Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита населения и территорий в↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению раздела "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в дипломном проекте технических специальностей
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В законодательных актах Российской Федерации одним из основных принципов государственной политики утверждается принцип поддержания здоровья и безопасности граждан РФ. Дипломный проект (работа), отражающий уровень подготовки, должен подтверждать готовность выпускника вуза к реализации указанного принципа государственной политики. Поэтому основная цель дипломного проектирования – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и специализации, применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач, а также задач по повышению качества продукции, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, охране окружающей среды, повышению производительности труда. В ходе решения вышеперечисленных задач необходимо учитывать требования защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, задача выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» состоит в логическом завершении дипломного проекта обеспечением производственной и экологической безопасности. При этом содержание вопросов по БЖД должно находиться в органической связи с темой дипломного проекта. Объем раздела БЖД должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста. В зависимости от темы дипломных проектов, дипломное проектирование может осуществляться: - с разработкой вопросов БЖД в отдельном разделе; - во всех основных разделах проекта с учетом требований БЖД. Задание по разделу БЖД выдается преподавателем БЖД совместно с руководителем дипломного проекта согласно перечню вопросов по БЖД, рекомендуемых для включения в дипломные проекты, и выдается одновременно с закреплением тем дипломных проектов. Консультации по отдельным вопросам раздела могут проводиться как одним преподавателем, так и несколькими специалистами. Консультанты устанавливают объем и структуру подразделов БЖД и по мере готовности подписывают соответствующие листы графического материала и пояснительной записки (титульный лист). Оформление текстовой и графической частей раздела БЖД должно соответствовать требованиям ГОСТ 2105-95. В тексте пояснительной записки необходимо указывать ссылки на используемую литературу.
2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В аннотации к разделу БЖД целесообразно дать краткую оценку разрабатываемого технологического процесса либо изделия с точки зрения его безопасности, указать характер выполняемой в дипломном проекте работы (самостоятельная научно-исследовательская работа НИР, расчетно-конструкторский, либо технологический диплом), кратко осветить рассматриваемые в разделе вопросы. В разделе «Безопасность жизнедеятельности» необходимо рассмотреть следующие темы: “Охрана труда”, “Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях”, “Экологические аспекты БЖД”. Охрана труда Первый подраздел должен быть посвящен анализу уровня безопасности на проектируемом объекте (механосборочный участок) либо анализу влияния разрабатываемого объекта (установка, оснастка), на безопасность труда с ним,а также разработке мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда персонала. Содержание подраздела должно включать: 1. анализ решаемой задачи: - оценка существующих методов защиты и выбор оптимального; - обоснование актуальности предлагаемого решения по предупреждению аварийной ситуации; - анализ заводской практики обеспечения безопасности технологического процесса (оборудования). 2. краткий обзор действующих нормативных требований к безопасности разрабатываемого объекта (оборудование, процесс, деталь) с указанием наименования нормативного документа и даты утверждения. 3. формулировку задания (задачи) и ее решение, которое может быть подкреплено инженерными расчетами или научным обоснованием с использованием экспериментов, литературных источников и т.п.
Решение задачи по обеспечению безопасности разработки (например, расчет надежности установки) может быть приведено в основном разделе дипломного проекта. В разделе БЖД необходимо привести ссылку на проведенные расчеты. В качестве основного стандарта в области безопасности машин необходимо руководствоваться Государственным стандартом Р51333-99 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия» [1, 2]. Для дипломных проектов, связанных с разработкой какого-либо технологического процесса (тема «Участок сборки и обработки»), необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, возникающие при выполнении технологических операций, их опасность для персонала, решить вопросы по предотвращению негативного влияния вредных и опасных факторов производственной среды на персонал, либо по приведению уровня факторов к допустимым значениям. Если на проектируемом участке выполняется несколько трудоемких операций, то необходимо рассмотреть наиболее трудоемкие или опасные операции. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы (в скобках указана рекомендуемая литература): 1. Идентификация вредных и опасных факторов на проектируемом участке [1, 3-5, 15]. 2. Проектирование и расчет освещения [3, 5, 15]. 3. Проектирование заземления [3, 5, 10, 14-17]. 4. Проектирование вентиляции [3,15]. 5. Проектирование молниезащиты [3, 14]. 6. Защита от воздействий вибрации на проектируемых рабочих местах [3, 15]. 7. Защита от электромагнитных полей [3-8, 16,17]. 8. Защита от шума [6, 12]. 9. Проектирование и расчет защитных экранов, ограждений, блокирующих устройств [6, 10]. 10. Обеспечение безопасности работы труда со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками [12 ]. 11. Реализация эргономических требований при организации рабочих мест [3]. По заданию преподавателя, консультирующего раздел БЖД, могут быть также рассмотрены следующие вопросы: 1. Обеспечение рабочих мест средствами индивидуальной защиты [9, 11]. 2. Обеспечение рабочих мест средствами коллективной защиты [3, 6]. 3. Анализ травматизма и его профилактика на предприятии [7]. 4. Профилактика профессиональных заболеваний основных технологических процессов [12]. 5. Сертификация производственного процесса [11]. 6. Анализ выполнения санитарно-гигиенических норм при работе с СОЖ [6].
В расчетно-конструкторских проектах, связанных с разработкой либо модификацией каких-либо установок или оснастки необходимо проанализировать целесообразность принимаемых решений с точки зрения обеспечения безопасных условий труда при изготовлении и эксплуатации проектируемого оборудования (оснастки). В данном подразделе студент должен: - четко определить область применения оборудования (оснастки); - идентифицировать опасности и оценить риск; - устранить источники опасности или ограничить риск, насколько возможно; - применить защитные или предохранительные устройства, защищающие от оставшегося риска; - информировать потребителя об оставшемся риске (данный вопрос является дополнительным и может быть рассмотрен по заданию консультанта); - принять во внимание дополнительные меры предосторожности. К опасностям, которые необходимо идентифицировать, относятся следующие: - механические опасности (порезы, захват (защемление) или наматывание, попадание под удар и т.п.); - электрические опасности; - термические опасности; - опасности от шума; - опасности от вибраций; - опасности от излучений (ионизирующих и неионизирующих) - опасности от сырья, материалов и веществ; - опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании оборудования (оснастки). Рекомендуемая литература: [1, 3, 15] В целом, следует отметить характер работы персонала, обслуживающего проектируемое оборудование, рассмотреть вредные и опасные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность персонала и указать методы и средства защиты от них. Кроме перечисленных вопросов, также могут быть рассмотрены следующие вопросы: 1. Разработка рекомендаций по применению средств индивидуальной и коллективной защиты при работе на проектируемом изделии [9,11]. 2. Разработка инструкций по технике безопасности при работе с проектируемым изделием [6, 12]. 3. Анализ возможных аварийных ситуаций при работе машины. При проектировании и разработке отдельного узла сложной установки необходимо спроектировать рабочее место инженера-проектировщика. Целесообразно рассмотреть следующие вредные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность проектировщика: параметры микроклимата, освещение, шум, загрязнение воздуха, эргономические требования к организации рабочего места. При анализе факторов необходимо рассмотреть возможные последствия их неблагоприятного воздействия на здоровье человека, привести значения санитарно-гигиенических норм, которым должны удовлетворять помещения. Если дипломник проводит оценку безопасности труда проектировщика на реально существующем рабочем месте (помещение, здание), необходимо проанализировать выполнение норм и правил по технике безопасности в этом помещении и указать мероприятия по устранению отклонений от норм и правил. Если студент сам проектирует рабочее место, то при проектировании он должен руководствоваться существующими нормативами по технике безопасности и охране труда. Поскольку на современном этапе развития техники и технологий значительная часть расчетно-конструкторской работы осуществляется с применением компьютерной техники, необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, источником которых является персональный компьютер (ПК). Следует рассмотреть возможные последствия влияния ПК на здоровье пользователя и на основании этого разработать рекомендации к используемой технике. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: 1.Инженерно-психологическая и эргономическая оценка условий труда пользователя ЭВМ; 2. Электробезопасность ЭВМ; 3.Безопасность труда в помещениях, оснащенных ЭВМ. Рекомендуемая литература: [13].
Экологические аспекты БЖД
Второй вопрос раздела посвящен обеспечению экологической безопасности мероприятий, предлагаемых в дипломном проекте. В целом, в указанном разделе необходимо привести экологическое обоснование принимаемых решений (изменение уровня воздействия на окружающую среду, изменение опасности этих воздействий и т.п.). Для проектов, связанных с разработкой технологического процесса, необходимо отметить, является ли предлагаемая технология ресурсосберегающей, безотходной либо малоотходной либо какие мероприятия проведены в направлении обеспечения перечисленных критериев. Если на проектируемом участке при изготовлении изделий образуются отходы, следует указать их номенклатуру (стружка, СОЖ и т.п.), привести их количественную оценку, проанализировать их воздействие на окружающую среду, возможность переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы, в том числе в условиях предприятия, разработать мероприятия по их утилизации и детоксикации. Если в разрабатываемом технологическом процессе предлагается предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей, необходимо обосновать принимаемое решение с экологической точки зрения. При наличии выбросов в атмосферу и гидросферу следует указать, какие методы и средства (традиционные и новые) целесообразно применять для очистки воздуха и сточных вод от загрязнений [18]. Целесообразно указать возможность многократного использования в производстве отработанных вод (после их очистки и обработки) при очень ограниченном их сбросе в водоемы, а также возможность применения частичной рециркуляции (повторного использования отходящих газов). По заданию преподавателя дополнительно может быть рассмотрен комплексный анализ воздействия производственного объекта на окружающую среду [21]. Если студент в дипломном проекте разрабатывает либо модернизирует установку, оснастку, то ему необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. Утилизация отходов при изготовлении нового оборудования и при демонтаже старого оборудования [18,20]. 2. Анализ отходов производства при использовании нового оборудования и методы их утилизации [3, 19]. 3. Демонтаж и утилизация оборудования после его износа. 4. Оценка соответствия разработки требованиям экологичности; 5. Устройства для защиты от загрязнений окружающей среды.
Для дипломных проектов, связанных с разработкой детали для сложного оборудования, необходимо: 1) указать способ изготовления детали и провести оценку воздействия используемого технологического процесса на окружающую среду; 2) привести номенклатуру сырья и материалов, необходимых для изготовления проектируемой детали; отметить способы и методы утилизации отходов при изготовлении детали из данных материалов, а также самой детали, когда она отработает свой срок.
ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Будущие специалисты во время учебы в институте должны быть обучены не только решению организационных, конструкторских и экономических вопросов по своему профилю, но и решению этих задач с учетом требований защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. К таким требованиям относятся: 1. Выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции жилых и промышленных районов объектов хозяйства, отдельных промышленных зданий, защитных сооружений, участков производства, цехов, технологических линий, машин, узлов и агрегатов. 2. Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых на объектах с целью повышения устойчивости их работы в военное время и при чрезвычайных ситуациях. 3. Разработках организационных мероприятий по подготовке и ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в возможных очагах массового поражения, в районах стихийных бедствий и местах крупных производственных аварий. 4. Оценка радиационной стойкости материалов, приборов автоматизированной системы управления.
Содержание вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях должно находиться в органической связи с темами проектов, а их разработка должна приводить к принятию инженерных решений или определению мероприятий, направленных на решение задач защиты населения в пределах данной темы с учетом использования достижений науки и техники как внутри страны, так и за рубежом. Если студент в дипломном проекте полностью разрабатывает конструкцию какого-либо устройства, то в этом подразделе ему необходимо проанализировать возможные аварийные ситуации при его эксплуатации и предусмотреть необходимые меры защиты. Ниже приводится перечень общих вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
ЛИТЕРАТУРА 1. Основополагающий стандарт в области безопасности машин// Безопасность жизнедеятельности, 2001, №5. С.44-45; №6 с.46. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов 2-е изд., испр. и доп. /С.В. Белов и др.– М.: Высш. шк., 2000.- 343 с. 3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов Кукин П. П. и др./ - М.: Высш. шк., 1999.- 318 с. 4. Юдин Е.Я. и др. Охрана труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1983. 5. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справ/ Белов С.В., Козьяков А.Ф. и др., под ред. Белова С.В./- М.: Машиностроение, 1980. - 368 с. 6. Безопасность производственных процессов: Справ/ Белов С.В. Бринза В.Н., Векщин Б.С. и др.. - М.: Машиностроение, 1985. 448с. 7. Справочная книга по охране труда в машиностроении. Под общ. ред. О.Н. Русака.-Л.:Машиностроение,1989. 8. Средства индивидуальной защиты работающих на производстве: Каталог – справ/ Под общ. ред. В.Н. Ардосенова. - М.: Профиздат, 1988. - 176 с. 9. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учеб. пособие для вузов. - М.:Энергия, 1979. – 408с. 10. Охрана труда в машиностроении: Сборник нормативно-технических документов. Т.1.– М.: Машиностроение, 1990, 384 с. 11. Охрана труда в машиностроении: Сборник нормативно-технических документов. Т.2.– М.: Машиностроение, 1990. 352 с. 12. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы. – М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996.-64 с. 13. Бубликова И.А. Методические указания к лабораторным работам по БЖД/НГТУ - Новочеркасск, 1997. 37с. 14. Кобевник В.Ф. Охрана труда.- Киев, 1984. 384с. 15. Охрана труда в электроустановках. Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. Б.А.Князевского:– М.: Энергоиздат, 1983.-336с. 16. Манойлов В.Е. Основы электробезопасности.- 5-е изд., перераб. и доп.-л.: Энергоатомиздат, 1991.-480с. 17. Аксенов Ю.М., Дурнев В.Л.Машиностроение и охрана окружающей среды. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1979. - 224 с. 18. Охрана окружающей среды/ Под ред. С.В. Белова. - М.:Высш. шк., 1991. 417с. 19. Голуб Е.Ю., Струкова О.И.Экономика природопользования. – М.,1995. 20. Коробкин В.И, Передельский Л.В.. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -576с. 21. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.. Гражданская оборона.- М.: Высш. шк.,1986 22. Владимиров В.А., Исаев В.С.. Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учеб. пособие. -М., 2000.- 45с. 23. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справ. Демиденко Г.П., Кузьменко Е.П, Орлов П.П. и др.Киев: Выща шк., 1998.-189 с.. 24. Куделя Н.Н.. Методика оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. Ростов/н/Д, 2000.-25с.
Учебно-методическое издание
Методические указания к выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте Составители: Наталия Вячеславовна Ермолаева, Ирина Альбертовна Бубликова, Евгений Валерьевич Салов
Подписано в печать 29.05.2002 г. Формат 60х84 1/16. Бумага тип. Печать оперативная. Печ. л. 1,6. Уч.- изд. л.1,0.Зак. Тираж 100 экз.
Южно-Российский государственный технический университет 346428. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132. Волгодонский институт ЮРГТУ 347340. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению раздела "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в дипломном проекте технических специальностей
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В законодательных актах Российской Федерации одним из основных принципов государственной политики утверждается принцип поддержания здоровья и безопасности граждан РФ. Дипломный проект (работа), отражающий уровень подготовки, должен подтверждать готовность выпускника вуза к реализации указанного принципа государственной политики. Поэтому основная цель дипломного проектирования – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и специализации, применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач, а также задач по повышению качества продукции, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, охране окружающей среды, повышению производительности труда. В ходе решения вышеперечисленных задач необходимо учитывать требования защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, задача выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» состоит в логическом завершении дипломного проекта обеспечением производственной и экологической безопасности. При этом содержание вопросов по БЖД должно находиться в органической связи с темой дипломного проекта. Объем раздела БЖД должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста. В зависимости от темы дипломных проектов, дипломное проектирование может осуществляться: - с разработкой вопросов БЖД в отдельном разделе; - во всех основных разделах проекта с учетом требований БЖД. Задание по разделу БЖД выдается преподавателем БЖД совместно с руководителем дипломного проекта согласно перечню вопросов по БЖД, рекомендуемых для включения в дипломные проекты, и выдается одновременно с закреплением тем дипломных проектов. Консультации по отдельным вопросам раздела могут проводиться как одним преподавателем, так и несколькими специалистами. Консультанты устанавливают объем и структуру подразделов БЖД и по мере готовности подписывают соответствующие листы графического материала и пояснительной записки (титульный лист). Оформление текстовой и графической частей раздела БЖД должно соответствовать требованиям ГОСТ 2105-95. В тексте пояснительной записки необходимо указывать ссылки на используемую литературу.
2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В аннотации к разделу БЖД целесообразно дать краткую оценку разрабатываемого технологического процесса либо изделия с точки зрения его безопасности, указать характер выполняемой в дипломном проекте работы (самостоятельная научно-исследовательская работа НИР, расчетно-конструкторский, либо технологический диплом), кратко осветить рассматриваемые в разделе вопросы. В разделе «Безопасность жизнедеятельности» необходимо рассмотреть следующие темы: “Охрана труда”, “Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях”, “Экологические аспекты БЖД”. Охрана труда Первый подраздел должен быть посвящен анализу уровня безопасности на проектируемом объекте (механосборочный участок) либо анализу влияния разрабатываемого объекта (установка, оснастка), на безопасность труда с ним,а также разработке мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда персонала. Содержание подраздела должно включать: 1. анализ решаемой задачи: - оценка существующих методов защиты и выбор оптимального; - обоснование актуальности предлагаемого решения по предупреждению аварийной ситуации; - анализ заводской практики обеспечения безопасности технологического процесса (оборудования). 2. краткий обзор действующих нормативных требований к безопасности разрабатываемого объекта (оборудование, процесс, деталь) с указанием наименования нормативного документа и даты утверждения. 3. формулировку задания (задачи) и ее решение, которое может быть подкреплено инженерными расчетами или научным обоснованием с использованием экспериментов, литературных источников и т.п.
Решение задачи по обеспечению безопасности разработки (например, расчет надежности установки) может быть приведено в основном разделе дипломного проекта. В разделе БЖД необходимо привести ссылку на проведенные расчеты. В качестве основного стандарта в области безопасности машин необходимо руководствоваться Государственным стандартом Р51333-99 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия» [1, 2]. Для дипломных проектов, связанных с разработкой какого-либо технологического процесса (тема «Участок сборки и обработки»), необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, возникающие при выполнении технологических операций, их опасность для персонала, решить вопросы по предотвращению негативного влияния вредных и опасных факторов производственной среды на персонал, либо по приведению уровня факторов к допустимым значениям. Если на проектируемом участке выполняется несколько трудоемких операций, то необходимо рассмотреть наиболее трудоемкие или опасные операции. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы (в скобках указана рекомендуемая литература): 1. Идентификация вредных и опасных факторов на проектируемом участке [1, 3-5, 15]. 2. Проектирование и расчет освещения [3, 5, 15]. 3. Проектирование заземления [3, 5, 10, 14-17]. 4. Проектирование вентиляции [3,15]. 5. Проектирование молниезащиты [3, 14]. 6. Защита от воздействий вибрации на проектируемых рабочих местах [3, 15]. 7. Защита от электромагнитных полей [3-8, 16,17]. 8. Защита от шума [6, 12]. 9. Проектирование и расчет защитных экранов, ограждений, блокирующих устройств [6, 10]. 10. Обеспечение безопасности работы труда со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками [12 ]. 11. Реализация эргономических требований при организации рабочих мест [3]. По заданию преподавателя, консультирующего раздел БЖД, могут быть также рассмотрены следующие вопросы: 1. Обеспечение рабочих мест средствами индивидуальной защиты [9, 11]. 2. Обеспечение рабочих мест средствами коллективной защиты [3, 6]. 3. Анализ травматизма и его профилактика на предприятии [7]. 4. Профилактика профессиональных заболеваний основных технологических процессов [12]. 5. Сертификация производственного процесса [11]. 6. Анализ выполнения санитарно-гигиенических норм при работе с СОЖ [6].
В расчетно-конструкторских проектах, связанных с разработкой либо модификацией каких-либо установок или оснастки необходимо проанализировать целесообразность принимаемых решений с точки зрения обеспечения безопасных условий труда при изготовлении и эксплуатации проектируемого оборудования (оснастки). В данном подразделе студент должен: - четко определить область применения оборудования (оснастки); - идентифицировать опасности и оценить риск; - устранить источники опасности или ограничить риск, насколько возможно; - применить защитные или предохранительные устройства, защищающие от оставшегося риска; - информировать потребителя об оставшемся риске (данный вопрос является дополнительным и может быть рассмотрен по заданию консультанта); - принять во внимание дополнительные меры предосторожности. К опасностям, которые необходимо идентифицировать, относятся следующие: - механические опасности (порезы, захват (защемление) или наматывание, попадание под удар и т.п.); - электрические опасности; - термические опасности; - опасности от шума; - опасности от вибраций; - опасности от излучений (ионизирующих и неионизирующих) - опасности от сырья, материалов и веществ; - опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании оборудования (оснастки). Рекомендуемая литература: [1, 3, 15] В целом, следует отметить характер работы персонала, обслуживающего проектируемое оборудование, рассмотреть вредные и опасные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность персонала и указать методы и средства защиты от них. Кроме перечисленных вопросов, также могут быть рассмотрены следующие вопросы: 1. Разработка рекомендаций по применению средств индивидуальной и коллективной защиты при работе на проектируемом изделии [9,11]. 2. Разработка инструкций по технике безопасности при работе с проектируемым изделием [6, 12]. 3. Анализ возможных аварийных ситуаций при работе машины. При проектировании и разработке отдельного узла сложной установки необходимо спроектировать рабочее место инженера-проектировщика. Целесообразно рассмотреть следующие вредные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность проектировщика: параметры микроклимата, освещение, шум, загрязнение воздуха, эргономические требования к организации рабочего места. При анализе факторов необходимо рассмотреть возможные последствия их неблагоприятного воздействия на здоровье человека, привести значения санитарно-гигиенических норм, которым должны удовлетворять помещения. Если дипломник проводит оценку безопасности труда проектировщика на реально существующем рабочем месте (помещение, здание), необходимо проанализировать выполнение норм и правил по технике безопасности в этом помещении и указать мероприятия по устранению отклонений от норм и правил. Если студент сам проектирует рабочее место, то при проектировании он должен руководствоваться существующими нормативами по технике безопасности и охране труда. Поскольку на современном этапе развития техники и технологий значительная часть расчетно-конструкторской работы осуществляется с применением компьютерной техники, необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, источником которых является персональный компьютер (ПК). Следует рассмотреть возможные последствия влияния ПК на здоровье пользователя и на основании этого разработать рекомендации к используемой технике. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: 1.Инженерно-психологическая и эргономическая оценка условий труда пользователя ЭВМ; 2. Электробезопасность ЭВМ; 3.Безопасность труда в помещениях, оснащенных ЭВМ. Рекомендуемая литература: [13].
Экологические аспекты БЖД
Второй вопрос раздела посвящен обеспечению экологической безопасности мероприятий, предлагаемых в дипломном проекте. В целом, в указанном разделе необходимо привести экологическое обоснование принимаемых решений (изменение уровня воздействия на окружающую среду, изменение опасности этих воздействий и т.п.). Для проектов, связанных с разработкой технологического процесса, необходимо отметить, является ли предлагаемая технология ресурсосберегающей, безотходной либо малоотходной либо какие мероприятия проведены в направлении обеспечения перечисленных критериев. Если на проектируемом участке при изготовлении изделий образуются отходы, следует указать их номенклатуру (стружка, СОЖ и т.п.), привести их количественную оценку, проанализировать их воздействие на окружающую среду, возможность переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы, в том числе в условиях предприятия, разработать мероприятия по их утилизации и детоксикации. Если в разрабатываемом технологическом процессе предлагается предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей, необходимо обосновать принимаемое решение с экологической точки зрения. При наличии выбросов в атмосферу и гидросферу следует указать, какие методы и средства (традиционные и новые) целесообразно применять для очистки воздуха и сточных вод от загрязнений [18]. Целесообразно указать возможность многократного использования в производстве отработанных вод (после их очистки и обработки) при очень ограниченном их сбросе в водоемы, а также возможность применения частичной рециркуляции (повторного использования отходящих газов). По заданию преподавателя дополнительно может быть рассмотрен комплексный анализ воздействия производственного объекта на окружающую среду [21]. Если студент в дипломном проекте разрабатывает либо модернизирует установку, оснастку, то ему необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. Утилизация отходов при изготовлении нового оборудования и при демонтаже старого оборудования [18,20]. 2. Анализ отходов производства при использовании нового оборудования и методы их утилизации [3, 19]. 3. Демонтаж и утилизация оборудования после его износа. 4. Оценка соответствия разработки требованиям экологичности; 5. Устройства для защиты от загрязнений окружающей среды.
Для дипломных проектов, связанных с разработкой детали для сложного оборудования, необходимо: 1) указать способ изготовления детали и провести оценку воздействия используемого технологического процесса на окружающую среду; 2) привести номенклатуру сырья и материалов, необходимых для изготовления проектируемой детали; отметить способы и методы утилизации отходов при изготовлении детали из данных материалов, а также самой детали, когда она отработает свой срок.
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Будущие специалисты во время учебы в институте должны быть обучены не только решению организационных, конструкторских и экономических вопросов по своему профилю, но и решению этих задач с учетом требований защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. К таким требованиям относятся: 1. Выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции жилых и промышленных районов объектов хозяйства, отдельных промышленных зданий, защитных сооружений, участков производства, цехов, технологических линий, машин, узлов и агрегатов. 2. Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых на объектах с целью повышения устойчивости их работы в военное время и при чрезвычайных ситуациях. 3. Разработках организационных мероприятий по подготовке и ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в возможных очагах массового поражения, в районах стихийных бедствий и местах крупных производственных аварий. 4. Оценка радиационной стойкости материалов, приборов автоматизированной системы управления.
Содержание вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях должно находиться в органической связи с темами проектов, а их разработка должна приводить к принятию инженерных решений или определению мероприятий, направленных на решение задач защиты населения в пределах данной темы с учетом использования достижений науки и техники как внутри страны, так и за рубежом. Если студент в дипломном проекте полностью разрабатывает конструкцию какого-либо устройства, то в этом подразделе ему необходимо проанализировать возможные аварийные ситуации при его эксплуатации и предусмотреть необходимые меры защиты. Ниже приводится перечень общих вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.014 с.) |