Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита населения и территорий в

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению раздела

"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

в дипломном проекте технических специальностей

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В законодательных актах Российской Федерации одним из основных принципов государственной политики утверждается принцип поддержания здоровья и безопасности граждан РФ. Дипломный проект (работа), отражающий уровень подготовки, должен подтверждать готовность выпускника вуза к реализации указанного принципа государственной политики. Поэтому основная цель дипломного проектирования – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и специализации, применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач, а также задач по повышению качества продукции, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, охране окружающей среды, повышению производительности труда. В ходе решения вышеперечисленных задач необходимо учитывать требования защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, задача выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» состоит в логическом завершении дипломного проекта обеспечением производственной и экологической безопасности. При этом содержание вопросов по БЖД должно находиться в органической связи с темой дипломного проекта.

Объем раздела БЖД должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста.

В зависимости от темы дипломных проектов, дипломное проектирование может осуществляться:

- с разработкой вопросов БЖД в отдельном разделе;

- во всех основных разделах проекта с учетом требований БЖД. Задание по разделу БЖД выдается преподавателем БЖД совместно

с руководителем дипломного проекта согласно перечню вопросов по БЖД, рекомендуемых для включения в дипломные проекты, и выдается одновременно с закреплением тем дипломных проектов.

Консультации по отдельным вопросам раздела могут проводиться как одним преподавателем, так и несколькими специалистами. Консультанты устанавливают объем и структуру подразделов БЖД и по мере готовности подписывают соответствующие листы графического материала и пояснительной записки (титульный лист).

Оформление текстовой и графической частей раздела БЖД должно соответствовать требованиям ГОСТ 2105-95. В тексте пояснительной записки необходимо указывать ссылки на используемую литературу.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

В аннотации к разделу БЖД целесообразно дать краткую оценку разрабатываемого технологического процесса либо изделия с точки зрения его безопасности, указать характер выполняемой в дипломном проекте работы (самостоятельная научно-исследовательская работа НИР, расчетно-конструкторский, либо технологический диплом), кратко осветить рассматриваемые в разделе вопросы.

В разделе «Безопасность жизнедеятельности» необходимо рассмотреть следующие темы: “Охрана труда”, “Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях”, “Экологические аспекты БЖД”.

Охрана труда

Первый подраздел должен быть посвящен анализу уровня безопасности на проектируемом объекте (механосборочный участок) либо анализу влияния разрабатываемого объекта (установка, оснастка), на безопасность труда с ним,а также разработке мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда персонала.

Содержание подраздела должно включать:

1. анализ решаемой задачи:

- оценка существующих методов защиты и выбор оптимального;

- обоснование актуальности предлагаемого решения по предупреждению аварийной ситуации;

- анализ заводской практики обеспечения безопасности технологического процесса (оборудования).

2. краткий обзор действующих нормативных требований к безопасности разрабатываемого объекта (оборудование, процесс, деталь) с указанием наименования нормативного документа и даты утверждения.

3. формулировку задания (задачи) и ее решение, которое может быть подкреплено инженерными расчетами или научным обоснованием с использованием экспериментов, литературных источников и т.п.

 

Решение задачи по обеспечению безопасности разработки (например, расчет надежности установки) может быть приведено в основном разделе дипломного проекта. В разделе БЖД необходимо привести ссылку на проведенные расчеты.

В качестве основного стандарта в области безопасности машин

необходимо руководствоваться Государственным стандартом Р51333-99 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия» [1, 2].

Для дипломных проектов, связанных с разработкой какого-либо технологического процесса (тема «Участок сборки и обработки»), необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, возникающие при выполнении технологических операций, их опасность для персонала, решить вопросы по предотвращению негативного влияния вредных и опасных факторов производственной среды на персонал, либо по приведению уровня факторов к допустимым значениям.

Если на проектируемом участке выполняется несколько трудоемких операций, то необходимо рассмотреть наиболее трудоемкие или опасные операции.

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы (в скобках указана рекомендуемая литература):

1. Идентификация вредных и опасных факторов на проектируемом участке [1, 3-5, 15].

2. Проектирование и расчет освещения [3, 5, 15].

3. Проектирование заземления [3, 5, 10, 14-17].

4. Проектирование вентиляции [3,15].

5. Проектирование молниезащиты [3, 14].

6. Защита от воздействий вибрации на проектируемых рабочих местах [3, 15].

7. Защита от электромагнитных полей [3-8, 16,17].

8. Защита от шума [6, 12].

9. Проектирование и расчет защитных экранов, ограждений, блокирующих устройств [6, 10].

10. Обеспечение безопасности работы труда со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками [12 ].

11. Реализация эргономических требований при организации рабочих мест [3].

По заданию преподавателя, консультирующего раздел БЖД, могут быть также рассмотрены следующие вопросы:

1. Обеспечение рабочих мест средствами индивидуальной защиты [9, 11].

2. Обеспечение рабочих мест средствами коллективной защиты [3, 6].

3. Анализ травматизма и его профилактика на предприятии [7].

4. Профилактика профессиональных заболеваний основных технологических

процессов [12].

5. Сертификация производственного процесса [11].

6. Анализ выполнения санитарно-гигиенических норм при работе с СОЖ [6].

 

В расчетно-конструкторских проектах, связанных с разработкой либо модификацией каких-либо установок или оснастки необходимо проанализировать целесообразность принимаемых решений с точки зрения обеспечения безопасных условий труда при изготовлении и эксплуатации проектируемого оборудования (оснастки).

В данном подразделе студент должен:

- четко определить область применения оборудования (оснастки);

- идентифицировать опасности и оценить риск;

- устранить источники опасности или ограничить риск, насколько возможно;

- применить защитные или предохранительные устройства, защищающие от оставшегося риска;

- информировать потребителя об оставшемся риске (данный вопрос является дополнительным и может быть рассмотрен по заданию консультанта);

- принять во внимание дополнительные меры предосторожности.

К опасностям, которые необходимо идентифицировать, относятся следующие:

- механические опасности (порезы, захват (защемление) или наматывание, попадание под удар и т.п.);

- электрические опасности;

- термические опасности;

- опасности от шума;

- опасности от вибраций;

- опасности от излучений (ионизирующих и неионизирующих)

- опасности от сырья, материалов и веществ;

- опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании оборудования (оснастки).

Рекомендуемая литература: [1, 3, 15]

В целом, следует отметить характер работы персонала, обслуживающего проектируемое оборудование, рассмотреть вредные и опасные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность персонала и указать методы и средства защиты от них.

Кроме перечисленных вопросов, также могут быть рассмотрены следующие вопросы:

1. Разработка рекомендаций по применению средств индивидуальной и коллективной защиты при работе на проектируемом изделии [9,11].

2. Разработка инструкций по технике безопасности при работе с проектируемым изделием [6, 12].

3. Анализ возможных аварийных ситуаций при работе машины.

При проектировании и разработке отдельного узла сложной установки необходимо спроектировать рабочее место инженера-проектировщика. Целесообразно рассмотреть следующие вредные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность проектировщика: параметры микроклимата, освещение, шум, загрязнение воздуха, эргономические требования к организации рабочего места. При анализе факторов необходимо рассмотреть возможные последствия их неблагоприятного воздействия на здоровье человека, привести значения санитарно-гигиенических норм, которым должны удовлетворять помещения.

Если дипломник проводит оценку безопасности труда проектировщика на реально существующем рабочем месте (помещение, здание), необходимо проанализировать выполнение норм и правил по технике безопасности в этом помещении и указать мероприятия по устранению отклонений от норм и правил. Если студент сам проектирует рабочее место, то при проектировании он должен руководствоваться существующими нормативами по технике безопасности и охране труда.

Поскольку на современном этапе развития техники и технологий значительная часть расчетно-конструкторской работы осуществляется с применением компьютерной техники, необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, источником которых является персональный компьютер (ПК). Следует рассмотреть возможные последствия влияния ПК на здоровье пользователя и на основании этого разработать рекомендации к используемой технике.

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1.Инженерно-психологическая и эргономическая оценка условий труда пользователя ЭВМ;

2. Электробезопасность ЭВМ;

3.Безопасность труда в помещениях, оснащенных ЭВМ.

Рекомендуемая литература: [13].

 

Экологические аспекты БЖД

 

Второй вопрос раздела посвящен обеспечению экологической безопасности мероприятий, предлагаемых в дипломном проекте. В целом, в указанном разделе необходимо привести экологическое обоснование принимаемых решений (изменение уровня воздействия на окружающую среду, изменение опасности этих воздействий и т.п.).

Для проектов, связанных с разработкой технологического процесса, необходимо отметить, является ли предлагаемая технология ресурсосберегающей, безотходной либо малоотходной либо какие мероприятия проведены в направлении обеспечения перечисленных критериев. Если на проектируемом участке при изготовлении изделий образуются отходы, следует указать их номенклатуру (стружка, СОЖ и т.п.), привести их количественную оценку, проанализировать их воздействие на окружающую среду, возможность переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы, в том числе в условиях предприятия, разработать мероприятия по их утилизации и детоксикации. Если в разрабатываемом технологическом процессе предлагается предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей, необходимо обосновать принимаемое решение с экологической точки зрения. При наличии выбросов в атмосферу и гидросферу следует указать, какие методы и средства (традиционные и новые) целесообразно применять для очистки воздуха и сточных вод от загрязнений [18]. Целесообразно указать возможность многократного использования в производстве отработанных вод (после их очистки и обработки) при очень ограниченном их сбросе в водоемы, а также возможность применения частичной рециркуляции (повторного использования отходящих газов).

По заданию преподавателя дополнительно может быть рассмотрен комплексный анализ воздействия производственного объекта на окружающую среду [21].

Если студент в дипломном проекте разрабатывает либо модернизирует установку, оснастку, то ему необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Утилизация отходов при изготовлении нового оборудования и при демонтаже старого оборудования [18,20].

2. Анализ отходов производства при использовании нового оборудования и методы их утилизации [3, 19].

3. Демонтаж и утилизация оборудования после его износа.

4. Оценка соответствия разработки требованиям экологичности;

5. Устройства для защиты от загрязнений окружающей среды.

 

Для дипломных проектов, связанных с разработкой детали для сложного оборудования, необходимо:

1) указать способ изготовления детали и провести оценку воздействия

используемого технологического процесса на окружающую среду;

2) привести номенклатуру сырья и материалов, необходимых для

изготовления проектируемой детали; отметить способы и методы утилизации отходов при изготовлении детали из данных материалов, а также самой детали, когда она отработает свой срок.

 

ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Будущие специалисты во время учебы в институте должны быть обучены не только решению организационных, конструкторских и экономических вопросов по своему профилю, но и решению этих задач с учетом требований защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

К таким требованиям относятся:

1. Выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции жилых и промышленных районов объектов хозяйства, отдельных промышленных зданий, защитных сооружений, участков производства, цехов, технологических линий, машин, узлов и агрегатов.

2. Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий,

проводимых на объектах с целью повышения устойчивости их работы в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

3. Разработках организационных мероприятий по подготовке и ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в возможных очагах массового поражения, в районах стихийных бедствий и местах крупных производственных аварий.

4. Оценка радиационной стойкости материалов, приборов автоматизированной системы управления.

 

Содержание вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях должно находиться в органической связи с темами проектов, а их разработка должна приводить к принятию инженерных решений или определению мероприятий, направленных на решение задач защиты населения в пределах данной темы с учетом использования достижений науки и техники как внутри страны, так и за рубежом.

Если студент в дипломном проекте полностью разрабатывает конструкцию какого-либо устройства, то в этом подразделе ему необходимо проанализировать возможные аварийные ситуации при его эксплуатации и предусмотреть необходимые меры защиты.

Ниже приводится перечень общих вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Основополагающий стандарт в области безопасности машин// Безопасность жизнедеятельности, 2001, №5. С.44-45; №6 с.46.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов 2-е изд., испр. и доп. /С.В. Белов и др.– М.: Высш. шк., 2000.- 343 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов Кукин П. П. и др./ - М.: Высш. шк., 1999.- 318 с.

4. Юдин Е.Я. и др. Охрана труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1983.

5. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справ/ Белов С.В., Козьяков А.Ф. и др., под ред. Белова С.В./- М.: Машиностроение, 1980. - 368 с.

6. Безопасность производственных процессов: Справ/ Белов С.В. Бринза В.Н., Векщин Б.С. и др.. - М.: Машиностроение, 1985. 448с.

7. Справочная книга по охране труда в машиностроении. Под общ. ред. О.Н. Русака.-Л.:Машиностроение,1989.

8. Средства индивидуальной защиты работающих на производстве: Каталог – справ/ Под общ. ред. В.Н. Ардосенова. - М.: Профиздат, 1988. - 176 с.

9. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учеб. пособие для вузов. - М.:Энергия, 1979. – 408с.

10. Охрана труда в машиностроении: Сборник нормативно-технических документов. Т.1.– М.: Машиностроение, 1990, 384 с.

11. Охрана труда в машиностроении: Сборник нормативно-технических документов. Т.2.– М.: Машиностроение, 1990. 352 с.

12. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы. – М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996.-64 с.

13. Бубликова И.А. Методические указания к лабораторным работам по БЖД/НГТУ - Новочеркасск, 1997. 37с.

14. Кобевник В.Ф. Охрана труда.- Киев, 1984. 384с.

15. Охрана труда в электроустановках. Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. Б.А.Князевского:– М.: Энергоиздат, 1983.-336с.

16. Манойлов В.Е. Основы электробезопасности.- 5-е изд., перераб. и доп.-л.: Энергоатомиздат, 1991.-480с.

17. Аксенов Ю.М., Дурнев В.Л.Машиностроение и охрана окружающей среды. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1979. - 224 с.

18. Охрана окружающей среды/ Под ред. С.В. Белова. - М.:Высш. шк., 1991. 417с.

19. Голуб Е.Ю., Струкова О.И.Экономика природопользования. – М.,1995.

20. Коробкин В.И, Передельский Л.В.. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -576с.

21. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.. Гражданская оборона.- М.: Высш. шк.,1986

22. Владимиров В.А., Исаев В.С.. Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учеб. пособие. -М., 2000.- 45с.

23. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справ. Демиденко Г.П., Кузьменко Е.П, Орлов П.П. и др.Киев: Выща шк., 1998.-189 с..

24. Куделя Н.Н.. Методика оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. Ростов/н/Д, 2000.-25с.

 

 

Учебно-методическое издание

 

Методические указания

к выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности»

в дипломном проекте

Составители: Наталия Вячеславовна Ермолаева, Ирина Альбертовна Бубликова, Евгений Валерьевич Салов

Редактор Н.А. Юшко

 

Подписано в печать 29.05.2002 г.

Формат 60х84 1/16. Бумага тип. Печать оперативная.

Печ. л. 1,6. Уч.- изд. л.1,0.Зак.

Тираж 100 экз.

 

 

 

Южно-Российский государственный технический университет

346428. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132.

Волгодонский институт ЮРГТУ

347340. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению раздела

"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

в дипломном проекте технических специальностей

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В законодательных актах Российской Федерации одним из основных принципов государственной политики утверждается принцип поддержания здоровья и безопасности граждан РФ. Дипломный проект (работа), отражающий уровень подготовки, должен подтверждать готовность выпускника вуза к реализации указанного принципа государственной политики. Поэтому основная цель дипломного проектирования – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и специализации, применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач, а также задач по повышению качества продукции, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, охране окружающей среды, повышению производительности труда. В ходе решения вышеперечисленных задач необходимо учитывать требования защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, задача выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» состоит в логическом завершении дипломного проекта обеспечением производственной и экологической безопасности. При этом содержание вопросов по БЖД должно находиться в органической связи с темой дипломного проекта.

Объем раздела БЖД должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста.

В зависимости от темы дипломных проектов, дипломное проектирование может осуществляться:

- с разработкой вопросов БЖД в отдельном разделе;

- во всех основных разделах проекта с учетом требований БЖД. Задание по разделу БЖД выдается преподавателем БЖД совместно

с руководителем дипломного проекта согласно перечню вопросов по БЖД, рекомендуемых для включения в дипломные проекты, и выдается одновременно с закреплением тем дипломных проектов.

Консультации по отдельным вопросам раздела могут проводиться как одним преподавателем, так и несколькими специалистами. Консультанты устанавливают объем и структуру подразделов БЖД и по мере готовности подписывают соответствующие листы графического материала и пояснительной записки (титульный лист).

Оформление текстовой и графической частей раздела БЖД должно соответствовать требованиям ГОСТ 2105-95. В тексте пояснительной записки необходимо указывать ссылки на используемую литературу.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

В аннотации к разделу БЖД целесообразно дать краткую оценку разрабатываемого технологического процесса либо изделия с точки зрения его безопасности, указать характер выполняемой в дипломном проекте работы (самостоятельная научно-исследовательская работа НИР, расчетно-конструкторский, либо технологический диплом), кратко осветить рассматриваемые в разделе вопросы.

В разделе «Безопасность жизнедеятельности» необходимо рассмотреть следующие темы: “Охрана труда”, “Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях”, “Экологические аспекты БЖД”.

Охрана труда

Первый подраздел должен быть посвящен анализу уровня безопасности на проектируемом объекте (механосборочный участок) либо анализу влияния разрабатываемого объекта (установка, оснастка), на безопасность труда с ним,а также разработке мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда персонала.

Содержание подраздела должно включать:

1. анализ решаемой задачи:

- оценка существующих методов защиты и выбор оптимального;

- обоснование актуальности предлагаемого решения по предупреждению аварийной ситуации;

- анализ заводской практики обеспечения безопасности технологического процесса (оборудования).

2. краткий обзор действующих нормативных требований к безопасности разрабатываемого объекта (оборудование, процесс, деталь) с указанием наименования нормативного документа и даты утверждения.

3. формулировку задания (задачи) и ее решение, которое может быть подкреплено инженерными расчетами или научным обоснованием с использованием экспериментов, литературных источников и т.п.

 

Решение задачи по обеспечению безопасности разработки (например, расчет надежности установки) может быть приведено в основном разделе дипломного проекта. В разделе БЖД необходимо привести ссылку на проведенные расчеты.

В качестве основного стандарта в области безопасности машин

необходимо руководствоваться Государственным стандартом Р51333-99 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия» [1, 2].

Для дипломных проектов, связанных с разработкой какого-либо технологического процесса (тема «Участок сборки и обработки»), необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, возникающие при выполнении технологических операций, их опасность для персонала, решить вопросы по предотвращению негативного влияния вредных и опасных факторов производственной среды на персонал, либо по приведению уровня факторов к допустимым значениям.

Если на проектируемом участке выполняется несколько трудоемких операций, то необходимо рассмотреть наиболее трудоемкие или опасные операции.

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы (в скобках указана рекомендуемая литература):

1. Идентификация вредных и опасных факторов на проектируемом участке [1, 3-5, 15].

2. Проектирование и расчет освещения [3, 5, 15].

3. Проектирование заземления [3, 5, 10, 14-17].

4. Проектирование вентиляции [3,15].

5. Проектирование молниезащиты [3, 14].

6. Защита от воздействий вибрации на проектируемых рабочих местах [3, 15].

7. Защита от электромагнитных полей [3-8, 16,17].

8. Защита от шума [6, 12].

9. Проектирование и расчет защитных экранов, ограждений, блокирующих устройств [6, 10].

10. Обеспечение безопасности работы труда со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками [12 ].

11. Реализация эргономических требований при организации рабочих мест [3].

По заданию преподавателя, консультирующего раздел БЖД, могут быть также рассмотрены следующие вопросы:

1. Обеспечение рабочих мест средствами индивидуальной защиты [9, 11].

2. Обеспечение рабочих мест средствами коллективной защиты [3, 6].

3. Анализ травматизма и его профилактика на предприятии [7].

4. Профилактика профессиональных заболеваний основных технологических

процессов [12].

5. Сертификация производственного процесса [11].

6. Анализ выполнения санитарно-гигиенических норм при работе с СОЖ [6].

 

В расчетно-конструкторских проектах, связанных с разработкой либо модификацией каких-либо установок или оснастки необходимо проанализировать целесообразность принимаемых решений с точки зрения обеспечения безопасных условий труда при изготовлении и эксплуатации проектируемого оборудования (оснастки).

В данном подразделе студент должен:

- четко определить область применения оборудования (оснастки);

- идентифицировать опасности и оценить риск;

- устранить источники опасности или ограничить риск, насколько возможно;

- применить защитные или предохранительные устройства, защищающие от оставшегося риска;

- информировать потребителя об оставшемся риске (данный вопрос является дополнительным и может быть рассмотрен по заданию консультанта);

- принять во внимание дополнительные меры предосторожности.

К опасностям, которые необходимо идентифицировать, относятся следующие:

- механические опасности (порезы, захват (защемление) или наматывание, попадание под удар и т.п.);

- электрические опасности;

- термические опасности;

- опасности от шума;

- опасности от вибраций;

- опасности от излучений (ионизирующих и неионизирующих)

- опасности от сырья, материалов и веществ;

- опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании оборудования (оснастки).

Рекомендуемая литература: [1, 3, 15]

В целом, следует отметить характер работы персонала, обслуживающего проектируемое оборудование, рассмотреть вредные и опасные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность персонала и указать методы и средства защиты от них.

Кроме перечисленных вопросов, также могут быть рассмотрены следующие вопросы:

1. Разработка рекомендаций по применению средств индивидуальной и коллективной защиты при работе на проектируемом изделии [9,11].

2. Разработка инструкций по технике безопасности при работе с проектируемым изделием [6, 12].

3. Анализ возможных аварийных ситуаций при работе машины.

При проектировании и разработке отдельного узла сложной установки необходимо спроектировать рабочее место инженера-проектировщика. Целесообразно рассмотреть следующие вредные факторы, которые могут отрицательно влиять на работоспособность проектировщика: параметры микроклимата, освещение, шум, загрязнение воздуха, эргономические требования к организации рабочего места. При анализе факторов необходимо рассмотреть возможные последствия их неблагоприятного воздействия на здоровье человека, привести значения санитарно-гигиенических норм, которым должны удовлетворять помещения.

Если дипломник проводит оценку безопасности труда проектировщика на реально существующем рабочем месте (помещение, здание), необходимо проанализировать выполнение норм и правил по технике безопасности в этом помещении и указать мероприятия по устранению отклонений от норм и правил. Если студент сам проектирует рабочее место, то при проектировании он должен руководствоваться существующими нормативами по технике безопасности и охране труда.

Поскольку на современном этапе развития техники и технологий значительная часть расчетно-конструкторской работы осуществляется с применением компьютерной техники, необходимо проанализировать вредные и опасные факторы, источником которых является персональный компьютер (ПК). Следует рассмотреть возможные последствия влияния ПК на здоровье пользователя и на основании этого разработать рекомендации к используемой технике.

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1.Инженерно-психологическая и эргономическая оценка условий труда пользователя ЭВМ;

2. Электробезопасность ЭВМ;

3.Безопасность труда в помещениях, оснащенных ЭВМ.

Рекомендуемая литература: [13].

 

Экологические аспекты БЖД

 

Второй вопрос раздела посвящен обеспечению экологической безопасности мероприятий, предлагаемых в дипломном проекте. В целом, в указанном разделе необходимо привести экологическое обоснование принимаемых решений (изменение уровня воздействия на окружающую среду, изменение опасности этих воздействий и т.п.).

Для проектов, связанных с разработкой технологического процесса, необходимо отметить, является ли предлагаемая технология ресурсосберегающей, безотходной либо малоотходной либо какие мероприятия проведены в направлении обеспечения перечисленных критериев. Если на проектируемом участке при изготовлении изделий образуются отходы, следует указать их номенклатуру (стружка, СОЖ и т.п.), привести их количественную оценку, проанализировать их воздействие на окружающую среду, возможность переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы, в том числе в условиях предприятия, разработать мероприятия по их утилизации и детоксикации. Если в разрабатываемом технологическом процессе предлагается предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей, необходимо обосновать принимаемое решение с экологической точки зрения. При наличии выбросов в атмосферу и гидросферу следует указать, какие методы и средства (традиционные и новые) целесообразно применять для очистки воздуха и сточных вод от загрязнений [18]. Целесообразно указать возможность многократного использования в производстве отработанных вод (после их очистки и обработки) при очень ограниченном их сбросе в водоемы, а также возможность применения частичной рециркуляции (повторного использования отходящих газов).

По заданию преподавателя дополнительно может быть рассмотрен комплексный анализ воздействия производственного объекта на окружающую среду [21].

Если студент в дипломном проекте разрабатывает либо модернизирует установку, оснастку, то ему необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Утилизация отходов при изготовлении нового оборудования и при демонтаже старого оборудования [18,20].

2. Анализ отходов производства при использовании нового оборудования и методы их утилизации [3, 19].

3. Демонтаж и утилизация оборудования после его износа.

4. Оценка соответствия разработки требованиям экологичности;

5. Устройства для защиты от загрязнений окружающей среды.

 

Для дипломных проектов, связанных с разработкой детали для сложного оборудования, необходимо:

1) указать способ изготовления детали и провести оценку воздействия

используемого технологического процесса на окружающую среду;

2) привести номенклатуру сырья и материалов, необходимых для

изготовления проектируемой детали; отметить способы и методы утилизации отходов при изготовлении детали из данных материалов, а также самой детали, когда она отработает свой срок.

 

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В

ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Будущие специалисты во время учебы в институте должны быть обучены не только решению организационных, конструкторских и экономических вопросов по своему профилю, но и решению этих задач с учетом требований защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

К таким требованиям относятся:

1. Выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции жилых и промышленных районов объектов хозяйства, отдельных промышленных зданий, защитных сооружений, участков производства, цехов, технологических линий, машин, узлов и агрегатов.

2. Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий,

проводимых на объектах с целью повышения устойчивости их работы в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

3. Разработках организационных мероприятий по подготовке и ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в возможных очагах массового поражения, в районах стихийных бедствий и местах крупных производственных аварий.

4. Оценка радиационной стойкости материалов, приборов автоматизированной системы управления.

 

Содержание вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях должно находиться в органической связи с темами проектов, а их разработка должна приводить к принятию инженерных решений или определению мероприятий, направленных на решение задач защиты населения в пределах данной темы с учетом использования достижений науки и техники как внутри страны, так и за рубежом.

Если студент в дипломном проекте полностью разрабатывает конструкцию какого-либо устройства, то в этом подразделе ему необходимо проанализировать возможные аварийные ситуации при его эксплуатации и предусмотреть необходимые меры защиты.

Ниже приводится перечень общих вопросов по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.014 с.)