной юридической
науки и практики

(2 часа)

1. Государственно-правовые явления как объект познания.

2. Вопросы методологии в современном отечественном правоведении.

3. Понятие и виды метода изучения государственно - правовых реалий.

4. Система спецкурса "Проблемы теории государства и права". Его цели и задачи.

Литература

· Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев, С.А. Комаров. -СПб.: Питер, 2003.

· Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2008.

· Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М., 2005.

· Дегтярев С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учебно-практическое пособие /.- С. Л.Дегтярев. -М.: Волтерс Клувер, 2004 г.

· Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права / В.А. Козлов. - Л., 1989.

· Новейший энциклопедический словарь. М.: Транзиткнига, 2006.

· Проблемы предмета и методологии общей теории права / В.А. Козлов -Л., 1989.

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.16-58.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.7-115.

· Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007. - С.7-50.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006. - С.5-19.

· Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.:Гардарики, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Ø Раскройте понятия объекта и предмета дисциплины, сформулируйте их соотношение.

Ø Какие группы свойств присущи конкретному объекту?

Ø Каким критериям должны отвечать свойства объекта, составляющие предмет познания?

Ø Что следует понимать под многообразной государственно-правовой действительностью и чем подобное многообразие обусловлено?

Ø Что понимают под научным познанием; какие виды познания существуют?

Ø Что в науке понимают под терминами «понятие», «категория», «закономерность»?

Ø Почему познание выступает как субъектно-объектное отношение?

Ø Что понимают под мировоззрением; какие мировоззренческие парадигмы известны нашей цивилизации?

Ø По каким основаниям можно классифицировать методы познания?

Ø Определите основные аспекты познания.

Ø Определите кратко предметы как собственно юридических дисциплин, так и гуманитарных неюридических наук.

Ø Какие объективные и субъективные факторы определяют структуру (систему) изучаемого курса? Выделите ее основные составляющие.

Ø Каково соотношение юридической науки и юридической практики?

Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?

Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: объект, предмет, метод, методология, наука, дисциплина, цель, задача, функция, конкретное, общее, особенное, единичное, свойство, закономерность, аксиология, гносеология, онтология, система, элемент, часть, целое, аспект, диалектика, метафизика.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля. Листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись и сдайте преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.


Тема 2. Право как универсальное средство регулирования
общественных отношений. Понятие, значение и виды
правового регулирования.

(2 часа)

1. Социальная регуляция, ее составляющие. Понятие, существо и назначение правового регулирования.

2. Виды правового регулирования. Правотворчество и его принципы. Субъекты правотворчества.

3. Проблемы правотворческой деятельности в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Литература

· Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев, С.А. Комаров. -СПб.: Питер, 2003.

· Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2008.

· Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М., 2005.

· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 / WINDOWS / DVD-ROM.

· Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк / Р.З. Л ившиц. - М., 1992.- С.25-91.

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2007.- С.456-463.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / апвтор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004.- С.135-227; 355-380.

· Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007.- С.61-85.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное по собие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006.- С.20-40.

Вопросы для самоконтроля

Ø Какими отличными вариантами могут протекать общественные отношения?

Ø Чем отличается порядок от хаоса?

Ø Какими способами можно упорядочить общественное отношение?

Ø Что общего и что отличного в природе и свойствах нормативных и индивидуальных велений?

Ø Назовите и охарактеризуйте составляющие механизма социальной регуляции.

Ø Сопоставьте стихийную и сознательную регуляцию.

Ø Раскройте понятие социально-функционального управления.

Ø Как соотносятся социально-функциональное управление и саморегуляция?

Ø Проследите эволюцию социальной нормативной системы.

Ø Что собой являет по сути нормативное (общее) правовое регулирование?

Ø Что отличает индивидуальное правовое регулирование от нормативного правового регулирование? Приведите примеры.

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: порядок, регуляция, управление, самоуправление, норма, социальная норма, хаос, стихия, статистика, нормативное веление, индивидуальное веление, тенденция, закономерность, социальная нормативная система, мораль, право, традиции и обычаи, конфессиональные нормы, социально-технические нормы, политические нормы, корпоративные нормы.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля. Листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись и сдайте преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü Подберите «палитру» суждений различных мыслителей о порядке и стихии.

ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих отношение к порядку известных мыслителей.

ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам социальной регуляции и правового регулирования.

Тема 3. Предмет, пределы, метод, механизм и уровни
общего правового регулирования.

(2 часа)

1. Предмет общего правового регулирования.

2. Пределы общего правового регулирования.

3. Метод правового регулирования и его компоненты.

4. Уровни общего правового регулирования.

5. Механизм общего правового регулирования.

6. Правотворческая (юридическая) техника.


Литература

· Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с изм. и доп.).

* * *

· Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев, С.А. Комаров. -СПб.: Питер, 2003.

· Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. -М.: Проспект, 2008.

· Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М., 2005.

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-Издат, 2007.- С.283-318.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.787-890.

· Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007.- С.57-85.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006.- С.20-33.

* * *

· Поротикова О.А. Гражданско-правовое регулирование соседских отношений / О.А. Поротикова // Законодательство. - 2004. - N 4.

· Малешин Д.Я. Социокультурные исследования в законотворчестве / Д.Я. Малешин // Законодательство. - 2003. - N 10.

· Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования / Л. И. Булгакова. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Вопросы для самоконтроля

Ø Какие основные подходы в отечественной правовой науке существуют относительно определения предмета правового регулирования?

Ø С чем столкнется общество, если в качестве предмета правового регулирования определить сознание или поведение социальных субъектов?

Ø Как можно обозначить важность проблемы установления адекватных пределов правового регулирования?

Ø Какие основные факторы определяют, прежде всего, пределы правового регулирования?

Ø Приведите примеры законодательного превышения пределов правового регулирования.

Ø Раскройте компоненты метода общего правового регулирования; приведите примеры на основе действующего законодательства.

Ø Что следует понимать под композиционным нормативно-правовым предписанием?

Ø Что являет собой исходную целостность текста нормативно-правового акта?

Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?

Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: предмет, общественное отношение, общественное (индивидуальное) сознание, социальное поведение, предел, целесообразность, возможность, необходимость, уровень.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности ответы на вопросы для самоконтроля. Листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись и сдайте преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü Приведите примеры нормативно-правового регулирования и индивидуально-правового регулирования; дайте комментарий.

ü Приведите нормативно- правовые положения, характеризующие, на Ваш взгляд, выход за пределы правового регулирования, дайте комментарий.

ü Проиллюстрируйте на примере действующего законодательства уровни правового регулирования.

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: предмет, общественное отношение, общественное (индивидуальное) сознание, социальное поведение, предел, целесообразность, возможность, необходимость, уровень.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности ответы на вопросы для самоконтроля. Листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись и сдайте преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü Приведите примеры нормативно-правового регулирования и индивидуально-правового регулирования; дайте комментарий.

ü Приведите нормативно- правовые положения, характеризующие, на Ваш взгляд, выход за пределы правового регулирования, дайте комментарий.

ü Проиллюстрируйте на примере действующего законодательства уровни правового регулирования.

Тема 4. Понятие, признаки, структура и виды норм права.
Их толкование

(2 часа)

1. Понятие нормы права. Ее признаки.

2. Структура норм права. Способы изложения правовых норм в нормативно - правовых актах.

3. Виды правовых норм.

4. Понятие и значение толкования норм права. Способы и виды толкования правовых норм.

5. Объем (пределы) толкования правовых норм.

Л итература

· П.5 ст.125 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

· Ст.ст.431,1132,1187,1191 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (с изм. и доп.).

· Ст.14, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп.).

· По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П.

· О толковании законодательных актов города Москвы: Закон г. Москвы от 18 октября 2000 г. N 34.

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007.- С.340-354.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 Право / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.323-355.

· Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007.- С.263-300.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006.- С.152-177.


Вопросы для самоконтроля

Ø Что принципиально отличает норму права от иных социальных норм? Проведите сравнительный анализ.

Ø Что общего и отличного между правовой нормой и индивидуальным правовым предписанием?

Ø Какие факторы определяют структуру нормы права?

Ø Укажите атрибутивные и альтернативные элементы структуры нормы права: дайте им подробную характеристику.

Ø Каково назначение санкции нормы права; по каким основаниям выделяют виды санкций?

Ø В каких случаях в структуре правовой нормы возникает необходимость в гипотезе; какие виды гипотез выделяют в литературе?

Ø Почему не в каждой норме права присутствует указание на субъектный состав?

Ø Каково предназначение указания на цель в структуре правовой нормы?

Ø Какого двоякого рода общественные отношения упорядочивает любая норма права?

Ø Приведите основания классификации правовых норм, дайте комментарий.

Ø Каково назначение толкования?

Ø Какие народные пословицы, затрагивающие проблемы толкования Закона, Вам известны?

Ø Какова природа проблемы толкования?

Ø Какие объективные и субъективные факторы порождают проблему толкования?

Ø Какие операции атрибутивного и альтернативного порядка составляют содержание толкования?

Ø Какого рода правовые предписания в действующем законодательстве регламентируют толкование?

Ø Назовите основания выделения видов толкования.

Ø Перечислите средства (способы) толкования.

Ø Что следует понимать под проблемой определения объема (пределов) толкования; каков порядок его определения?

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: норма, патология, отклонение, инновация, структура, дискретность, гипотеза, санкция, диспозиция, атрибутивный, альтернативный.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля. Листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись и сдайте преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü На основе текста Конституции РФ приведите примеры структурных элементов нормы права и многообразия их вариаций.

ü Приведите примеры, иллюстрирующие пределы действия норм права.

ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных исследованию правовых свойств нормы права и их толкованию.

Тема 5. Понятие, уровни и общетеоретическая модель
реализации правовых норм

(2 часа)

1. Действие норм права. Реализация норм права. Ее место в механизме действия права.

2. Правоотношения. Структура и виды правоотношений.

3. Уровни и формы правореализации.

4. Общетеоретическая модель реализации правовых норм.

5. Уровни правореализации в Российской Федерации.

Литература

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007.- С.463-480.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 Право / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.488-509.

· Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007.- С.314-369.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2006.- С.177-193.

Вопросы для самоконтроля

Ø Приведите встречающиеся в юридической литературе определения правореализации.

Ø Сопоставьте и прокомментируйте правореализацию и действие права; Каков сектор мнений юристов-ученых на данную проблему?

Ø Что можно сказать по поводу соотношения юридического идеологического и юридического регулятивного действия права?

Ø Какие традиционные измерения действия права рассматриваются в литературе?

Ø Возможна ли правореализация вне правоотношений? Дате комментарий.

Ø Что собой являет механизм правореализации?

Ø Какие уровни правореализации выделяют в теории права?

Ø Что в литературе понимают под формами правореализации?

Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?

Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: действие, реализация, реальность, общественное отношение, общественное сознание, поведение, уровень, онтология.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.245 (0.014 с.)